История о школьниках из прикамской деревни Новопетровки, вынужденных из-за проблем с интернетом лезть на вышку сотовой связи, чтобы отправить учителям домашнее задание, наделала много шума. Чтобы узнать, изменилось ли что-то в порядке дистанционного обучения после публикаций 59.RU и других СМИ, мы отправились в Новопетровку. Пообщаться удалось и с жителями, и с руководителем местного управления образования. Люди заявили, что о проблемах с интернетом в деревне все давно знали, а еще сказали, что кадры с детьми на вышке отчасти постановочные.
Деревня Новопетровка находится на отшибе даже по меркам Октябрьского района. Расстояние от Октябрьского — около 50 километров. Последние пять нужно проехать по хорошей грунтовке.
По словам местных жителей, в деревне зарегистрированы 127 человек, но живет меньше. Планировка деревни простая — одна главная улица с рядами деревянных домов по обеим сторонам и несколько коротких улиц-ответвлений с такими же домиками.
Из инфраструктуры только небольшой киоск с продуктами. Он работает не весь день, а только в определенные часы. Когда-то в деревне был большой магазин. Кирпичное здание с большими витражными окнами еще сохранилось и выглядит довольно бодро, но закрыто на замок.
В прошлом в деревне была школа. Ее одноэтажное деревянное здание можно легко отличить от других строений: оно больше, выше. Над входом висит оптимистичное «Добро пожаловать!», а через распахнутую дверь видны ветхие внутренности школы и зелень, растущая с обратной стороны здания — части противоположной от входа стены у него нет.
По словам местных жителей, школу закрыли 13 лет назад, а может быть, и еще раньше. Причина простая — детей стало мало.
Неподалеку от школы расположен клуб. Над входом тоже висит «Добро пожаловать», но чуть менее приметное. Работает ли клуб, по внешнему виду определить сложно.
На окраине деревни есть площадка со сценой для проведения праздников. Там же стоит вышка, на которую, как сообщал телеканал «Звезда», залезали школьники, чтобы отправить домашнее задание учителям.
Наши телефоны показывают, что связи (в том числе и мобильного интернета) в деревне нет. Она ненадолго появляется только в некоторых точках Новопетровки.
Во время осмотра деревни замечаем на главной улице Новопетровки двух не по-деревенски одетых женщин. Оказывается, что это начальник управления образования Октябрьского городского округа Светлана Мартынюк и директор Щучье-Озерской школы, где учится часть детей из Новопетровки, Любовь Благодатских. Директор общаться отказалась, а вот начальник управления образования согласилась дать комментарий. По ее словам, в Новопетровке живут 11 школьников. 5 человек учатся в Щучье-Озерской средней общеобразовательной школе и 6 детей — в Сарсинской коррекционной школе. Школы Октябрьского округа, как и все остальные в России, с 30 марта перешли на дистанционное обучение.
— Переходя на дистанционку, мы прекрасно понимали, что в нашем округе есть населенные пункты, где неустойчивая сотовая связь, — говорит Светлана Мартынюк. — Поэтому были предприняты все меры, разработаны документы, обучены завучи с расчетом на то, что могут быть трудности с передачей материалов. В тех населенных пунктах, где связь неустойчивая, мы предусматривали следующие формы работы: это стационарные телефоны, обмен информацией в магазинах, в фельдшерско-акушерских пунктах, в школах. Например, в Зуевке у нас обмен информацией организован через школу. Мы оставляем задания на бумажном носителе, а дети их забирают. У нас все эти формы были предусмотрены.
«Учителя видели, что дети сидят в соцсетях»
По словам начальника управления образования, она и ее коллеги узнали о проблемах с отправкой домашних заданий через интернет, которые испытывают дети, после публикации районной газеты «Вперёд».
— Мониторя ситуацию, мы отслеживаем, когда приходит от ребенка выполненная работа, насколько быстро педагог отправляет задания и через сколько ребенок получает материал. По Новопетровке таких проблем не было, — утверждает Светлана Мартынюк. — То есть педагоги видели у себя в компьютере всю динамику выполнения домашних заданий. Видели, что дети сидят практически круглосуточно в интернете, в соцсетях и мессенджерах. Мы понимали, что у них есть доступ к интернету. Подумать, что они куда-то залазят, чтобы отправить материал? Таких предположений не было.
Чиновница заверяет, что жалобы от родителей на проблемы с получением заданий и отправкой выполненных работ в управление не поступали.
