Фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни» (0+) — это история двух медведиц и их детёнышей — Самапятой с четырьмя малышами и Теслы с двумя медвежатами в заповеднике. Документалисты проследили за ними в их первый год жизни — от выхода из берлог весной до поздней осени, когда они снова впали в зимнюю спячку. Съёмки велись практически беспрерывно на протяжении семи месяцев.
Режиссером и продюсером фильма стала пермячка Ирина Журавлева. В Перми его впервые показали 19 сентября на фестивале «Флаэртиана», а 6 октября фильм выйдет в широкий прокат по всей стране. Его покажут в сети кинотеатров «Синема Парк» в ТРК «Семья» и ТРК «Колизей». Мы узнали у Ирины, с чего всё началось, не боялись ли операторы медведей, и о забавных случаях на съемочной площадке.
Авторы отказались от сюжета и решили показать жизнь медведей такой, какая она на самом деле. С самого начала и до конца фильма зритель погружается в состояние некоей медитации — настолько захватывает увиденное. Первые кадры — маленькие медвежата спят на спине матери, падают с неё, карабкаются вновь и зарываются носом в ее шерсть.
Иллюзия такова — медведи рядом, и можно коснуться их рукой. Зритель проживает эти семь месяцев вместе с косолапыми медвежатами, переживает за них. В какой-то момент хочется протянуть руки и где-то помочь, где-то уберечь.
Нашли режиссёра в Перми
Оператор фильма — Дмитрий Шпиленок. Долгое время он работал инспектором Южно-Камчатского заповедника, участвовал в оперативных мероприятиях по борьбе с браконьерством. Его брат Игорь Шпиленок — известный в России фотограф-натуралист, основатель заповедника «Брянский лес» и автор интернет-блога о жизни медведей. Братья снимают медведей больше десяти лет. Идея снять фильм о медведях в заповеднике пришла именно к ним, и Шпиленки начали искать режиссеров. И нашли. Ими стали петербуржец Владислав Гришин и пермячка Ирина Журавлёва. Ирина — основательница арт-проекта «ЛЕС», занимавшаяся различными культурными проектами в сфере охраны окружающей среды. В фильме она взяла на себя роль и режиссера, и продюсера, а также возглавила проект.
— В Южно-Камчатском заповеднике живёт самая большая охраняемая популяция бурого медведя в мире, — рассказывает 59.ru Ирина Журавлева. — Одновременно вокруг Курильского озера, где существует крупнейшее нерестилище тихоокеанской рыбы нерки в Азии, может находиться не одна сотня медведей. Я видела 40 медведей одновременно во время съемок.
По рассказу продюсера, команда выезжала на съемку примерно в 4–5 утра на лодке и двигалась по озеру к устью какой-либо реки, где, как правило, сосредотачивается рыба, а значит, и медведи.
Почему медведи не едят операторов?
— Наш оператор Дмитрий Шпиленок является также и сотрудником заповедника, он прекрасно знает, как себя вести с медведями, — рассказывает Ирина. — Главное правило — не мешать и уважать их, помнить, что мы находимся на их территории. Это заповедник, там нет места человеку. Там можно находиться только сотрудникам заповедника и туристам — но под присмотром.
Над фильмом, кроме Дмитрия Шпиленка, работали еще три оператора — Михаил Родионов, Геннадий Шаликов и Дмитрий Воронов. По словам продюсера, во время съемки рядом с операторами всегда дежурил ассистент. Он следил за происходящим в тот момент, когда оператор смотрел в камеру.
— Медведи часто смотрят в кадр и замечают людей. Бывало так, что мы снимали с расстояния нескольких метров, буквально пяти-десяти, но прекрасно знали, что в безопасности. Медведи знают всё, что происходит в радиусе 200–300 метров. Но так как их охраняют, у них все давно хорошо.
