Среди многих пермяков в возрасте за 50 лет живут воспоминания о 90-х, когда вклады заморозили и случился дефолт. Витающие в информационном пространстве обсуждения возможности новой заморозки вкладов в таком случае отзываются болью в сердце. Чтобы разобраться в ситуации подробнее, мы обратились за комментарием к эксперту из Перми — кандидату экономических наук, доценту НИУ ВШЭ Елене Зуевой.
Откуда взялись переживания?
Почему вообще сейчас начали говорить про заморозку вкладов? Как поясняет кандидат экономических наук Елена Зуева, в феврале пройдет очередное заседания Совета директоров Банка России, на котором будут обсуждать ключевую ставку. И у некоторых людей есть опасения, что ключевую ставку снизят с 21%.
Можно подумать, что это повод для радости — ипотека подешевеет! Но все не так просто. Ключевая ставка — механизм, который Центробанк использует для регулирования спроса и сдерживания инфляции. Когда ставка выше, люди хранят деньги в банке, чтобы получить проценты в равном ставке размере. Брать кредиты в таких условиях невыгодно, люди отказываются от покупки недвижимости и автомобилей, спрос снижается, рост цен сдерживают. Если ставка снизится, то люди могут забрать деньги со вкладов, принести их на рынок и начнется новый виток инфляции.
— Знаете, сколько у нас на вкладах сейчас? Почти 53 триллиона рублей. И это я только про физических лиц говорю. У нас вся денежная масса 117 триллионов. Если представить, что это все вышло на рынок, то ликвидности у банков не хватит и это может быть очень непростая ситуация, — пояснила 59.RU Елена Зуева.
Что говорит Центробанк о заморозке
Стоит оговориться, что страхи и слухи вокруг заморозки вкладов начали распространяться в информационном поле примерно с осени прошлого года. Тогда в СМИ разошлись слова доктора экономических наук из Финансового университета при Правительстве РФ Алексея Зубца. В ноябре он сказал, что считает заморозку вкладов возможным сценарием для того, чтобы деньги не выплеснулись на рынок и не вызвали инфляцию. На это отреагировала глава ЦБ Эльвира Набиуллина и сказала, что большую бессмыслицу даже сложно придумать. «В профессиональной среде эти сценарии вообще не обсуждаются, потому что они начисто лишены смысла», — заверила Набиуллина. Ее слова передавали РИА Новости.
На прошлой неделе в Центробанке вновь высказались по поводу невозможности заморозки вкладов и назвали идею абсурдной.
— Если «заморозить» вклады, ограничить возможность для граждан и бизнеса распоряжаться своими деньгами, то никто не готов будет держать деньги в банках. И это тут же поставит крест на возможности банков кредитовать экономику, — пояснили в телеграм-канале ЦБ.
В Центробанке пояснили, что не рассматривают заморозку вкладов в качестве альтернативы повышению ключевой ставки, так как такие действия бы привели к полной утрате механизма влияния на спрос и инфляцию. «Это даже хуже, чем пилить сук, на котором ты сам сидишь. Это как дойдя до середины моста, натянутого над глубоким ущельем, одним взмахом топора перерубить канаты, на которых он держится», — не поскупились в Центробанке на метафоры, чтобы описать негативное влияние обсуждаемого явления.
У государства много вариантов воздействия на рынок
Как отмечает Елена Зуева, сейчас, во-первых, нет твердых оснований полагать, что ключевую ставку будут снижать, так как инфляция вряд ли станет меньше. Во-вторых, потребители вряд ли будут вести себя настолько иррационально и массово заберут деньги с вкладов, в-третьих, государство может использовать другие инструменты, чтобы деньги со вкладов одномоментно не вышли на потребительский рынок. Например, увеличивать возможности для долгосрочного вложения денег.
— Инфляция за 2024 год определена на уровне 9,53%. У нас нет оснований думать, что инфляция в 2025 году будет тормозиться. Наоборот, возможны осложнения из-за очередных пакетов санкций США. Цены опять могут вырасти, потому что возникают проблемы с логистикой — она будет дорожать. Кроме того есть проблемы с продажей нефти и газа, — пояснила Елена Зуева.
Ученая говорит, что потребители не будут одномоментно приносить все 53 триллиона рублей со вкладов хотя бы потому, что многие откладывают деньги на другие нужды. Например, на образование и обеспечение детей. Кроме того, даже при некотором понижении ставки она все равно останется высокой и люди продолжат держать деньги на вкладах.
— Кроме того, у государства есть целый ряд вариантов, как действовать. Во-первых, можно увеличить госдолг. Он сейчас не достигает даже 5% от валового продукта, его вполне можно увеличивать за счет облигаций федерального займа. Кроме того, можно стимулировать вложение денег граждан в акции и облигации, — пояснила Елена Зуева. — Буквально 16-го января президент поручил стимулировать первичное размещение акций акционерных обществ на рынке. И также нужно продолжать держать ограничения по кредитам: ипотекам и автокредитам.
Сейчас не 90-е
Ученая также заметила, что лучше бы слухов о заморозке и не было вообще, потому что на панике люди тоже могут забирать деньги с вкладов. Также она отметила, что все вспоминают болезненный опыт 90-х, но сейчас ситуация совершенно другая. В 1991 году был дефицит бюджета в 20%, а у нас в 2025 году будет примерно полпроцента — «это практически ничего».
Елена Зуева говорит, что замораживание вкладов грозило бы потерей доверия граждан как к банкам, так и к политикам, повлекло бы огромные экономические риски и могло привести к краху банковской системы и финансовому кризису.
Ранее мы публиковали прогнозы экспертов, что ждет рубль в 2025 году.