— У нас с каждым родителем заключен договор на дистанционное обучение, где родитель прописывал, в какой форме ребенок будет с нами общаться, — объясняет Мартынюк. — Естественно, это было право родителей — обратиться в школу, заявить о том, что ребенок не может справляться с выполнением заданий и ему надо куда-то лезть на вышку, чтобы все это отправить. Таких жалоб не поступало.
По словам начальника управления образования, узнав о проблемах школьников из Новопетровки из газеты, они сразу начали принимать меры.
— Мы собрали оперативный штаб. Решили, что надо выехать, поговорить с родителями, [объяснить,] что недопустимо посылать детей для отправки материалов залезать на вышку, — сообщает Светлана Мартынюк. — Представители обеих школ выехали. По приезде они мне доложили, что с каждым родителем вопрос решен, проговорен. [Рассказали,] что дети сейчас все будут выполнять на бумажных носителях и будет выстроена система их сбора. Уже после того, как мы все это провели, после того, как проблема была решена, вышел репортаж телеканала «Звезда» о том, что дети на вышке.
«Педагога не накажут. Вопрос решен»
Светлана Мартынюк не оспаривает наличие проблем с интернетом, но говорит, что это не единственная причина, по которой дети собирались на вышке.
— Детям надо где-то общаться. Мы в большей степени к этому относим все эти походы на вышку, — комментирует начальник управления. — Вы видите, что она достаточно отдалена, находится на окраине деревни. Поэтому дети приходили к вышке для того, чтобы пообщаться, обменяться информацией. Мне неприемлемо думать о том, что родители заставляли их лазить на вышку. Я думаю, что это была инициатива детей и недолжный контроль со стороны родителей.
Чиновница заявила, что педагога, рассказавшего телеканалу о проблемах с дистанционкой, не будут привлекать к дисциплинарной ответственности, а детей — не будут ставить на учет в «группу риска». Ранее о таких намерениях Светлана Мартынюк заявила региональному Министерству образования. Текст объяснительной, где идет речь об этом, есть в распоряжении редакции. Он будет опубликован ниже.
— С нашей стороны, конечно, никаких карательных мер предпринято не будет, — утверждает собеседница. — Я сейчас очень надеюсь на разумность родителей, что они поберегут своих детей и не будут их отпускать на вышку для того, чтобы тусоваться и в том числе работать в интернете. Чтобы таких случаев больше не происходило, вышку огородили.
По словам Светланы Мартынюк, педагог, фигурирующая в сюжете, обычно живет и работает в Октябрьском, но в период самоизоляции решила уехать к себе на родину — в деревню Новопетровку.
— После того как вышел репортаж, мы, конечно, поговорили с педагогом о проблемах, которые существуют в дистанционном обучении, — рассказывает Мартынюк. — Проблемы, как нас заверила учительница, в плане того, что, действительно, в силу обстоятельств, из-за самоизоляции ей захотелось уехать сюда, на родину. Она имела на это право. Поэтому, я думаю, раз она выбрала проживание именно в деревне Новопетровке, то ее все устраивает. Мы промониторили качество обучения, качество направления материалов этим педагогом — у нас нареканий к ней нет. Материал выдается вовремя, с детьми она работает профессионально. Поэтому я заверяю вас, что наказания педагога не последует. Вопрос решен.
Также Светлана Мартынюк отправила в редакцию письмо, где подробно описала свою позицию относительно ситуации в Новопетровке. Мы опубликуем письмо полностью в конце этого текста, так как оно может быть сложным для восприятия.
«У нас дома какой интернет?»
В период самоизоляции на улицах Новопетровки безлюдно, поэтому идем по домам — искать родителей школьников, чтобы узнать их мнение о ситуации с дистанционным образованием.
— У меня дочь, учится в шестом классе. Когда началось дистанционное обучение, нам сказали, что задания дети будут получать по интернету и так же отправлять выполненные, — рассказал 59.RU Александр. — Дочка в тетради писала, потом фотографировала и скидывала. Из дома не получалось. У нас дома какой интернет? У нас дома есть компьютер, можно через домашний телефон включить интернет, но он не справляется. Фотографии слишком тяжелые для такого интернета, по часу грузит. На вышке лучше, там через телефон связь ловит.
По словам Александра, в целях безопасности он ходил на вышку вместе с дочерью. Как говорит мужчина, залезать высоко было не нужно — достаточно было подняться всего на метр-полтора.
Мужчина утверждает, что и до публикаций о детях, залезающих на вышку, все в районе знали о том, что в Новопетровке нет интернета.
