Образование Разговоры о важном На следующей неделе в школах России пройдут последние в учебном году «Разговоры о важном». Разбираем методички

На следующей неделе в школах России пройдут последние в учебном году «Разговоры о важном». Разбираем методички

С ребятами поговорят о том, что такое счастье

Ребята попытаются определить, что делает их счастливыми

«Разговоры о важном» — классные часы, которые ведут в школах, колледжах и техникумах России с сентября 2022 года. Там ребятам рассказывают о патриотизме, государственных праздниках и известных в России личностях. Перед каждым занятием дети слушают гимн и поднимают флаг. На прошлой неделе школьникам и студентам рассказали о пионерах и звали учеников в «Движение первых» — новую молодежную и детскую организацию.


Следующие «Разговоры о важном» пройдут 22 мая и станут последними в этом учебном году — ребят ждут летние каникулы. Напоследок с детьми поговорят о том, что такое счастье, и пожелают хорошего отдыха.

1–4-е классы: «Понятие счастья не имеет однозначного определения»

По словам учителя, на занятии ребята узнают, каким бывает счастье, как его представляют разные люди и как определить, что делает тебя счастливым. Поможет детям в этом опыт успешных людей: педагог включает видеообращение артиста балета Николая Цискаридзе. На момент написания материала на официальном сайте «Разговоров о важном» ролик еще не опубликовали.


После просмотра ребята вместе с учителем обсуждают видео: выделяют главные элементы счастья, делают выводы о том, что может сделать людей счастливыми.


— Причины ощущения счастья могут быть самыми разными: приятные слова, доброе отношение от окружающих людей, чувство родного плеча рядом, помощь от других, наслаждение природой, восхищение искусством, — говорит педагог. — Чем больше источников счастья у человека, тем он гармоничнее.

Затем ребята отправляются в гости к герою мультфильма Антону Корюшкину и его бабушке в деревню, куда мальчик поехал на летние каникулы. Мультфильм переносит ребят в подводный мир, а Антон и его бабушка — рыбы. Учитель включает видео.

Антон решил снять видео на улице

Герой ролика Антон Корюшкин решил отправиться на съемку: на улице стояла прекрасная летняя погода. Но внезапно поднялся сильный ветер, поэтому прогулка сорвалась. Казалось бы, Антону придется провести скучный день дома — но он нашел выход из ситуации. Бабушка Антона как раз собиралась печь пирожки, и внук предложил ей записать рецепт на видео. Бабушка согласилась, а Антон научился замешивать тесто и готовить начинку. Бабушка хотела позвать подруг на чай, но из-за непогоды те не смогли прийти. Тогда внук научил ее звонить по видеосвязи, а сам съел целую тарелку пирожков.


— Я задумался: а что вообще делает нас счастливыми? — задает вопрос Антон. — Мы счастливы, когда занимаемся любимым делом и постоянно в этом развиваемся. А еще когда проводим время с близкими, общаемся с ними и помогаем им. Желаю всем счастливого лета!

Антон решил снять, как бабушка готовит пирожки

Видео заканчивается, а учитель спрашивает детей, что сделало обычный день Антона запоминающимся и почему он почувствовал себя счастливым. Затем — игра. Ребята должны закончить фразы «Я счастлив(а), когда…» и «Я особенно счастлив, когда рядом со мной…»


Педагог отмечает, что в ответах ребят есть много общего. Все они называют моменты, когда рядом есть родные, когда люди помогают друг другу, развиваются, занимаются любимым делом. Учитель говорит, что каждый день может быть наполнен счастьем в небольших проявлениях, из которых сложится счастливая жизнь.


После этого педагог предлагает поиграть. Ребята делятся на группы, им раздают карточки, а дети должны выбрать те, которые больше всего совпадают с их представлением о счастье. Из карточек каждая группа составляет общую картину. После обсуждения ребята делятся впечатлениями о занятии.

На картинках можно увидеть семью на море или читающую девочку

Затем ребята проходят тест — исследование на определение уровня счастья школьников, а учитель заканчивает занятие:

— Ребята, вот и заканчивается учебный год, сегодня мы с вами провели заключительный «разговор о важном» — разговор о счастье, — говорит педагог. — Наверное, самый важный вывод, который мы можем сегодня сделать — понятие счастья не имеет однозначного определения, каждый человек понимает счастье по-своему, однако деятельность человека на пользу других людей, на пользу всего общества действительно может сделать и делает человека счастливым.


В конце классного часа учитель желает ребятам счастья, приятного отдыха и говорит, что «Разговоры о важном» продолжатся в следующем году.

Методички для 5–7-х классов практически ничем не отличаются от материалов для младших школьников. Ребятам включают другое видео, но главный герой его всё тот же Антон Корюшкин.

