В репертуар Пермского театра оперы и балета вернули спектакль «Двенадцать месяцев» (0+), который впервые был показан в 2008 году, но потом снят из программы. Мы заглянули на репетицию обновленной оперы и поговорили с артистами.
Сама опера была написана в 2006 году, ее автор — петербургский композитор Сергей Баневич. В 2008 году в Пермском театре ее поставил Георгий Исаакян, постановщиком возрожденной в 2025 году версии выступила Татьяна Полуэктова, известная также как артистка (сопрано) театра. В «Двенадцати месяцах» она исполнит роль Мачехи.
Напомним сюжет самой сказки — под Новый год капризная Королева обещает корзину золота тому, кто принесет ей во дворец букет подснежников. Жадные Мачеха и Дочка посылают Падчерицу в зимний лес, где девушка встречает двенадцать братьев-месяцев. На один час Январь уступает природу во владение брату Апрелю — сугробы расступаются, и на поляне расцветают весенние цветы.
Мы пришли на репетицию, которая была в самом разгаре — хор исполнял одну из партий, а режиссер Татьяна Полуэктова давала рекомендации артистам. Необычно было видеть артистов не в костюмах, а в обычных джинсах и рубашках. В образе была только исполнительница роли Королевы — Ирина Байкова, на ней была роскошная мантия.
В оркестровой яме находился только дирижер и пианист. На самом спектакле будет звучать оркестр, но это был облегченный вариант репетиции, и оркестр в этот день не привлекли.
Возрожденная постановка не будет отличаться от прежней версии — в ней используют все ту же сценографию и костюмы художницы Елены Соловьевой.
В спектакле также звучит голос рассказчика — в его качестве выступил актер «Театра-Театра» Владимир Гинзбург.
Роль Падчерицы в спектакле исполняет Ольга Попова, мы поговорили с ней во время перерыва.
— Я пришла в театр в 2008 году, и роль Падчерицы была моя первой партией в этом театре, — вспоминает Ольга Попова. — Считаю спектакль ярким и масштабным, на который нужно идти всей семьей, в нем звучит детский хор.
А Ирине Байковой, исполнившей роль красавицы-королевы, постановка навеяла детские воспоминания.
— Я словно возвращаюсь в детство, и испытываю состояние детского восторга, вспоминаю детскую студию и домашний театр, который мы устраивали с сестрой, — говорит артистка.
«Играю голосом, использую интонации»
В спектакле будет использован тифлоперевод для плохо-видящих и незрячих детей. Такая возможность появилась у театра благодаря гранту «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
Работу выполняют два специалиста — Анна Шестакова и Наиля Ибрагимова, также являющаяся замдиректора Пермской краевой библиотеки для слепых. Это единственные тифлокомментаторы в Перми.
Уникальные специалисты в Перми нарасхват — в декабре их звали на разные мероприятиях, театры, но они просто физически не успевали, и признаются, что были бы рады прибавлению в их профессиональной команде. Учат тифлокомментированию в институте «Реакомп» в Москве.
— Считаю, что это искусство, такое же, как синхронный перевод, — призналась 59.RU Аня. — Самое сложное — выстроить фразу таким образом и из таких слов, чтобы максимально полно выразить то, что мы хотим передать нашему особенному зрителю, который не может видеть. При этом важно не залезть на реплики актёров, ведь их роль главная. У нас тоже реплики, я немножечко играю голосом, использую интонации.
Тифлокомментаторы серьезно готовятся к спектаклю — пишут свой сценарий, текст, подбирают информацию из интернета и словарей, консультируются со специалистами театров. Например, в сказке «Двенадцать месяцев» есть много старинных слов, которые нужно кратко объяснить.
После спектакля к детям приходят артисты, чтобы они могли познакомиться с ними, а также потрогать костюмы, тактильно изучить ткани, задать вопросы.
Премьера спектакля состоится 24 и 25 января в 12:00 и 19:00. Билеты стоят от 1500 до 3500 рублей.
Всего в репертуаре Оперного уже шесть спектаклей, на которые, кроме обычных зрителей, могут прийти те, у кого нарушено зрение, и услышать тифлоперевод. Это «Мадам Баттерфлай» (12+), которую комментатору Наиле Ибрагимовой пришлось еще и переводить с итальянского, «Иоланта» (12+), «Евгений Онегин» (12+), «Приключения в оперной стране» (6+), «Терем-Теремок» (0+), а теперь еще и «Двенадцать месяцев».
Ранее мы рассказывали и даже показывали, как тифлокомментатор ведет один из спектаклей в Пермском оперном театре.