В пермской гимназии № 4, прославившейся историей девочки с розовыми волосами, сделали разный проходной балл для девочек и мальчиков. Для мальчиков он ниже на четыре балла. Мы спросили у директоров других школ, что они думают по этому поводу, а также обратились к специалистам и собрали мнения наших читателей.
В решении приемной комиссии балл для девочек — 69,1, а для мальчиков — 65,7. Судя по списку поступивших учеников, только у шести мальчиков из него баллы выше, чем проходной балл для девочек. Очевидно, что балл для мальчиков был занижен специально — для гендерного баланса в классе. Но таким образом в список поступивших не вошло около 20 девочек, которые бы прошли конкурс, если бы для мальчиков балл не занизили, а для девочек — не завысили. Родители возмутились из-за неравноправия.
В разговоре с 59.RU директор гимназии объяснила это тем, что мальчики развиваются позднее.
— Дело в том, что, как правило, девочки более прилежные, они показывают по итогам обучения в субботней школе результаты выше, а у мальчишек в основном нет этого прилежания, поэтому у них баллы ниже, — рассказала 59.RU директор гимназии Татьяна Дьякова. — Но зато потом они становятся лидерами. Вы же знаете, что у нас… Кто управляет страной? Как правило, мальчишки бывшие.
Дискриминация и предвзятое отношение
Некоторые читатели написали нам, что и в других школах при приеме делают скидку для мальчиков. Мы спросили об этом у других директоров, а также поинтересовались их мнением о такой практике в целом.
Анна Куликова, председатель общественной организации «За права детей на образование в Пермском крае»:
— Конечно, это неправильно, — считает Анна. — Это дискриминация, когда мальчики получают преимущества при поступлении. Соответственно, и дальше при обучении есть подозрение, что к ним будет менее предвзятое отношение.
Светлана Салюкова, директор гимназии № 31:
— У нас одинаковые баллы, и мы даже не задумывались о том, что они могут быть разными, — говорит Светлана. — Понимаю, что различия в развитии есть — кто-то раньше развивается, кто-то позже. Если говорить о законе, то в Конституции для всех одинаково предоставляется образование, там нет отличий.
Ольга Сапко, директор лицея № 4, считает, что разница в баллах — нарушение прав детей и родителей.
— У нас совершенно одинаковые условия для девочек и мальчиков, — объяснила Ольга. — Считаю, что разница в баллах при поступлении — это ущемление прав детей и их родителей.
Развитие индивидуально, а не зависит от пола
Также за объяснением мы обратились к специалистам. Отметим, что первый комментарий психолога нам прислали из администрации города. По словам директора городского психологического центра Ольги Ткачевой, «совместное обучение в одном классе мальчиков и девочек имеет свою ценность в создании психологического климата, в формировании социальных связей и в воспитательном процессе».
При этом врач-невролог высшей категории, профессор кафедры неврологии, доктор медицинских наук Юлия Каракулова считает, что развитие не связано с полом.
— Как невролог могу сказать, что онтогенез развития мозга человека очень четко связан с индивидуальными особенностями, а не с полом, — объяснила Юлия. — Есть ростовые моменты, например, в годик или в семь, а то и в четырнадцать лет у девочек и мальчиков по-разному созревает мозг, но все равно это очень индивидуально. Поэтому сказать, что у девочек мозг созревает быстрее или они скорее развиваются, я не могу. Есть мальчики, которые быстрее развиваются, а есть девочки. Что касается развития нервной системы, все зависит от индивидуума и не связано с полом. Лично от себя могу сказать, что соотношение мальчиков и девочек в классе не отражается на процессе социализации детей. Они просто общаются со своим и другим полом, это нормально. И это не связано с количеством тех или других в классе.
Николай Стрелков, психолог и психоаналитик Центра доктора Вагина считает, что разделение между мальчиками и девочками в школе — искусственная ситуация.
— На мой взгляд, подобное разделение между мальчиками и девочками является надуманным и в современном мире неадекватным, — говорит Николай. — Этого нет в современном мире и может быть создано только искусственно.
По мнению психолога, соотношение девочек и мальчиков в классе также не влияет на дальнейшее социальное развитие и неактуально для этого возраста.
«Пора защищать права женщин»
Отдельно мы попросили высказаться по теме Надежду Агишеву — ее дочь Зина в прошлом году оказалась в центре скандала из-за того, что, учась в той же гимназии № 4, покрасила волосы в розовый цвет, чем вызвала недовольство руководства учебного заведения.
