Чем статуснее и ближе к центру находится школа, тем комфортнее и безопаснее в ней учиться, считают многие пермяки. Корреспондент 59.ru побывал на приемке двух образовательных учреждений и выяснил, правда ли это.
Первая школа, которую мы посетили, находится в микрорайоне Гайва на улице Репина. СОШ № 101 занимает 64-е место в пермском рейтинге из 116 образовательных учреждения: не статусная, но крепкий середнячок.
Школа состоит из трех корпусов, соединенных в общее здание. Первый корпус был построен еще в 1951-м, остальные — более свежие, один был построен в 1976 году, другой — еще моложе. Несмотря на разницу в возрасте, самый старая часть школы выглядит достойно, ведь в 2005 году ее капитально отремонтировали.
В школе — комиссия по приемке. В нее входят специалисты МЧС, Росгвардии, ГИБДД и районного отдела образования. Раньше в приемках участвовал Роспотребнадзор, но в этом году состояние дел в школе ведомство оценило дистанционно, изучив пакет документов, который выслала администрация учреждения.
Первым делом специалисты Росгвардии совершают обход территории. Она у школы просторная и очень ухоженная: есть спортплощадка, газоны, композиции из растений, но оценивают вовсе не это.
— Нам важно проверить, что забор цел, все дополнительные ворота и калитки заперты. Это требования безопасности. Если ограждение находится в плачевном состоянии, это значит, что на территорию школы могут проникнуть бродячие собаки или подозрительные личности и причинить вред детям, — рассказывает корреспонденту 59.ru сотрудник Росгвардии. — Тут таких проблем нет, все в порядке.
Также росгвардеец обратил внимание на фойе школы, где находится пост охраны: убедился в наличии турникетов, рамки металлоискателя и экрана, куда выводится изображение с камер видеонаблюдения. Нарушений нет, поэтому в акте приемки школы появилась первая подпись.
Инспекторы ГИБДД тоже оценивали, насколько безопасные условия созданы в школе.
— Наша задача — убедиться, что в школе есть схема, пользуясь которой, дети и родители могут выбрать безопасный путь на уроки или домой. Здесь такая схема есть. Она висит на видном месте — на информационном стенде в тамбуре школы. На ней обозначены все дома, прикрепленные к учреждению, автомобильные дороги, тротуары, пешеходные переходы и светофоры, указаны маршруты, которыми можно воспользоваться, — говорит инспектор по пропаганде Орджоникидзевского отдела ГИБДД Карина Селетовская. — Также в школе есть информация о Правилах дорожного движения, все дорожные знаки вокруг школы в хорошем состоянии, кусты их не загораживают.
Сотрудница ГИБДД «голосует» за приемку школы, и к работе приступает представитель МЧС. Он проверяет, не захламлены ли эвакуационные выходы и смогут ли люди открыть их в случае пожара. Затем испытывает пожарную сигнализацию: нажимает тревожную кнопку, убеждается, что голос, рекомендующий покинуть школы, слышно во всем здании, а сигнал о возможном возгорании пришел в ближайшую пожарную часть. Затем спасатель проверяет годность огнетушителей, знакомится с планами эвакуации и другими бумагами, а потом оставляет очередную подпись в акте, подтверждающем, что школа готова к новому учебному году.
У начальника отдела образования задач еще больше: она осматривает всю школу целиком. Заходит в классы, туалеты, спортзал и контролирует, чтобы все было оборудовано в соответствии с многочисленными нормами: свет падал на парты с нужной стороны, вся мебель, электроника и сантехника работали исправно.
— Впечатление от школы очень приятное. Нет никаких сомнений, что она может принять детей и обеспечить им все условия для обучения, — комментирует начальник отдела образования Орджоникидзевского района Елена Смирнова.
Второе учреждение, на приемке которого нам удалось побывать, — гимназия № 5. Она находится в Мотовилихе на улице Крупской. По информации пермских форумов и сообществ для родителей в соцсетях, она — одна из самых популярных в районе. Сюда пытаются попасть даже те, кто живет не рядом с гимназией. Для этого мамы и папы прописывают детей к друзьям и родственникам, живущим на территории, прикрепленной к учреждению. Рейтинг образовательных учреждений подтверждает — в гимназию есть зачем стремиться. По району она на третьем месте, по городу — на шестнадцатом.
Гимназия № 5, как и школа № 101, состоит из нескольких корпусов. Здесь их два. Первый построен в 1953 году, второй — поновее. Несмотря на солидный возраст, историческое здание гимназии выглядит хорошо.
Приемка гимназии № 5 проходит по той же схеме, что и школы № 101. Специалисты оценивают антитеррористическую, пожарную и дорожную безопасность, а также оснащенность школы.
Один из участков забора вызвал подозрения у сотрудников Росгвардии. Но, замерив расстояния между прутьями, они пришли к выводу, что все в порядке. На территории гимназии мусора или неухоженных зарослей не нашли, но заметили, что все это есть сразу за забором. Правда, подписать акт о приемке это не помешало — все-таки ответственность за территорию района несет не гимназия, а городские власти и управляющие компании жилых домов.
К дорожной безопасности претензий не возникает: схема движения для гимназистов на месте, информация о правилах есть, пешеходные переходы и знаки в наличии.
Пожарная сигнализация тоже проявила себя хорошо: звучала громко, слышна была во всех помещениях. Запасные выходы комиссия нашла без труда — они указаны на планах эвакуации и не загромождены. Двери в случае пожара открываются автоматически.
Несмотря на отсутствие проблем с пожарной безопасностью, представитель МЧС не покинул школу после проверки. Он решил провести для учителей и других сотрудников мастер-класс по использованию огнетушителя.
— Все вы теоретически подкованы и знаете, как пользоваться огнетушителем, но на практике свои знания проверяли только единицы. Я прав? — спрашивает пожарный. Получив утвердительный ответ, продолжает. — Это порошковый огнетушитель. Чтобы он заработал, нужно крепко взять его за ручку, выдернуть чеку, вложить в другую руку шланг и сильно нажать на насадку. Не бойтесь, никакой отдачи не будет.
После краткого инструктажа воспользоваться огнетушителям пробует коллектив гимназии — подходят к огнетушителю и повторяют действия пожарного. Получается хорошо: густой белый дым окутывает площадку у гимназической ограды.
Затем начинается осмотр помещений школы. Придраться тут не к чему: везде сделан ремонт, стоит современная мебель и оборудование. Например, в кабинетах есть наборы, благодаря которым можно наглядно увидеть, как работают законы физики и химии. Составляющие наборов чем-то напоминают детали конструкторов.
Вердикт комиссии оказывается ожидаемым — гимназия № 5 принята к новому учебному году.
Таким образом, школа и гимназия в разных районах Перми и с не близкими друг к другу местами в рейтинге оказались одинаково подготовлены к встрече учеников. В обоих учреждениях сделан ремонт, есть вся нужная мебель и оборудование, требования безопасности соблюдены.
Но как показывает опыт, далеко не все отдаленные школы Перми находятся в хорошем состоянии. Например, фасад школы «Синтез» в Закамске еще несколько месяцев назад представлял собой удручающее зрелище: и тут, и там не хватало крупных кусков штукатурки, часть туалетов не работала, а под парты в классах, чтобы сделать их выше, подставляли деревянные бруски. Если в вашей школе тоже есть существенные недостатки, которые мешают детям комфортно учиться, вы можете написать об этом на электронную почту редакции 59@rugion.ru. Мы узнаем, известно ли о проблемах департаменту образования и как скоро их планируют устранить.