Каждый год в конце ноября во всем мире проходит «черная пятница». В этом году она состоится 27 ноября. Экономист Пермского политеха Александр Горшков рассказал, будут ли покупатели в этом году меньше тратить на распродажах.
— С приходом в нашу страну традиции «черной пятницы» мы наблюдаем тенденцию: год от года россияне тратят всё больше денег, — говорит доцент кафедры экономики и финансов Пермского политеха, кандидат экономических наук Александр Горшков. — Если в 2014 году в глобальный день распродаж люди совершили покупки на 300 миллионов рублей, то в 2019 году эта сумма составила 22,3 миллиарда рублей. Средний чек вырос до 5010 рублей. Такой рост покупок говорит о том, что это не предел.
По словам эксперта, из-за пандемии коронавируса в 2020 году значительно сократились объемы торговли, поэтому «черная пятница» — это шанс для предпринимателей удержать свой бизнес на плаву. Пытаясь привлечь внимание покупателей, они запускают большие рекламные кампании и увеличивают размеры скидок. Например, раньше они не превышали 70%, а сейчас можно найти скидки более 90%.
Экономист считает, что в 2020 году стоит ожидать высокой активности в онлайн-продажах, так как пандемия привела к ограничениям в организации торговли. В отличие от предыдущих лет, когда основными участниками онлайн-распродаж были молодые люди, на этих площадках станет больше представителей среднего и старшего поколений. На это могли повлиять удаленная работа и самоизоляция.
Александр Горшков говорит, что в этом году могут измениться приоритеты в покупках. В 2014 году половиной приобретенных товаров были гаджеты и электроника, а четверть — одежда и аксессуары. В 2019 году в лидерах оказались одежда — ее приобрели 54% покупателей, 29% купили обувь, 23% — товары для детей, 20% — косметику и парфюмерию и 18% — электронику.
— Можно предположить, что в 2020 году вырастет спрос на товары, которые делают жизнь дома более комфортной, — считает экономист. — К ним относятся электроника, программные продукты, товары для домашнего офиса, спорта и развлечений, приспособления для облегчения быта. В то же время уменьшится спрос на одежду и обувь.
По мнению эксперта, на объемы продаж на «черной пятнице» оказывают существенное влияние национальные традиции. У народов, которые проживают в различных экономических условиях, складываются разные модели потребительского поведения. В условиях рыночной экономики люди склонны тратить деньги, «глядя в свой кошелек», сравнивать выгоды от покупки с ее ценой. В России население не имеет опыта поколений жизни в условиях рынка, поэтому люди могут совершать покупки эмоционально, под действием внешних факторов.
Ранее Александр Горшков предполагал, как изменится общество после пандемии коронавируса.