Все новости
Все новости

Легенды Успенского монастыря: кто рисовал майолики на церкви — Виктор Васнецов или Николай Рерих?

Вместе с монахиней Марией мы углубились в историю одного из самых интересных пермских монастырей

Иконе Богоматери на алтаре Казанского храма приписывают авторство Николая Рериха

Поделиться

Успенский женский монастырь, находящийся недалеко от Перми II, закрывали в советские годы и могли уничтожить, если бы властям не сказали, что майолики на одном из храмов создал Николай Рерих. Именно благодаря этому удалось сохранить, а потом и возродить монастырь. Мы побывали на экскурсии по нему, которую нам провела монахиня Мария, и подробней узнали о его истории.

Город за крепостной стеной


Сложно представить, но всего 150 лет назад в районе улиц Екатерининской, Плеханова и Ленина не было ни домов, ни дорог, а только лес и единственная деревянная усадьба с колоннами. В 1870-е годы ее выкупили пермские купцы-пароходчики Федор и Григорий Каменские и перестроили в Казанскую церковь. Вокруг церковки быстро образовался Успенский женский монастырь, огороженный крепостной стеной.

Дореволюционный план Успенского монастыря

Дореволюционный план Успенского монастыря

Поделиться

Монастырь занял большую территорию. Здесь построили несколько храмов — огромный Успенский собор с колокольней и подземной церковью, Казанскую церковь и деревянную часовню Жен-Мироносиц — на ее месте сейчас находится гимназия № 4 имени Каменских. Также здесь появились жилые постройки для монахинь-насельниц, трапезные, открыли школу, которую посещали дочери местных купцов.

Успенский монастырь, игуменский корпус (слева) и часовня Жен-Мироносиц (в глубине справа), на месте которой сейчас стоит гимназия Каменских

Успенский монастырь, игуменский корпус (слева) и часовня Жен-Мироносиц (в глубине справа), на месте которой сейчас стоит гимназия Каменских

Поделиться

Монахиня Мария рассказывает: для работы в Успенском соборе приглашали художников Виктора Васнецова, известного как автора картин «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке» и «Аленушка» и Михаила Нестерова, знакомого многим по полотну «Видение отроку Варфоломею». Документы об этом не сохранились, весь монастырский архив был уничтожен в советские годы, но, предположительно, художники работали над росписями собора и созданием иконостаса. 

Известный художник и просветитель Николай Рерих тоже работал в монастыре: он сделал иконостас для пещерной подземной церкви, который сохранился и сейчас находится в Пермской художественной галерее. Нет, это не тот золоченый иконостас, который занимает три этажа, рериховский хранится в фондах. 

Пермский иконостас Рериха на выставке. Именно он находился в пещерной церкви Успенского монастыря

Пермский иконостас Рериха на выставке. Именно он находился в пещерной церкви Успенского монастыря

Поделиться

В 1908 году вместо бывшей деревянной Казанской церкви построили новую каменную. Предположительно, автором проекта был Виктор Васнецов, ведь постройка является почти точной копией архитектурных работ Виктора Васнецова — храма Спаса Нерукотворного в Абрамцево и храма в Альшанах под Прагой, где жил сын Васнецова, который был священником. 

— Церковь задумали как храм-усыпальницу — в подвале был склеп, — говорит Мария. — До реконструкции церкви в девяностые годе в ее полу был огромный люк, через который должны были спускать гробы. Историкам неизвестно, успели ли кого-то в нем захоронить до революции, но мы точно знаем, что за алтарной частью были захоронены Алексей Григорьевич Каменский, жена и сноха одного из Каменских. В соседнем Успенском соборе тоже был склеп, известно, что в нем были захоронены старшие Каменские — братья Федор и Григорий Кузьмичи.

Авторство икон Спаса Нерукотворного и Богоматери на фасадах Казанской церкви приписывают Николаю Рериху. Они выполнены в технике майолики — отдельные керамические элементы обжигают и собирают в целое изображение. Напоминает мозаику, но куски керамики более крупные и обжигаются по отдельности. Документов об этом тоже нет, но подтверждение пребывания Николая Рериха в Перми в письмах художника нашел пермский краевед Виктор Семянников: Рерих сам писал о том, что работал в монастырских храмах. 

