
Главные герои спектакля — могильщики, у Шекспира они были лишь эпизодическими
В марте на пермской «Сцене-Молот» показали новый спектакль о Гамлете (18+), его показы продолжат в апреле. Во время работы над постановкой авторы называли его «Гамлет. Могильщики», но буквально за три дня до премьеры резко переименовали в «Датский магазин лопат». Наша журналист побывала на премьере и делится впечатлениями. Далее — от первого лица.
Автор пьесы — Настасья Фёдорова, режиссёр — Кирилл Люкевич, сценография и костюмы — художников Александра Мохова и Марии Лукка.
— Уже по первоначальному названию «Гамлет. Могильщики» было понятно, что спектакль Настасья Фёдорова создала по известной пьесе Шекспира «Гамлет». Так и оказалось, но спектакль оказался неожиданным — отличным от хрестоматийного и начинённым новыми смыслами.
Здесь всё те же персонажи — принц Гамлет, мстящий дяде Клавдию за убийство отца, влюбленная в него Офелия и другие. Но все происходящее в королевской семье словно удалено и происходит за ширмой — оно здесь не главное. Главным здесь становится история двух могильщиков, которые в самой пьесе Шекспира лишь эпизодические персонажи. Автор поменяла ракурс и дала могильщикам имена — Брёде и Йорген.



Роль могильщика Брёде играет Алексей Корсуков. Если вам кажется, что вы видели его лицо не только в театре, то не кажется, вы правы. Алексей блистательно и характерно сыграл роль Витьки Хромого во втором сезоне «Территории» (18+), а также появлялся в фильмах «Зулейха открывает глаза» (12), «Чук и Гек» (6+) и «Продавец счастливой пиццы» (12+).
В пьесе Шекспира могильщики появляются в самый напряженный момент — когда Гамлет убил главного советника короля Полония, отомстив за смерть отца — короля Дании Гамлета-старшего, Офелия сходит с ума, а сосланный в Англию Гамлет хочет вернуться в Данию. Пружина драмы закручена до нельзя. И тут появляются могильщики, которые шутят, занимаются ерундой и словно расслабляют эту пружину.

Гамлет в спектакле играет рок и выглядит немного сумасшедшим
Произведение настолько наполнено трагедиями, мраком и убийствами, что сцена на кладбище вносит комичное начало и разряжает драму, в то же время принижая ее глобальность.
Вся драматическая линия, бывшая у Шекспира главной, в пьесе Настасьи Фёдоровой лишь крутится вокруг могильщиков и является всего-то фоном, временами проникая в кладбищенский мирок Брёде и Йоргена — трупы-то приходится закапывать именно им. А главной в спектакле становится личная история могильщиков и их философия — пренебрежительное и ироничное отношение к происходящему вокруг.

Главные действия драмы убраны за ширму, могильщики наблюдают за происходящим как зрители
Сам антураж пьесы незамысловат — на сцене лишь гора земли и детали — ведра, лопаты и могильный камень. Да и сами могильщики выглядят этакими обычными реальными пацанами из одноименного сериала. Но при этом ощущение — вневеременье, полосой проходящее и через наши дни. Намек на сегодня — в цветовых акцентах: желтых сапогах и розовом чемоданчике на колесиках, которые катит с собой Офелия.
Созданное пространство ассоциируется с миром Макдоны: здесь и тема смерти, и коричневая палитра сцены, и типажи могильщиков «из народа», и ироничное отношение к смерти, словно играючи. Эти ребята легко обращаются с черепами, в том числе небезызвестного бедного Йорика, размахивают позвоночником, словно анатомическим пособием в Мединституте. Каждый день они хоронят людей, в том числе, королевских персон, и мертвые для них лишь материал. Все это накладывает на них особое отношение к жизни, смерти и человеку.

Вот это поворот — между Брёде и Офелией возникают теплые чувства
Именно через могильщиков мы можем понять, насколько временно существование человека на земле и ценна жизнь, а с другой стороны — осознать, что человек это лишь частичка этого мира, а не его хозяин.
Помимо могильщиков, неспешно ведущих свои беседы на кладбище, в спектакле много королевских персон. Выглядят они как безумная толпа, то и дело проносящаяся по кладбищу и привносящая суету в размеренный кладбищенский мирок. Актерский ансамбль отлично слажен, чувствуется внутренний нерв и хорошо передана сумасшедшинка внешнего мира.
Комичность происходящему придают то и дело появляющаяся пара музыкантов с лицами мимов. В спектакле они исполняют музыку на похоронах, а до его начала встречают зрителей, балагурят и предлагают за деньги исполнить песню, исполняя наобум то Цоя, то Синатру. Словно настраивая зрителя на то, что спектакль будет непростым.

Музыканты-мимы пытаются петь с масками веселья и грусти на лицах
Ближайшие показы спектакля «Датский магазин лопат» намечены на 16, 25 и 26 апреля.
Недавно мы рассказывали еще об одном новом спектакле на сцене «Театра-Театра» — «Женитьбе» (16+), поставленной по пьесе Гоголя.
Вы уже смотрели этот спектакль? Понравилось?

Автор предпочел остаться неизвестным