Благодаря многочисленным скандалам, связанным с размещением в Интернете ответов во время проведения Единого госэкзамена, социальные сети подверглись обвинениям со стороны педагогической общественности в том, что они могут разрушить российскую школу и вообще являются для нее врагом номер один. Однако за границей считают, что соцсети меняют образовательный процесс в лучшую сторону. Во всяком случае, так утверждают зарубежные интернет-СМИ. Они определили несколько ключевых моментов, которые изменили процесс обучения за прошедший год, сообщает «Российская газета».
Например, выделены такие образовательные тренды соцмедиа, как дискуссионная площадка для педагогов и учеников, интернет-дневники, интерактивные игры на уроках, готовность педагога активно принимать участие в формировании образовательной политики. Что думают об этом учителя? Общаются ли они со своими учениками с помощью социальных сетей и помогает ли общение в сети образовательному процессу?
Директор школы №70 Лидия Русакова не чужда современных коммуникативных технологий. При этом впечатляет ее послужной список: заслуженный учитель РФ, лауреат премии имени Крупской, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании – 2005».
«У нас очень многие учителя пользуются социальными сетями, чтобы общаться с детьми во внеурочное время, – отмечает Лидия Русакова. – Я считаю, что привлечение к образовательному процессу Интернета – мощный шаг в современном образовании. Польза от общения между учителем и учеником в социальной сети велика. Благодаря созданию личной странички учитель видит, о чем пишут и думают его дети. Не стоит забывать, что, выйдя в социальные сети, дети показывают не лучшие свои качества, например, использование ненормативной лексики, вообще грубой речи и так далее.
На самом деле в реальной жизни ребенок может быть совершенно уравновешенным, порядочным, но в подростковой среде существует идеал свободного человека: говорю что хочу, обязательно надо быть грубым, жестким и так далее. В школе ребенок может быть одним, а в Интернете – другим, соответствуя каким-то популярным правилам. Когда учитель видит такую предрасположенность ребенка, он может на начальном этапе это уловить, психологически помочь, одним словом, прийти на помощь. Иногда у ученика нет времени на перемене переговорить с учителем, но есть социальная сеть, а значит сделать это можно позже, вечером. Дети часто идут на откровения, проявляют искренность, ведь сохраняется определенная тайна с учителем, известная только им двоим.
Сегодня посредством Интернета учителя могут общаться не только с учениками, но с их родителями. Как директор я могу общаться с родителями через сайт школы. Почти все интересующие родителей вопросы могут обсуждаться на сайте. Я лично могу услышать их недовольство, непонимание или, наоборот, предложения. Учителя нашего города очень рано вышли к сетевому общению. На сегодняшний день Интернет дает очень многое для самообразования. Там можно найти множество материалов учителей со всей России. Интернет и вообще компьютер должны стать привычным и автономным явлением, сродни шариковой авторучке».
Добавим, когда корреспондент нашего сайта во время одного мероприятия разыскивала Лидию Русакову, чтобы пообщаться на данную тему, то нашла директора школы сидящей в кресле в фойе помещения с планшетником в руках. Во время отдыха директор школы на личном примере подтверждала: компьютер – уже привычное явление в педагогической среде.
«У меня часто ученики спрашивают, зарегистрирована ли я в социальных сетях. Я всегда отвечаю «да», но только сразу предупреждаю, что мы будем общаться лишь по вопросам учебы, – говорит учитель английского языка школы №29 Екатерина Гарифуллина. – Я могу написать о домашнем задании, помочь советом по выполнению каких-то упражнений, но личные темы мы никогда не обсуждаем. Понимаю, что при наличии 25 детей в классе, если мне даже одна треть напишет за вечер какой-то вопрос, я рискую остаться вообще без свободного времени, поэтому, чтобы рабочий день не растянулся на все 24 часа, считаю, необходимо сразу четко проговаривать с ребятами, что я могу быть занята и могу помочь лишь в тогда, когда у меня действительно есть время».
«Специфика моего предмета не подразумевает общение с детьми в соцсетях по вопросам учебы. Например, научить кувырку по сообщениям невозможно, – делится учитель физической культуры школы №93 Светлана Иванова. – Мне необходимо физически показывать, помочь при выполнении каких-то занятий. Тем не менее считаю, что социальные сети очень помогают учителям и ученикам, даже в чем-то сближают. В школе из-за отсутствия необходимого времени не всегда получается узнать каждого из своих учеников. Я могу общаться с ними необязательно на те темы, которые касаются только учебы. В социальных сетях дети очень раскрываются, показывают свое второе «я».
Председатель Межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Валентина Худякова также уверена, что привлечение Интернета и соцсетей для общения педагогов и школьников идет на пользу, только процесс этот нужно контролировать: «Я считаю, что возможность прямого общения с учениками за счет Интернета – это плюс. Но в любом вопросе всегда есть издержки. Общение в социальных сетях – это нормально, только этим надо управлять. Однако у нас пока этот вопрос где-то на самоопределении. На самом деле все зависит от коллектива школы, от директора учреждения. Когда я только начинала работать в школе, будучи молодым специалистом, наш директор очень четко «вел» всех педагогов. Нам сразу объяснили, в чем мы должны ходить в школу, какой макияж может быть использован и, конечно же, как работать с родителями, как разрешать психологические ситуации. В общем, целый год у нас была школа молодого педагога. И сейчас, если директор уделяет внимание таким вопросам, он объясняет учителям, на каком уровне должно быть организовано это неформальное интернет-общение».
Фото: Фото с сайта Kiwicommons.com