Казанский храм на территории монастыря

Казанский храм на территории монастыря

Поделиться

Изображение на храме называется «Спас Нерукотворный». По легенде, царь Авгарь, заболевший проказой, отправил своего художника нарисовать Христа — верил, что с помощью его портрета исцелится от болезни. Но Христос не стал позировать живописцу, а просто приложил омытое лицо к платку, на котором отпечатался его лик. Художник принес нерукотворный образ Авгарю, и тот, молясь на изображение, смог исцелиться. «Тот, кто уповает на Христа, никогда не будет оставлен без помощи» — означает надпись на иконе

Изображение на храме называется «Спас Нерукотворный». По легенде, царь Авгарь, заболевший проказой, отправил своего художника нарисовать Христа — верил, что с помощью его портрета исцелится от болезни. Но Христос не стал позировать живописцу, а просто приложил омытое лицо к платку, на котором отпечатался его лик. Художник принес нерукотворный образ Авгарю, и тот, молясь на изображение, смог исцелиться. «Тот, кто уповает на Христа, никогда не будет оставлен без помощи» — означает надпись на иконе

Поделиться

В 1920-е годы монастырь закрыли. Пермские власти решили перестроить большой Успенский собор в театр, но в итоге решили его просто разобрать. Кирпич оказался добротным, и из него построили баню и некоторые дома на улице Ленина. Из Казанского храма с майоликами сделали мастерскую по ремонту тракторов — снесли барабан и купол, сломали одну из стен, чтобы машины смогли туда заезжать.

В таком состоянии был Казанский храм и майолика в 1970-е годы

В таком состоянии был Казанский храм и майолика в 1970-е годы

Поделиться

Мария рассказала страшный случай, связанный с иконой.

— Об этом вспоминали местные жители: в советские годы электрик делал в здании проводку, для этого он просверлил на майолике глаз Богоматери и сразу погиб, — говорит монахиня. — А изображения Христа регулярно закрывали штукатуркой. Говорят, она осыпалась, но не постепенно, а разом — словно ее смахнули с изображения. Икону замазывали вновь, но через некоторое время штукатурка опять сходила с нее.

Звонница на Казанском храме<br>

Звонница на Казанском храме

Поделиться

В шестидесятые годы рядом с монастырем начали строить пятую медсанчасть. По задумке архитекторов Казанский храм должны были снести, но на его защиту встали пермские искусствоведы. Они пригласили столичных профессоров, провели художественный совет и написали настолько сильное по убеждению экспертное заключение, что власти отступили.

— Они сказали строителям и властям, что хотя майолики и обезображены, они стоят дороже, чем вся пятая медсанчасть вместе взятая, ведь авторство принадлежит Николаю Рериху, — говорит Мария. — В экспертизе они сказали, что это такого уровня произведение искусства, что ничего подобного в Пермском крае нет. Так имя Рериха спасло храм.

Внутри храма много икон

Внутри храма много икон

Поделиться

Спустя десятилетия после реставрации икон в 2018 году, когда образы были полностью восстановлены, появилась еще одна версия. Монахини и некоторые исследователи предполагают, что автором икон-майолик всё же был не Рерих, а Виктор Васнецов. Оба художника увлекались мозаичной техникой и оба работали в этом монастыре. Но чтобы установить точное авторство, потребуется еще долгое изучение этих памятников. За него уже брались несколько исследователей, но до конца работу не доводили из-за отсутствия архивов. 

В 1990-е годы здание церкви отдали Пермскому краеведческому музею, который начал его восстанавливать и реставрировать. А в 1993 году музей передал здание церкви, которая начала возрождать монастырь. 

В советские годы эта стена была сломана, сюда заезжали трактора. Слева направо в иконном проеме — иконы святых Елизаветы и Варвары, речь о которых пойдет ниже

В советские годы эта стена была сломана, сюда заезжали трактора. Слева направо в иконном проеме — иконы святых Елизаветы и Варвары, речь о которых пойдет ниже

Поделиться

Сейчас церковь действуют, ее может посетить любой пермяк. Помимо икон, в храме есть уникальный мощевик. В большом деревянном киоте с искусной инкрустацией собраны частицы известных святых.

В мощевике хранятся мощи самого Иоанна Крестителя, Пантелеймона Великомученика Первозванного и ветхозаветного пророка Исайи

В мощевике хранятся мощи самого Иоанна Крестителя, Пантелеймона Великомученика Первозванного и ветхозаветного пророка Исайи

Поделиться

Игуменья Руфина и принцесса Луиза 


Судьба монастыря связана с судьбами двух женщин. Среди первых насельниц оказалась Ольга Кокорева из пермской купеческой семьи. Девочку отдали на воспитание в монастырь, где она получила имя Руфина. Согласно монастырской легенде, когда девочку одевали в монахини, зазвонил колокол. Игуменья сказала: «Такое впервые вижу, игуменьей будешь». 

Игуменья Руфина (Ольга Кокорева)

Игуменья Руфина (Ольга Кокорева)

Поделиться

И действительно, когда девочка выросла, стала игуменьей Чердынского монастыря. В годы Первой мировой войны женщина открывала приюты для детей-сирот, ясли и школы в Перми, Новониколаевске (ныне Новосибирске. — Прим. ред.). С приходом советской власти женщину неоднократно арестовывали и допрашивали. В 1923 году вместе с монахинями игуменья уехала в китайский город Харбин, где основала женскую обитель и детский приют, воспитавший 600 девочек-сирот. Его назвали в честь женщины, но по ее светскому имени — «Ольгинский приют». В 1932 году город захватили японцы, и обитель перевели в Шанхай. Там женщина жила до 1937 года, где умерла и была похоронена.