В этом заповеднике удалось установить достаточно эффективный охранный режим, и браконьеры больше не промышляют на его территории. Поэтому у медведей постепенно пропадает генетический страх перед человеком. Мишки там живут в максимально естественных условиях. Кроме того, у них есть орехи, ягоды и рыба, которая нерестится с июня по февраль. Они сыты практически всегда. Поэтому при понимании того, как вести себя с бурым медведем, оставаясь на расстоянии, не конкурируя с ним за рыбу, считывая их эмоции, зная их биологию, можно совершенно спокойно снимать их на Курильском озере в камчатском заказнике.
Администрация Кроноцкого заповедника и Южно-Камчатского заказника помогала киногруппе с доставкой продуктов и снаряжения, заброской съёмочной группы.
«Четверо медвежат, а "сама пятая"»
Имя одной героине досталось по наследству от прапрабабушки, которую так назвал Анисифор Крупенин, легендарный первооткрыватель Долины гейзеров начала 1940-х, — «четверо медвежат, а "сама пятая"».
— Вторую маму-медведицу назвали Теслой из-за активного характера. Она постоянно бегала, рыбачила, отдавая при этом половину добытой рыбы своим медвежатам Соне и Самсону. А это довольно редкое явление, потому что главная задача для медведицы — накормить себя. Чтобы, когда она в берлоге, у нее было достаточно молока для медвежат. А оно состоит из жира, который она нагуляет в течение лета и осени.
Уже в мае удалось получить первые кадры медвежат, только что вышедших из берлоги. В весенние съёмочные дни дул сильный штормовой ветер, Дмитрия приходилось укрывать снегоходными нартами и зарывать в снег, чтобы хоть как-то избежать тряски камеры и раскачивания штатива.
Когда камера попадает в лапы
Часто съёмочная группа, работающая на близком расстоянии от «актёров», сама становилась объектом наблюдения и интереса со стороны медведей. Иногда операторы, обремененные 40 килограммами оборудования, не успевали за косолапыми актёрами. Боялись их потерять, но всегда находили. Бывало и так, что камеры GoPro попадали в лапы медвежат. Чтобы заснять медведей близко, операторы расставляли камеры и уходили. Медвежата начинали играть с ними, пробовали кусать или просто убегали с новыми игрушками, и в результате снимали свою родню. Иногда медведи закидывали камеры в воду и наблюдали за людьми, которые бродили по пояс в реке в их поисках.
Операторы потом находили камеры — снятое видео поражало необычными ракурсами. Неформальные съемки операторы тоже собрали, они не вошли в фильм, но их объединили в бекстейдж.
Нерест нерки закончился к январю, наступила пасмурная и снежная погода, и медведи ушли в свои берлоги. Операторы навестили медвежьи семьи на Курильском озере летом на другой год.
Голос, музыка и мультик
Автором музыки к фильму стал композитор Георгий Химорода из Нижнего Новгорода, а акварельную анимацию в начале и конце фильма нарисовала мультипликатор Нина Бисярина из Екатеринбурга.
Над голосом к фильму тоже долго думали. Для первого варианта готовили длинный научно-популярный комментарий, но в итоге от закадрового текста отказались. Он рушил всю естественность фильма. Поэтому оставили лишь несколько предложений, озвученных актёром Анатолием Белым.
— Медведи похожи на нас, у них очень разные характеры, они тоже испытывают огромный спектр эмоций и чувств, — объясняет Ирина Журавлёва. — Можно провести такую параллель, что в каждом из нас живет медведь, и в каждом медведе — человек. Например, есть медведи-интеллигенты, есть медведи-шпана. И молодежь у них объединяется в стайки. Есть спокойные, наблюдательные и созерцательные, а есть непоседы.
6 октября премьера фильма пройдёт в 28 городах России, а с 11 октября — в 45.
По словам авторов, миссия фильма — это обращение к сознанию и сердцу каждого человека.
— Мы хотим донести простую мысль, что природа хрупка, и наша обязанность — охранять и оберегать её.
Премьера фильма в Перми состоится 6 октября в 15:00 в кинотеатре «СинемаПарк» в ТРК «Семья». На открытии для детей и родителей устроят мастерские на медвежью тему.