— Да, это, конечно, дискриминация по гендерному признаку, — прокомментировала Надежда. — Мне жаль, что история с розовыми волосами не привела к изменению системы и права детей продолжают нарушать. Есть ещё один аспект — сложившаяся система набора в так называемые элитные муниципальные школы. Я знаю факты, когда детей принимают не только в логике соблюдения гендерного баланса, но оценивают социальный и имущественный статус родителей, не принимают детей из неполных семей.
Позднее на своей странице в фейсбуке Надежда опубликовала еще один комментарий: «Вот давайте уже разберёмся.
В школе приняли решение защитить права мальчиков. Так как мальчики "развиваются позднее", но им должны быть доступны знания в одной из лучших городских школ. Фактически для них установили квоту через снижение суммы баллов по результатам тестов.
Но при этом целью, со слов администрации, является доступ этих мальчиков в эшелоны власти. "Кто-то ведь должен управлять государством". Нам намекают, что девочки с большим количеством баллов не смогут управлять. Отсюда только один вывод. Пора защитить права женщин избирательными квотами. Не надо думать, что "случай в пермской гимназии" единственный. Там по пути ещё много деталей. Например, запреты носить брюки и требования каждый день ходить в белых колготках. Давайте поблагодарим директора школы за откровенность».
А по словам общественницы Анастасии Мальцевой, ситуация в гимназии № 4, возможно, связана с тем, что руководство школы хочет привлечь больше мальчиков из богатых семей: «Мы по примеру Москвы и стали объединять школы, но в столице статусов гимназий и лицеев уже нет. Поэтому у родителей нет соблазнов отдавать ребенка в ту или иную элитную школу. Нам надо идти по такому же пути».
«Зачисляют не по способностям, а по надуманным причудам руководства»
Читатели 59.RU бурно отреагировали на новость, некоторые в комментариях под статьей и в соцсетях спорили между собой. Мнения у всех разные. Публикуем некоторые из них.
Так, комментатор, назвавшийся «гостем», считает, что детей нужно разделить по возрастам: «Это все от того, что у нас до сих пор школа советская и младшие классы не отделены от старших. В подавляющем большинстве стран до сих пор принято разделять младшие классы, это 6–9 лет, когда никаких таких способностей у ребенка еще определить нельзя, и более старшие классы (high school, gymnasium и так далее), то есть именно среднюю школу. Даже в России года до 1927 именно так и было. А у нас младшие классы ввели в структуру средних школ, что в корне неверно. Школы для детей младших классов должны быть отдельно, а любые гимназии и прочие продвинутые школы должны принимать именно с 9 и 10 лет. И тогда, конечно, у девочек не будет уже никаких преимуществ, и та же мама девочки будет бегать и требовать ввести пониженный балл для ее дочки».
Некоторые не согласились с позицией школы, что в классе должно быть равное соотношение мальчиков и девочек: «А где написано, что мальчиков и девочек должно быть поровну? Получается, зачисляют не по способностям, а по каким-то надуманным причудам руководства учебного заведения. Что плохого, если в классе будут только девочки? Можно, конечно, попробовать в суд пойти, благо, примеры уже были…»
«Ну и тут повторюсь. То есть то, что 4-я гимназия берет только детей из полных семей и гордится этим, — вообще никого не смущает?» — еще одна реакция. По этому поводу мы будем разбираться дополнительно.
«Сложнее поступать, потому что ты девочка»
Обсуждение баллов переросло в обсуждение темы гендерного неравноправия.
«В добрые советские времена девушки на мехмате жутко обижались, что парням на первом-втором курсе разрешают "хвосты" сдавать по два семестра, а девушкам дают месяц после начала нового семестра на пересдачу — и за документами в деканат. На третьем курсе выяснялось, что выжившие парни в спецпредметах чувствуют себя как рыба в воде, а для девушек — недавних отличниц это китайская грамота. Кстати, это не только на мехмате было, в политехе студентки с третьего курса тоже резко "приседали"».
«Все норм, для баланса это полезно, а судя по смертности, надо уже сейчас начинать беречь мальчиков».
«Проявление ненависти к женщинам должно начинаться со школы. Сложнее поступать — потому что ты девочка».
«Неравноправие, мизогиния, антифеминизм, можно называть как угодно...»
«Но отдавать девочку в эту школу очевидно опасно: ей уже на входе объявили, что хоть она и получше, но низшее существо».
«На чистоту крови не проверяют еще?»
«Это давно было во многих пермских школах. Повторюсь: когда администрация школы принимает решение о наборе детей в равновесные гендерные классы, по сути, она проводит два конкурса — один для девочек, второй — для мальчиков. И в этом есть своя логика».
Ранее мы писали о том, что в гимназии № 4 двух девочек отстранили от занятий из-за крашеных волос.