В праздничные дни в пермском Театре-Театре состоялась премьера спектакля белорусского драматурга Константина Стешика «Мороз» (16+). В главной роли — Александр Гончарук, Александр Аверин и актер, которого можно назвать «нервом» театра, Альберт Макаров. Наша журналист побывала на премьере и делится впечатлениями.
Зрители, знакомые с текстом пьесы, удивились, увидев ее не на камерной, а на большой сцене — ведь в ней всего два персонажа, и все действие происходит только между ними. Но именно размещение действия в большом зале позволило дать ей пространство и обогатить его.
— Она обрушилась на меня, а я стал обрушивать ее на других, — признался 59.RU сам постановщик Борис Мильграм.
За ее претворение взялись Дамир Сайранов, поставивший пластику актерам, Ольга Шаишмелашвили, придумавшая сценографию и костюмы, Евгений Козин, давший жизнь особенному здесь свету. Видео занимался Пётр Марамзин, а звуком — Андрей Кузнецов.
Чтобы дать читателю возможность прочувствовать атмосферу пьесы, размещу текст из самого ее начала.
«Ну вот и всё. Я молчал. Я долго молчал, постукивая пальцами по дверце бардачка. Пальцы пока не замёрзли, в машине ещё витало остаточное тепло от несколько минут назад отключившейся печки. Надо бы надеть перчатки, но я не спешил — словно назло ситуации. Мол, я тебя не боюсь, мороз. Не боюсь и не очень-то и верю в тебя. Это только в кино они — какие-то там они — насмерть замерзают. Это всё чушь и неправда. Так не бывает».
Сам сюжет пьесы прост и одновременно страшен: два друга похитили из морга тело третьего — их друга детства Сашки Поролона, чтобы похоронить его так, как он хотел. Но их машина сломалась по дороге, и два живых человека и один мертвый остались посреди снежного поля, наедине с морозом и выбором — жизнь или долг?
Василь упрям на пути к цели и все время движется вперед. Кажется для него не стоит выбор — долг для него превыше всего. Его безымённый и инертный друг, от лица которого идет повествование и обозначенный в пьесе простым «Я», пытается его переубедить: их жизнь не стоит того, чтобы воплотить Сашкину мечту, ведь друг уже мертв. Нужны ли новые жертвы, чтобы воплотить задуманное? Но Василь объясняет, что это важно прежде всего для него самого.
Вопрос, стоит ли жертва цели, перерастает во много большее философское, и кажется, делит зрителей на два лагеря. Одни согласны с Василем, другие — с его другом. Но, как заметил один из зрителей на обсуждении спектакля после премьеры, не есть ли Василь и Я — один герой?
Уже сама по себе пьеса шокирует с первых моментов и заставляет полностью включиться в нее, а то, как решен спектакль, еще больше «работает» на чувственность его восприятия и проникновения в зрителя. Сцена здесь разделена горизонтальной планкой — словно действие происходит в разных мирах и разном времени. Так, в верхнем пространстве герои иллюстрируют происходящее и движутся условно, как будто преодолевают плотность или мороз.
Сначала кажется, что реальные герои внизу, а наверху лишь ангелы, но ближе к концу спектакля ты понимаешь: герои уже Там и просто рассказывают, что с ними было.
В ткань спектакля введено целое самостоятельное музыкальное произведение — реквием. Параллельно с действием наверху, внизу, все время стоя (или молитвенно предстоя), словно в напряжении, Альберт Макаров исполняет реквием на латыни — языке вечности. Реквием вплетается в повествование самой пьесы. Исполнителю вторят чистые звуки арфы, рояля и женский голос.
На горизонтальной планке, разделивший мир надвое, движется красная кардиограмма, которая под конец становится мертвенно-белой и ровной.
Музыка, свет, видео, постоянное движение героев по горизонту как по фризу, превращают нить диалога в некое кино и дают его прочувствовать, а не только понять его смыслы.
Спектакль очень красивый и настолько эстетски решенный, что полностью покоряет зрителя и доверительно погружает в себя. И вот ты уже един с героями, музыкой и светом, у которого здесь, безусловно, своя роль. Под конец кажется, что ты уже сам трогаешь одну из сосулек, свисающих над героями, и чувствуешь ее скользкий холод.
Ты уходишь со спектакля, но кажется уносишь его с собой.
Первые премьерные спектакли прошли, но уже в декабре зрители вновь смогут их увидеть.
С 14 ноября в Перми начнется «Монофест» (16+), на котором покажут несколько моно-спектаклей от театров из разных городов.