По сюжету Антон работает в школьном медиацентре

По сюжету мальчик-рыба стал руководителем школьного медиацентра, и подписчики спросили его, как быть счастливым во время каникул. Антон решил спросить об этом у друзей. Оказалось, что секрет счастья у каждого свой: кто-то мечтает всё лето заниматься программированием, а кто-то — сходить на концерт любимой музыкальной группы.


Еще одно различие — в игре с использованием карточек. Дети должны выбрать наиболее близкие им картинки, а потом объединиться с одноклассниками, чей образ счастья им ближе.


8–11-е классы и студенты: «Если человек живет в согласии со своей природой, наверное, это и есть счастье»


Учитель говорит, что о счастье люди начали задумываться давно: еще в первом веке до нашей эры один из римских авторов насчитал больше 280 определений счастья. Но секрет у каждого человека свой.

Затем детям предлагают поиграть: каждая группа ребят получает список из трех цитат мыслителей, писателей, ученых. Во-первых, нужно подобрать к каждой цитате источник счастья одним словом, во-вторых, подобрать одну или несколько карточек с изображениями к этому слову. Затем ребята смотрят видео с Николаем Цискаридзе, а после — десятиминутный ролик о счастье.

«Надо просто быть собой»: видео о счастье с ученым и его сыном

В ролике Артем Оганов, кристаллограф, химик, профессор Сколтеха и РАН, беседует о счастье со своим сыном Лёвой. Лев считает, что счастье — это прилив сил и ощущение удовольствия. Ученый Артем Оганов отвечает, что счастье — это реакция организма на то, что делает человек и что происходит вокруг него в виде позитивного подкрепления. Состоит оно из разных кирпичиков — реакций удовольствия.

Артем Оганов — известный ученый со множеством регалий

Счастьем хочется поделиться с окружающими, говорит Лёва. Даже организм реагирует на это состояние — появляется энергия. Отец-ученый объясняет мальчику, что это связано с действием особых молекул — нейротрансмиттеров. Они подают сигналы различным органам и как бы заставляют организм вести себя так, чтобы получать удовольствие для выживания вида. Например, когда мы едим, то получаем удовольствие, но и не есть мы не можем — иначе умрем.


— Но многие люди понимают счастье неправильно, — объясняет сыну Артем Оганов. — Дело в том, что удовольствие в счастье — это кирпичик. Без кирпичиков не бывает здания, то есть быть счастливым, не получая удовольствия, — это какое-то не очень понятное счастье. Но просто вывалить кучу кирпичей, много-много кирпичей — это не то же самое, что построить дом, поэтому куча разных удовольствий не равна счастью. Должна быть какая-то гармония.

Артем Оганов рассказывает сыну, что много разных удовольствий не всегда делает человека счастливым

Например, все мы любим сладкое, но сладкое — это и шоколад, и фрукты. Последние приносят организму пользу, а шоколад нет. Поэтому, когда мы им объедаемся, получаем удовольствие, но не пользу: счастью это не способствует. То есть удовольствие — это лишь часть понятия «счастье».


А еще счастливым можно почувствовать себя, делая что-то хорошее. По словам ученого, организм за это вознаграждает человека чувством счастья и ощущением радости. Когда мы делаем что-то правильное с точки зрения биологической или нравственной, выделяются гормоны, которые способствуют удовольствию.

— Надо просто быть собой. Ты тот, кто ты есть. Человек, которому нужно кушать, спать, обнимашки с близкими людьми обязательно, — делится секретом счастья Артем Оганов. — Нужно развивать мозг, узнавать что-то новое. Мы получаем удовольствие, когда узнаем новое, правда? Дружить, находиться с близкими людьми и делать добро. Это всё входит в понятие природы человека. Если человек живет в согласии со своей природой, наверное, это и есть счастье.


В конце отец и сын отвечают на вопрос: «Как стать счастливым?». Лёва становится счастливым, когда делает добро, живет честно, читает хорошие книжки, а Артем Оганов — когда прощает себя и других, поступает благородно, дает себе возможность для простых удовольствий или обнимается с любимыми людьми.

В конце — объятия. Они тоже повышают уровень счастья

Знания, которые получили ребята из видео, учитель рекомендует применить на практике, чтобы лучше понимать себя. Попробовать можно прямо на занятии. Детям показывают «панель управления счастьем».

Ребята должны оценить по пятибалльной шкале свой уровень осмысленности

Панель состоит из различных факторов, которые влияют на ощущение счастья: положительные эмоции, вовлеченность, взаимоотношения, осмысленность и достижения. Ребятам предлагают оценить каждый параметр, основываясь на своих ощущениях.


В конце учитель желает ребятам счастья и приятного отдыха на летних каникулах.


Каждую неделю мы разбираем, о чем беседуют с детьми на «Разговорах о важном», и публикуем материалы в специальном сюжете.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем