Образование интервью О переполненных школах, безопасности и зарплатах учителей. Интервью с главой департамента образования Перми Анной Деменевой

О переполненных школах, безопасности и зарплатах учителей. Интервью с главой департамента образования Перми Анной Деменевой

С этого года в городе появились образовательные кластеры. Мы узнали, что это такое

Анна Деменева возглавляет пермский департамент образования с начала 2021 года. Мы поговорили с ней о том, что волнует родителей

В начале 2021 года у департамента образования Перми сменился руководитель. Новым начальником стала Анна Деменева, до этого возглавлявшая уникальную пермскую школу дизайна «Точка». Мы пообщались с Анной Анатольевной, чтобы узнать, как обстоят дела в пермских школах и садиках, и публикуем большое интервью с ней.

— В сентябре произошло очередное ЧП — студент пермского вуза открыл стрельбу в кампусе. В результате погибли шесть человек. После этого в пермских школах и садиках провели внеочередные проверки безопасности. Какие результаты они показали?

— Трагедия, которая случилась в университете, — это боль каждого педагога, это чувство вины и бессилия в определении намерений так поступить вчерашнего школьника.

После трагедии в ПГНИУ силами Росгвардии в Перми была проведена повторная проверка работы тревожных кнопок и пропускного режима в образовательных организациях. Образовательные учреждения оснащены физической охраной, наружным и внутренним видеонаблюдением, турникетами, охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений. К началу учебного года все учреждения прошли мониторинг безопасности, в том числе антитеррористической.

Это нападение еще раз подтвердило важность работы, направленной не только на внешнюю, но и внутреннюю, психологическую безопасность для детей, учителей и родителей. В этом году мы запускаем проект по увеличению доброжелательной психологической среды в школах с использованием примирительных процедур. Задача проекта — создать в школе доверительную среду, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя защищенным. Прежде всего, каждый педагог должен обладать компетенциями, связанными с определением эмоционального состояния детей, способностью вовремя распознать личностный кризис и помочь ребенку его преодолеть. Для этого, безусловно, необходимо выстраивать с учениками конструктивные, поддерживающие коммуникации.

Также мы понимаем, что необходимо продолжать работу над совершенствованием системы профилактики. Будем улучшать и делать более системной эту работу, проводить аудит с участием федеральных экспертов и использовать дополнительные механизмы для того, чтобы школы могли вовремя выявлять кризисы и предотвращать их.

— После ЧП в Березниках, где школьник ранил ножом учителя, уполномоченный по правам ребенка подняла проблему нехватки психологов в школах. По ее словам, на 500 детей приходится всего один специалист. Действительно ли существует такая норма? Достаточно ли этого, на ваш взгляд?

— Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует в своем письме от 30 июля 2018 года № 07–4587 следующее соотношение: 1 педагог-психолог на 300 обучающихся. Это рекомендация. Если директор школы видит, что имеющихся психологов недостаточно, он может открыть дополнительные ставки. Это решение находится полностью в его компетенции, получать разрешение в департаменте не нужно. Однако департамент образования регулярно проводит мониторинги, мы видим реальную обстановку и понимаем проблему с нехваткой психологов.

Именно поэтому сейчас разработали специальную программу по развитию школьных психологических служб, которая направлена на увеличение количества квалифицированных психологов в школах. В рамках этой программы заключили договор с ПГГПУ по подготовке и переподготовке узких специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов.

— Что должен/может успевать делать с детьми школьный психолог?

— Когда мы работаем с ребенком, это нелинейная система, действовать по алгоритму тут не получится. Проблема происходящего в эмоциональной сфере ребенка очень сложная. Каждый педагог должен прилагать усилия для того, чтобы видеть настроение ученика, поддерживать его, помогать преодолевать трудности, которые у него возникают в учебе, в общении с одноклассниками. Часто мы работаем с теми эмоциями, которые ребенок приносит из семьи, из общения в интернете, — это тоже педагоги не могут игнорировать.

Психологические службы в школах работают в соответствии с планом, который утверждает руководитель учреждения. Каждый директор ставит свои задачи. Помимо школьных психологов есть городской психологический центр, где оказывают помощь в более сложных случаях, и Центр развития подросткового потенциала, который занимается экстренными, кризисными ситуациями.

— Еще до вашего вступления в должность в пермские школы начали внедрять систему распознавания эмоций, но сейчас эксперимент свернули. Почему?

— Для повышения уровня безопасности в школах работают ученые по всему миру. Пермские разработчики создали новую систему, которая начала тестироваться в нескольких школах города. Это происходило в течение пяти месяцев, затем из-за начавшейся пандемии детей перевели на дистанционное обучение. Сейчас идет период обработки результатов тестирования, выявления слабых мест и поиска путей развития продукта.