— Писали в прокуратуру, что у нас плохой интернет, просили улучшить, но нам сказали, что народу у нас мало, — сетует житель Новопетровки. — В школу я лично не жаловался. Сейчас привозят задания, дети делают, потом тетради забирают.
Наличие проблем подтвердила и Наталья — у нее тоже дочь школьного возраста.
— Дочь целыми днями сидит, пытается отправить [задания]. Учителя отвечают — качество слишком плохое, ничего не рассмотреть, нечетко видно, — описывает сложности Наталья. — Она опять отправляет, ждет, пока это все отправится. Опять пишут, что нечетко. Она садится у нас [за уроки] в восемь утра и до вечера. Чтобы связь найти, надо по всей деревне ходить. Но ведь самоизоляция, вроде надо дома сидеть.
Как и Александр, Наталья утверждает, что руководство района и до начала дистанционного обучения было в курсе, что в Новопетровке нет интернета.
— Начальство когда приезжает на собрания, мы всегда говорим, что интернета в деревне нет, — утверждает женщина. — Мы подписали [бумагу], что по интернету ребенок будет учиться. А потом нам говорят — смотрите видеоуроки. Ну какие видеоуроки, если у нас интернета практически нет? [Знакомые] говорят, что не надо было соглашаться на это дистанционное интернет-обучение. Ну а как не соглашаться, если везде говоришь-говоришь, а толку нет? Зачем? Решили, что это обязательно — подписать [заявление о переводе на дистанционное обучение через интернет]. Отдельно на сложности с дистанционным обучением [в школу и в районную администрацию] не жаловались, потому что все знают, что у нас интернета нет. Пытались как-то сами выкручиваться.
По словам Натальи, ее дочке тоже приходилось ходить к вышке, чтобы отправить в школу задания.
— Дочь говорит, что не надо высоко лезть. Можно даже рядом постоять, — сообщает собеседница. — После съемки одного из сюжетов она рассказала, что это корреспонденты попросили для удачных кадров залезть их повыше. А после того, как о нашей проблеме стали рассказывать СМИ, нам сказали, что поставят нас на учет в «группу риска», из комиссии по делам несовершеннолетних приезжали.
Высказывание Натальи о просьбе корреспондентов подняться выше очень важно, так как министр образования Прикамья Раиса Кассина накануне назвала постановкой фотографии из деревни Новопетровки.
— Никто не бегал на вышку, это совершенно постановочные фото, — сказала министр образования Раиса Кассина в прямом эфире «Комсомольской правды». — Жителей можно понять, конечно. Жителям просто нужен хороший интернет. Это желание улучшить свою ситуацию с интернетом таким образом. Хочу отметить, что на прием интернет работал хорошо, на отдачу — плохо.
Судя по словам местной жительницы, кадры из Новопетровки действительно отчасти были постановкой — во время съемки дети на вышке находились выше, чем обычно. Но Наталья и другие жители опровергают сведения о том, что вышкой для отправки задания никто не пользовался, — они утверждают, что дети действительно ходили на нее.
«Я старая, да мне и то интернет нужен»
Чтобы получить точную информацию о качестве интернета в Новопетровке, мы обратились в Министерство связи. Там сообщили, что в деревне есть связь одного из мобильных операторов стандарта 2G. Согласно реестру инфраструктуры связи и телерадиовещания РФ, скорость связи составляет 128 килобит в секунду. Это очень немного. Для сравнения в помещениях редакции 59.RU скорость мобильного интернета варьируется в пределах от 5 до 14 мегабит в секунду. То есть в Новопетровке интернет во много раз медленнее, чем в Перми.
На обвинения в том, что, обратившись в местную газету, жители хотели решить свои проблемы с интернетом, они отвечают: да, это так, но именно из-за ситуации с дистанционкой. Хотя объективно жить без интернета в деревне неудобно не только детям.
— Сейчас записываться к врачу через интернет, люди общаются через соцсети — вся связь через интернет идет, — объясняет одна из жительниц, пожелавшая остаться анонимной.
— Я старая, да мне и то интернет нужен, — соглашается одна из старожилов.
Почти все собеседники из Новопетровки ответили отказом на предложение корреспондентов 59.RU снять их на фото и видео. Люди объяснили: «Не хотим привлекать дополнительное внимание, нам уже и так эта ситуация боком вышла. Вон, хотят всех на учет поставить».