Кресло игуменьи сохранилось и находится в монастыре

Кресло игуменьи сохранилось и находится в монастыре

Поделиться

Два раза в монастыре останавливались Елизавета Федоровна Романова — супруга великого князя Сергея Александровича Романова (брата Александра III. — Прим. ред.), урожденная принцесса Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская. Она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы и внучкой английской королевы Виктории. 

Женщина посетила пермский Успенский монастырь в 1914 году как гостья и остановилась в сохранившемся до наших дней игуменском корпусе. Именно здесь она узнала о начале Первой мировой войны. После возвращения в Петербург Елизавета активно заботилась о помощи русской армии и раненым. Благодаря её участию в открытии мастерской в 1915 году в России впервые стали собирать протезы для раненых.

После прихода к власти большевиков женщина отказалась выехать из страны по их требованию. В 1918 году она была арестована чекистами по распоряжению Дзержинского. Ее доставили в Пермь, как и Михаила Романова. Женщина попросила поселить ее в Успенском монастыре. За ней последовали ее товарищи и подруга — монахиня Варвара. После Перми группу перевезли в Екатеринбург, а оттуда — в Алапаевск. Елизавету и ее соратников сбросили живыми в шахту, где они мучительно умирали. Женщина была зачислена в ранг святых, ее статуя помещена на западном фасаде Вестминстерского аббатства в Лондоне — в ряду святых ХХ века. Кстати, один из корпусов больницы № 5 назван в честь святой — Елизаветинская больница.

Дети играли черепом, как в мяч


Судьба останков семьи Каменских из монастырских склепов неизвестна. Возле часовни Жен-Мироносиц, где сейчас находится гимназия Каменских, в XIX веке было большое городское кладбище. Здесь хоронили самых известных пермяков. Когда строили школу и больницу, копали котлованы и изменили рельеф территории. Грунт вместе с содержимым бульдозерами сваливали в обрыв. Кладбище сдвинули, и останки потом находили там, где их не было.

— Местные жители рассказывали, что когда они были детьми, здесь находили черепа и играли ими в футбол. А однажды нашли цинковый гроб с окошечком, через которое было видно, что погребенный человек с рыжей бородой полностью сохранился, видимо, за счет образовавшегося вакуума. Это гроб подняли из земли и увезли.

На территории самого монастыря во время реставрации находили неизвестные останки, одной из находок было захоронение монашки в полном облачении. Все найденные останки поместили в общую могилу за Казанским храмом. Со временем над ней хотят установить крест.

Сохранившиеся надгробия без могил

Сохранившиеся надгробия без могил

Поделиться

Также на территории нашли старые надмогильные памятники. Среди них есть надгробие участника Севастопольской обороны 1854–55 годов. Пока их установили рядом с церковью.

 — За алтарем Успенского собора, где была пещерная подземная церковь, тоже были захоронения. Но там уже давно бойлерная больницы, коммуникации и никаких останков. Мы искали людей, которые участвовали в строительстве этой больницы, но никого не осталось в живых.

Новый храм, воскресная школа и трапезная с булочками


Монастырь восстановили в девяностые — начале 2000-х годов. Полностью отреставрировали Казанскую церковь, игуменский корпус, построили Иоанно-Богословский храм, монашеский корпус, трапезную.

Новый Иоанно-Богословский храм на территории возрожденного монастыря

Новый Иоанно-Богословский храм на территории возрожденного монастыря

Поделиться

— Здесь в монастыре постоянно, круглосуточно читают молитвы за город и его жителей, — объясняет нам монахиня Мария. — Читали и 150 лет назад. Если город никто не будет охранять, его не будет. Каменские и тогда это понимали, поэтому старались вкладывать силы и средства в монастырь.

В монастыре работают иконописные и швейные мастерские, открыта просторная воскресная школа с классами, собственной детской кухней-пекарней, где дети учатся кулинарии. Холл воскресной школы украшает картина пермского иллюстратора Станислава Ковалева, которую художник подарил монастырю. Здесь открыты катехизаторские курсы, работает библиотека. 

Монахини трудятся в швейных мастерских и пекарне, которая напоминает сказочный домик, и продают булочки и пироги в местной трапезной-кофейне. Сюда может зайти и попить чай со свежей выпечкой любой. На стенах — фотовыставка с видами церквей, которые когда-то были в Перми. 

Пекарня похожа на сказочный домик

Пекарня похожа на сказочный домик

Поделиться

Ранее мы рассказывали историю пермской матушки, которая руководит центром помощи семьям.

  • ЛАЙК12
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter