Переехать из города-миллионника в небольшой населенный пункт за тысячи километров от дома и полностью изменить свою жизнь непросто. Молодые педагоги из Пермского края — среди тех, кто решился на это. Мы узнали, что подтолкнуло их к такому решению и каково это — быть учителем в маленькой школе на краю света.
Ульяна Гилёва — историк, выпускница пермской Высшей школы экономики. Получив диплом бакалавра, она поняла, что хочет учиться дальше, и стала искать подходящую для себя магистратуру. Изучая предложения вузов, увидела рекламу программы «Учитель для России» — ее участников (ими могут стать люди с любым образованием не ниже уровня бакалавра или средним педагогическим) учат быть педагогами и направляют в школы, где недостаточно сотрудников. Как правило, они находятся в поселках, селах и деревнях, где дети есть, а вот специалистов, способных их учить, не хватает. Главная миссия «Учителя для России» — сделать так, чтобы возможность получить качественное образование, поступить в вуз и состояться в профессии была у всех ребят независимо от того, где им выпало родиться.
На месте начинающему педагогу помогают найти жилье (его аренду оплачивает программа) и влиться в образовательный процесс. На протяжении двух лет участники «Учителя для России» постоянно проходят дистанционное обучение, держат связь с кураторами, проводят открытые уроки и разбирают их «по косточкам». Когда программа подходит к концу, ее участники получают дипломы о профессиональной переподготовке и становятся полноценными педагогами.
Работать и учиться участникам приходится много. Чтобы жизнь не усложняли еще и мысли о том, как свести концы с концами, «Учитель для России» делает доплаты к зарплатам участников — 20 тысяч рублей в месяц. Это становится существенной поддержкой, ведь в большинстве регионов, где работает программа, зарплата начинающего педагога составляет от 9 до 25 тысяч рублей.
— Я прочитала условия программы, подумала: «А почему бы и нет?» И подала заявку, — вспоминает Ульяна. — Привлекло, что за два года можно получить и образование, и опыт работы. Тем более что педагогика мне всегда была близка. Учась в начальных классах, я играла в школу с игрушками, а потом занималась с младшими братом и сестрой.
Ульяна вспоминает, что в пятом классе историю ее классу начала преподавать «удивительная учительница», которая очень увлекла ее своим предметом. Глядя на этого педагога, девочка поняла, что в будущем тоже хочет учить детей.
В старшей школе Ульяна задумывалась о поступлении на специальность учителя начальных классов, но в итоге выбрала профессию историка — захотелось иметь специализацию, разбираться в одном из предметов лучше, чем в других. Но в «Учителя для России» девушка попала все-таки как учитель «началки» — к моменту подачи заявки все вакансии историков уже были заняты.
Пройдя пятинедельный интенсивный курс педагогики (его называют летним институтом), пермячка отправилась в свое новое место жительства и работы — село Сосновка Новосибирской области. Его Ульяна выбрала в первую очередь из-за директора школы, которая на собеседовании по видеосвязи показала, что заинтересована в приезде новых сотрудников и готова помочь им. Именно директор впоследствии помогла Ульяне найти дом для аренды.
Еще одним важным фактором стала относительная близость Сосновки к крупному городу — Новосибирску. По данным из интернета, расстояние между этими населенными пунктами всего 65 километров.
— Казалось, что это совсем недалеко и ездить в магазин или в театр будет несложно. Но всё оказалось не так просто, — делится девушка. — На машине до Новосибирска добираться действительно недолго — около полутора часов, а вот на общественном транспорте — целых три. Дело в том, что из Сосновки нет прямого автобуса до Новосибирска. Уехать можно только в Искитим. Там нужно пересесть на электричку.
Большую часть времени пермячка проводит в Сосновке. Это небольшое село, где живет около пятисот человек.
— Жизнь в небольшом селе — это очень интересный опыт. Здесь всё очень неспешно, размеренно, всё идет своим чередом, — говорит девушка. — А еще тут очень отзывчивые, всегда готовые помочь люди и прекрасная природа.
Из признаков цивилизации в Сосновке есть школа, клуб, библиотека, два магазина. Местные жители работают в этих учреждениях, на расположенной неподалеку птицефабрике (раньше была еще одна — прямо в селе, но сейчас от нее остались лишь руины), ездят на пятидевные вахты в соседние Искитим и Бердск или зарабатывают на продаже выловленной рыбы.
Рыбу сосновцы ловят в том числе в Обском водохранилище (его тут называют морем). Это огромный водоем, края которого с берега трудно разглядеть.
— Рыбачат здесь даже дети. Уже класса с седьмого школьники продают выловленную рыбу. Из-за этого некоторые из них не хотят учиться — говорят, что и без образования смогут заработать себе на жизнь, — делится девушка. — Но и плюсы тоже есть: такие дети более самостоятельны, чем городские.
Сейчас Ульяна ведет уроки в двух классах — во втором и в четвертом. В общей сложности у нее 11 учеников: 9 второклассников и 2 четвероклассника. Это четверть от общего количества детей в школе — в небольшом деревянном здании учатся всего 42 человека. В некоторых классах всего один ученик. Например, такая ситуация в 11-м. А 10-го в школе Сосновки в этом году и вовсе нет.
— В Сосновке еще живо такое понятие, как класс-комплект. Так говорят, когда в одном кабинете оказываются ученики сразу нескольких классов. Урок у них идет одновременно. При таком варианте учитель должна за учебный час суметь объяснить материал и тем и другим, — объясняет Ульяна. — В таком формате я работала в начале учебного года, но в результате решила, что занятия у разных классов нужно проводить отдельно. Чувствовала, что второклассники нуждаются в большей помощи и отнимают мое внимание у четвероклассников. Теперь уроки проходят в разное время.
Подготовка к урокам часто затягивается до полуночи от того, что хочется сделать каждый урок уникальным, интересным для детей. Школа стала для Ульяны не просто работой, а образом жизни.
Но обо всех трудностях молодой педагог говорит без обиды в голосе. Она радуется новому опыту и тому, что в любой ситуации оказывается не одна — поддерживают ее и коллеги по школе, и наставники «Учителя для России». Ульяна говорит, что после разговора с куратором всегда чувствует себя вдохновленной.
— Труднее всего с бытовыми моментами, — признается героиня. — Отправляясь в Сосновку, я понимала, что это село, здесь не будет городских удобств. В детстве я бывала у бабушки в деревне и думала, что готова к этому. Но оказалось, что не до конца. Уже второй день у нас -45 градусов, топить печку приходится каждые два часа. В этом мне помогает моя коллега, тоже участница «Учителя для России» — мы вместе снимаем дом. Но всё равно на то, чтобы обеспечить тепло, уходит очень много времени. Мне его всегда очень жалко — хочется тратить его на работу с детьми, на саморазвитие.
Несмотря на это, Ульяна не жалеет, что решилась на участие в «Учителе для России» и приехала в Сосновку. Находясь там, она чувствует, что делает важное дело и получает нужные для себя знания и навыки. Скорее всего, когда двухлетний срок участия в программе подойдет к концу, Ульяна вернется в Пермский край, поближе к родным, но уходить из педагогики она не планирует.
— Тем, кто тоже задумывается об участии в программе, я бы сказала: почитайте о ее миссии, если эти слова откликаются у вас в душе, то не бойтесь, пробуйте, — говорит девушка.
Ульяна говорит, что, несмотря на бытовые трудности сельской жизни, она не считает маленькие удаленные села обреченными. Она верит, что, если государство позаботится о создании рабочих мест, а в школах будут учителя для детей, у таких населенных пунктов будет будущее.
Еще один наш герой — Фёдор Бажанов. Он уже завершил участие в программе «Учитель для России» и переехал из небольшого городка Ермолино в Калужской области в Подмосковье. Как и Ульяна, Фёдор — историк. Окончив ПГНИУ, он стал искать работу в школах Перми — чувствовал, что это его.
В результате Фёдор устроился в школу в Кондратово. Он хорошо отзывается о бывших коллегах, но говорит, что ему как молодому педагогу не хватало наставника. Более опытные педагоги были загружены своими делами и редко имели время, чтобы помочь новичку.
Фёдор говорит, что многие молодые учителя увольняются из школ именно потому, что остаются с проблемами один на один. Он уходить из образования не захотел и стал искать место, где можно будет не только работать, но и учиться. Так педагог наткнулся на информацию об «Учителе для России».
— Я почитал условия. Понял, что это про миссию, и подал заявку, — вспоминает Фёдор. — Когда подбирали школу, я сказал, что главное для меня — это директор, который готов взаимодействовать и помогать. Так получилось, что такой человек нашелся в Ермолинской школе. Она находится ближе всего к Москве из участвующих в программе — всего в ста километрах.
Ермолино оказалось небольшим провинциальным городком. Фёдор говорит, что он похож на «суперспальный район», где есть три главные точки притяжения людей — школа, Дом культуры и супермаркет. Но жить там Фёдор не стал вовсе не поэтому.
— Я поселился в расположенном неподалеку Обнинске. Это очень приятный город с развитой инфраструктурой, наукоград, — рассказывает мужчина. — Но дело не только в этом. У меня есть правило — я никогда не живу рядом с местом, где работаю. Это лишает личной жизни. Доходить может до смешного: ученики могут спрашивать, вкусное ли печенье ты вчера купил, хотя никого из них ты рядом с собой в магазине не видел. Все про всех всё знают.
В Ермолино Фёдор преподавал у учеников пятых и шестых классов. Он вел историю, обществознание и основы духовно-нравственной культуры.
— Когда у тебя 25 уникальных уроков в неделю и на каждом из них ты рассказываешь какую-то новую историю — это кайф, — признается Фёдор. — Ты можешь показать детям, как многообразен этот мир, рассказать что-то новое, расширить их кругозор. А еще у учителя есть возможность посмотреть на результат своего труда — это очень важно.
Вместе с другими учителями Фёдор организовал проект по интеграции детей мигрантов. Чтобы заниматься с ними, учитель ездил в Белоусово — ближайший к Подмосковью город Калужской области, где из-за низких цен на недвижимость часто селятся приезжие. Фёдор и его коллеги вели уроки для ребят, играли с ними в футбол и настольные игры. Всё это учителя во многом оплачивали из личных средств.
За два года в «Учителе для России» Фёдор получил то, чего ему недоставало раньше. Сейчас он чувствует себя уверенно и успешен в работе.
— Оставшись в Перми, я не смог бы получить всё это в полном объеме, — считает педагог. — Учит детей не система образования, учат люди. Но сейчас система устроена так, что у людей нет нужных ресурсов, чтобы учить. Педагогическое образование оторвано от реальности. В вузах часто преподают люди, которые давно не работают в школе. Это плохо, потому что всё постоянно меняется. Мне 28 лет, но даже я иногда чувствую, что не успеваю за детьми. Учить учителей должны в том числе учителя — те, кто реально работает в школе. Эту часть образования я смог получить благодаря «Учителю для России».
Подробнее об «Учителе для России» можно узнать на официальном сайте программы. Школы Пермского края пока не принимают в ней участие, а значит, устроиться в них участники программы не могут. Но для них доступны школы в других регионах страны.