Глава депобра считает, что самоизоляция не снизила качество образования детей — результаты ребят остаются стабильно высокими

— Как на обстановку в школах повлиял период самоизоляции? Правда ли, что дети отстали по многим предметам, что создало напряженность?

— Никто не был готов к пандемии коронавируса. Сфера образования — не исключение. Но нельзя не отметить, что с началом периода самоизоляции образовательный процесс во всех школах продолжился, хоть и в измененной форме. Команда пермского образования быстро перестроилась на дистанционное обучение и сделала всё, чтобы не уронить высокие стандарты качества. Благодаря этому Пермский край, согласно рейтингу Рособрнадзора, вновь вошел в десятку регионов — лидеров по качеству школьного образования в России. По сравнению с результатами итоговой аттестации в других городах-миллионниках нам есть чем гордиться. Мы были и остаемся в лидерах.

Средний балл итоговой аттестации выпускников пермских школ выше среднего балла по Пермскому краю и Российской Федерации. Почти каждый третий выпускник по сумме трех экзаменов набирает больше 225 баллов.

— В Перми в большинстве школ учится существенно больше детей, чем предусмотрено по проекту, они переполнены. Из-за этого нет продленок, дети вынуждены учиться во вторую смену. Почему сложилась такая ситуация со школами и как ее можно решить?

— Во многих школах города фактическое количество обучающихся действительно превышает то, которое было запланировано по проекту. Но это общая ситуация в стране, которая существует не первый год. Причины разные, и все они глобального характера. Рассуждать о них можно долго. Мы работаем в имеющемся коридоре возможностей и понимаем, что проблему можно решить постепенно с помощью ввода в эксплуатацию новых образовательных учреждений.

Департамент образования совместно с администрацией города много делает для создания новых мест в школах. Например, в этом году открыли новый современный корпус школы «Фотоника» на 400 учеников и получили в муниципальную собственность новую школу в микрорайоне Красные казармы на 1225 мест.

В завершающей стадии находится капитальный ремонт здания школы № 79 на Цимлянской, 4 в Орджоникидзевском районе. В начале 2022 года в планах администрации Перми сдать в эксплуатацию новый корпус школы «СинТез» на Юнг Прикамья, 3. К 2022–2023 учебному году запустят новый корпус гимназии № 17. К концу 2022 года планируем завершить строительство нового корпуса здания школы № 82 на Холмогорской, 2ж и нового корпуса «Техно-Школы» в Новых Лядах.

— Родители жалуются в редакцию на переполненные первые классы. Они считают, что в обстановке, когда в классе более 30 детей, нельзя дать качественное образование и уделить каждому время. Что вы думаете об этом? Действительно ли большое количество детей в классах — это проблема?

— Формально сейчас в России в целом и в Пермском крае в частности нет норматива, который бы регулировал, сколько учеников может приходиться на одного учителя, поэтому 30 человек в классе — это не нарушение. Формируя классные коллективы, школы руководствуются санитарными правилами. Согласно им, на обычном уроке на каждого ученика должно приходиться не менее 2,5 кв. м площади кабинета, в случае работы в группах — не менее 3,5 кв. м. Площадь пола, занятую шкафами и тумбами, в расчете не учитывают. При этом есть требования к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе к удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требования к естественному и искусственному освещению. Мы соблюдаем эти требования.

Волнение родителей по поводу большого количества учеников понятно. И мы ищем решение этой проблемы. Используя современные образовательные технологии, мы строим систему, которая позволит даже при повышенном количестве учеников дать достойное начальное образование всем ученикам 1–4-х классов. На это направлен проект «Детство равных возможностей», который призван гарантировать высокий уровень начального образования всем детям, независимо от социально-экономического положения семьи, проживания в центре или на окраине города и других факторов, прежде всего за счет обеспечения равных стартовых возможностей при переходе из детского сада в начальную школу. В рамках проекта разработана муниципальная модель начальной школы, в основе которой будет построение индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ученика.

Дальше ребята будут повышать свой уровень в зависимости от того, какую школу, какой профиль они будут выбирать, исходя из своих предпочтений. На этом уровне появляется значительно больше возможностей разделить классы на группы по интересам и сделать обучение более адресным. Специально для этих целей в городе действует проект «Я выбираю школу» — благодаря ему после четвертого и шестого класса дети могут поступить в школы с углубленным изучением предметов, предлагающие программы повышенной сложности. Проект пользуется популярностью, этой весной мы получили более 900 заявок.

— Второй год школы Перми набирают первоклассников по новым правилам, не проводя никакого вступительного отбора. Хорошо ли работает эта система? Стало ли меньше жалоб на несправедливые отказы в зачислении?

— Прием в первые классы пермских школ основан на принципе общедоступности. На первом этапе приемной кампании школы принимали заявления от родителей детей, проживающих на закрепленных за школами территориях, а также от родителей детей, имеющих внеочередное, первоочередное и преимущественное право. На втором этапе школы принимали заявления на свободные места, родители могли выбрать для ребенка любую школу города, где эти места были.

Все заявления регистрируют в единой автоматизированной системе «Контингент», что позволяет сделать процедуру прозрачной. Данные о количестве принятых заявлений публикуют на официальных сайтах школ, что позволяет родителям видеть актуальную информацию о приеме.

В этом году приемная кампания прошла в штатном режиме. Определенно, обращений от родителей по поводу несправедливых отказов в приеме в первый класс стало меньше. Сейчас законная причина только одна — отсутствие свободных мест.

По итогам первого этапа приемной кампании отказы в зачислении по причине отсутствия свободных мест выдавали только в четырех школах города: лицей «Дельта», школа дизайна «Точка», школа № 9 и гимназия № 3. Всего было выдано 179 отказов. В каждом случае специалисты районных отделов образования оперативно предлагали родителям варианты в близлежащих школах города, в которых были свободные места, и помогали найти оптимальный вариант.

— Есть ли у вас понимание, когда откроется школа в «Арсенале»? Где будут учиться дети, пока это не произошло?

— Сейчас идет активный процесс подготовки школы «Арсенал» к началу работы. Росреестр уже зарегистрировал право собственности муниципалитета на здание школы. Департамент образования объявил закупку оборудования — это мебель, проекторы, интерактивные панели, компьютеры, ноутбуки, оборудование для кабинетов физики, химии и биологии, спортивный инвентарь. После поставки оборудования приступим к процедуре лицензирования. Сделаем всё возможное, чтобы начать обучение в школе как можно раньше.

Важно, что все школьники, которые планировали учиться в новой школе ЖК «Арсенал», временно распределены по другим образовательным учреждениям. Этот процесс начался еще в прошлом учебном году, когда начальные классы обучались на базе 134-й школы, а среднее звено — в «Точке» на бульваре Гагарина. В этом учебном году всё будет так же до того момента, пока новая школа не будет готова к работе.

— В редакцию обращаются и родители старшеклассников. Они говорят, что в некоторых школах в 10-х и 11-х классах может учиться по 40–60 человек. Законно ли это?

— Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предполагает в старшей школе изучение предметов на базовом и углубленном уровнях. Обучение может проходить в классах с углубленным изучением отдельных предметов или по индивидуальным учебным планам. Решение о формате принимает школа. В случае обучения по индивидуальным учебным планам формируют условные классы. Они могут быть большими, но каждый из них делят на группы для углубленного обучения по 12–15 человек, к которым прикрепляют тьютора или куратора.

Тьютор или куратор сопровождает ребят в процессе получения образования. Его задача — определить, насколько успешно ребенок справляется с выбранным профилем, и вовремя скорректировать его индивидуальный учебный план. Лекций в классах, где сидят 60 человек, в пермских школах нет и быть не может.

Нынешний подход скорее похож на тот, что показывают в иностранных фильмах, где большой поток старшеклассников разделен на группы. На углубленном английском школьник может заниматься в компании одних одноклассников, а на углубленной математике — вместе с другими. Какие предметы изучать в углубленном варианте, решает сам ученик и его семья.

Кроме того, с 1 октября мы запустили новый проект «Сетевые образовательные кластеры». Он поможет школьникам качественно подготовиться к ЕГЭ по месту жительства.

Суть этого проекта в том, что несколько школ в микрорайоне объединятся для предоставления школьникам старших классов углубленного образования. Например, в одной школе — сильное преподавание математики, в другой — английского языка. Ребята, которым нужно повысить свои знания по отдельным предметам, смогут посещать дополнительные занятия в другой школе. Подросток в таком случае будет не учеником школы, а учеником кластера и сможет получить всё самое лучшее, что предлагают входящие в него школы.

Если старшеклассник выбирает ходить на уроки по химии по углубленной программе в соседнюю школу, посещать занятия базового уровня в своей школе ему не нужно. Дублирования не будет. Мы стараемся, чтобы школы не конкурировали, а объединялись ради одной цели — мы все работаем для того, чтобы у каждого ребенка Перми было качественное образование.

С 1 октября проект сетевых кластеров в тестовом режиме запускается в четырех районах Перми: Индустриальном (лицей № 8, лицей № 3, школа № 136, школа № 108), Свердловском (школа № 93, гимназия № 33, школа № 42), Дзержинском (школы «Дуплекс», «Приоритет» и № 32), Мотовилихинском (школа дизайна «Точка», школа № 50).