Редакция 59.RU надеется, что в оставшиеся дни мая дистанционное обучение в Новопетровке будет проходить без больших сложностей, родителей школьников и педагога, участвовавших в съемках телесюжета, не будут наказывать, как и обещала начальник управления образования, а в деревню все же проведут нормальный интернет.
В завершение этого текста публикуем официальный ответ начальника управления образования Октябрьского городского округа Светланы Мартынюк:
«В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции с конца марта и по настоящее время школы Октябрьского городского округа перешли на удаленное обучение. Школами применяется смешанная модель обучения: электронные и дистанционные образовательные технологии, передача бумажных форм.
В своей работе школы руководствуются методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, приказами и методическими рекомендациями об организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных технологий Министерства образования и науки Пермского края.
Управление образования осуществляет ежедневный мониторинг образовательного процесса в школах, консультирует родителей и педагогов. Административные команды школ строят обучение точечно, индивидуально, в зависимости от территориальных, социально-экономических условий, материально-технической базы (интернет-трафика, наличия ПК, оборудования, программ у обучающихся), возможностей педагогов-предметников. Образовательные учреждения оснащены компьютерной техникой в достаточном количестве для качественной работы педагогов. За весь период дистанционного обучения в режиме домашней самоизоляции 46 педагогам были выданы на дом ноутбуки, компьютеры. Аналогично школьникам выданы на дом 6 ноутбуков.
В деревне Новопетровке проживают 11 детей школьного возраста. Из них 5 детей обучаются в Щучье-Озерской общеобразовательной школе и 6 детей в Сарсинской коррекционной школе. С учащимися Щучье-Озерской школы была выбрана форма взаимодействия посредством сотовой связи, сайта школы, социальных сетей, электронной почты, стационарных телефонов и на бумажных носителях. С учащимися Сарсинской коррекционной школы дистанционное обучение выстроено путем выдачи учебников, заданий в распечатанном виде, цифровых средств связи, устных консультаций детей и родителей, доставки заданий на дом. Все дети, проживающие в деревне Новопетровке в период домашней самоизоляции, своевременно выполняли домашние задания и направляли их педагогам, используя в том числе аудио- и видеозаписи. Нарекания на формы работы школ, на возможные проблемы с отправкой материалов со стороны родителей не поступали. Кроме того, в Новопетровке проживает педагог Щучье-Озерской школы, которая постоянно была на связи с детьми и родителями. Таким образом, необходимости подниматься на вышку для получения и отправки заданий у школьников не было.
24 апреля 2020 года обучающиеся этих школ, так же как и других школ округа, были аттестованы по физкультуре, технологии, музыке и изобразительному искусству. Дети Щучье-Озерской школы аттестованы дополнительно по ОБЖ и ОРКСЭ. До конца текущей недели по результатам выполнения учебных планов образовательными учреждениями учащиеся будут аттестованы еще по ряду предметов. Нагрузка детей по выполнению домашних заданий значительно снизилась.
С 12 мая 2020 года обмен информацией с учащимися Новопетровки осуществляется только на бумажных носителях. Педагоги школ выезжают в деревню два раза в неделю для передачи учащимся заданий на последующий период и получения домашнего задания.
Родителям школьников рекомендовано соблюдать режим самоизоляции, установленный в Пермском крае до конца мая, усилить контроль за нахождением детей на улице во внеурочное время.
Педагог из Октябрьской школы № 1, давшая интервью телеканалу «Звезда», является учителем математики базовой школы округа. Дети, проживающие в деревне Новопетровке в период самоизоляции и участвующие в сюжете, являются учениками других школ округа. По объяснениям директора Октябрьской школы № 1, педагог, давший интервью, успешно организует дистанционное обучение с учениками, проживающими в поселке Октябрьском, вовремя сдает отчеты, применяет разнообразные формы работы, трудностей при использовании электронных ресурсов не испытывает. К учителю меры дисциплинарной ответственности школой не применялись и применяться не будут.
Вышка сотовой связи в деревне Новопетровке на данный момент огорожена, доступ посторонних лиц к ней ограничен».
UPD: После публикации текста минсвязи Прикамья попросило добавить небольшое уточнение.
— В деревне несколько домохозяйтв подключены к сети интернет оператором «Ростелеком» по технологии DSL, — сообщили в ведомстве. — Оператор раздает интернет 2 Мбит/с на весь населенный пункт (всего к нему подключены 9 домохозяйств). Согласно реестру инфраструктуры связи и телерадиовещания РФ, скорость связи составляет 128 килобит в секунду. 128 Кбит/с — это выделенная скорость на одного абонента.