Анна Деменева рассказала о новом способе обучения старшеклассников, при котором ребята могут посещать занятия по углубленным программам в соседних школах

— В каком бы формате ни учились дети, иногда между ними и педагогами возникают конфликты и спорные ситуации. Имеют ли право дети записывать учителей на диктофон или видеокамеру, если считают, что педагог ведет себя некорректно? Куда лучше обращаться с этим материалом: к директору, в департамент или в прокуратуру?

— Спорные ситуации есть всегда. И мы внимательно разбираемся с каждой из них. Я убеждена: что бы ни происходило, учитель не должен кричать и переходить этические границы. Для этого надо всё время повышать свое профессиональное мастерство, становиться более интересным для своих учеников и тем самым убирать почву для конфликта. Важно соблюдать границы другого человека и учителям, и ученикам. Если конфликтная ситуация действительно имела место, мы обязательно разберемся.

— Как сейчас обстоят дела с обеспеченностью педагогами?

— Дефицит учителей в школах — проблема общероссийского масштаба. Мы прилагаем все усилия, чтобы создать в городе достойные условия работы для педагогов и привлечь в отрасль молодых специалистов. Сейчас укомплектованность учреждений города педагогическими работниками составляет 98%. В образовательных учреждениях города ждут воспитателей детских садов, учителей английского языка, математики, физики, русского языка и литературы, начальных классов.

Наша задача — всеми способами поддерживать молодых учителей, создавать условия для их успешного профессионального становления, открывать большие возможности и перспективы, которые есть сегодня в образовании.

Специалисты департамента образования активно работают с выпускниками ПГГПУ, рассказывают о перспективах дальнейшего трудоустройства в школах города, предлагают необходимую поддержку в начале карьеры и профессиональное сопровождение молодых педагогов.

В этом году совместно с ПГГПУ мы открыли 100 мест для целевого обучения педагогов за счет федерального бюджета. Студенты будут обучаться по важным для отрасли направлениям: математика, физика, английский язык и начальное образование. Через 4 года все они гарантированно будут трудоустроены в школах Перми.

Работа с кадрами — это всегда работа на перспективу. Тем не менее мы уже видим результаты. Так, ежегодно в школы города приходят более 300 молодых специалистов. Важно отметить, что 85% остаются работать в системе образования города.

— Многие учителя жалуются, что работа с отчетами и разными информационными системами отнимает у них много времени, которое они могли бы потратить на детей или на отдых. Как вы считаете, это реальная проблема?

— В любой работе, на любом предприятии есть необходимая отчетность. Для того чтобы облегчить учителям работу с отчетами, было принято решение о переходе всех школ Перми на единую электронную образовательную систему «ЭПОС.Школа». Эта система обеспечивает автоматизацию выполнения большинства организационных, методических, педагогических задач, решаемых в современной школе, и снимает большую нагрузку с педагогов.

— Какую зарплату педагогов вы считаете достойной? Та, что предлагают сейчас школы, детсады и учреждения образования, является таковой? Нормально ли, что для того, чтобы получить среднюю по региону зарплату, учителям часто нужно работать на полторы-две ставки?

— Средняя заработная плата педагогов по итогам финансового года по сравнению с предыдущим финансовым годом выросла в общем образовании на 12%, в дошкольном образовании — на 10%, в дополнительном образовании — на 11%.

За 9 месяцев 2021 года средняя зарплата педагогов в школах составила 45 075 рублей, в детских садах — 39 867 рублей, в учреждениях дополнительного образования — 39 607 рублей.

Увеличению заработной платы способствует рост расчетного показателя (норматива), который формируется в соответствии с законом о бюджете Пермского края и решением Пермской городской думы.

Также в образовательных учреждениях действует система выплат за дополнительную работу, выполняемую за пределами основных должностных обязанностей (в том числе за выполнение функций классного руководства), и стимулирующих выплат, размер которых зависит от результатов достижения показателей эффективности деятельности работника.

В Перми лишь небольшое количество педагогов работает на несколько ставок — у нас эта проблема стоит не остро. На мой взгляд, зарплаты педагогов соотносимы с экономикой региона и, что очень важно, имеют тенденцию роста.

— Как сейчас обстоят дела с местами в детсадах? Есть ли нехватка? Сколько детей стоят в очереди? Сколько ребят ходят в группы полного дня, а сколько — неполного?

— По данным на 1 сентября, в муниципальных детских садах Перми 68 942 ребенка, получающих 12-часовую образовательную услугу, в том числе 7561 ребенок до трех лет. Количество детей, получающих 4-часовую услугу, — 1805 человек. Детей из последней категории не убирают из очереди до тех пор, пока для них не находят место в группе полного дня.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет сейчас полностью обеспечены местами в дошкольных учреждениях. На 1 июля в очереди в ясельные группы стояли 1227 малышей. Тем не менее в некоторых микрорайонах Перми есть свободные места в яслях: Новый Крым, Новые Ляды, Крохалева, Загарье.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем