Образование Разговоры о важном «Красивее нашей Родины — России ничего нет»: на «Разговорах о важном» расскажут о путешествиях по стране

«Красивее нашей Родины — России ничего нет»: на «Разговорах о важном» расскажут о путешествиях по стране

Для студентов колледжей будут свои уроки

Много внимания на занятии уделят разговору о природных особенностях России

На прошлой неделе после трехмесячного перерыва в школах России продолжили вести «Разговоры о важном». 4 сентября ребятам рассказали о Дне знаний: с детьми побеседовали о важности знаний в современном мире, междисциплинарности, много времени посвятили рассказу о всероссийском обществе «Знание» и несколько раз делали акцент на интересах Родины. В этом материале мы разобрали методички ко вторым в этом учебном году «Разговорам о важном». Классный час пройдет 11 сентября, тема занятия — «Там, где Россия».

1–4-е классы: «Жизнь — это путешествие, и у каждого оно свое»

Учитель предлагает ребятам отправиться в путешествие по России и говорит, что путешественниками движет желание увидеть что-то новое, возможность испытать яркие эмоции, получить знания. Ребятам включают обращение федерального спикера (видео, которое должны посмотреть все классы, еще не появилось на сайте).

Судя по плакату к занятиям, классный час должен сформировать у ребят патриотизм и любовь к Родине

После просмотра ролика учитель говорит, что путешественник Федор Конюхов побывал во многих уголках нашей страны, и спрашивает, хотели бы ребята стать путешественниками и почему. Путешественнику, по словам педагога, важно любить свое дело и природу.

— А главное — любить и всегда помнить о Родине, о крае, где он родился, — говорит учитель и предлагает детям посмотреть фрагмент фильма Русского географического общества.


Диктор предлагает ребятам отправиться в путешествие по России. Начинается путешествие с Кольского полуострова, поражающего красотой северной природы. Там гнездятся морские птицы кайры — «хозяева этих мест». Затем ребята переносятся на гору Айпетри, на Кавказ с его горами и рододендровыми полями, в дельту Волги, где цветут лотосы, на Байкал, в Тихий океан с пестрыми нерпами. Ребята отправляются на Камчатку с поющими китами и в Сибирь на плато Путорана.

— Жизнь — это путешествие, и у каждого оно свое. Я уверен, что твое будет незабываемым, — заканчивает диктор.

Видео, снятое Русским географическим обществом, посвящено богатой природе России

— Необязательно отправляться далеко от дома, чтобы открывать тайны природы, нужно лишь оглядеться вокруг и понаблюдать, — говорит педагог и включает ребятам мультфильм.

Главный герой мультика заяц замечает костровище на берегу озера, где разводить огонь строго запрещено, и отправляется выяснять, кто нарушил запрет. Ежик говорит, что был на озере и фотографировал отражение осенних листьев в воде, лисичка объясняет, что весь день собирала малину, а белочка заявляет, что готовила запасы грибов на зиму. Заяц, обдумав сказанное зверями, выписывает лисичке штраф.

Заяц пытается выяснить, кто разжег костер на берегу озера

Учитель объясняет догадку зайца: малина заканчивается в конце июля, а в лесу уже осень, значит, лисичка солгала. Затем ребята отгадывают еще три фенологические загадки. Учитель говорит, что люди издавна наблюдали за природой, с наблюдениями связаны народные приметы (педагог приводит примеры примет). После этого ребятам показывают презентацию о значимости наблюдений за природой для человечества. Эти наблюдения, например, помогают в медицине (мы знаем, когда нужно защищаться от аллергии), сельском хозяйстве, охоте и рыболовстве.


Ребятам 3–4-х классов включают видеообращение кандидата биологических наук Юрия Константиновича Рощевского.

Кандидат биологических наук рассказывает о фенологии

По словам ученого, в России фиксировать фенологические (или сезонные) явления «было делом чести любителей природы», а обыватели знали: фенолог — это «корифей природы».

— Около двух столетий подряд Русское географическое общество гордилось тем, что сотни его членов использовали любую возможность для записи таких событий, — говорит Рощевский. — Добровольцы-географы накопили огромный материал, осмыслили его и пропагандировали всем.

Члены общества давно поняли, что сезон определяется вовсе не календарной датой. Например, первые проталины на горизонтальных участках полей говорят о начале сезона снеготаяния. При этом неважно, когда появились проталины: в феврале, марте или апреле.

Педагог снова напоминает ребятам о важности наблюдений за природой, рассказывает о проектах Русского географического общества и включает фрагмент из мультика «Паровозик из Ромашково».

Паровозик — своего рода философ. Он, забыв о пассажирах, пытается насладиться только что распустившимися ландышами. «Если мы не увидим первых ландышей, то опоздаем на всю весну», — отвечает он на претензии недовольных

Паровозик ждут пассажиры, а тот любуется ландышами, и на претензии пассажиров отвечает: «Если мы не увидим первых ландышей, то опоздаем на всю весну». Ребята должны объяснить, как они понимают сказанное паровозиком, а учитель заканчивает занятие словами Федора Конюхова: «Он «побывал в 125 странах, видел многое, но красивее нашей Родины — России ничего нет»».

5–7-е классы: «Изучение страны и ее природы начинается сразу за порогом дома или школы»

Педагог начинает занятие с мысли о том, что географические открытия совершаются и сейчас, поэтому через десять лет содержание учебников географии может измениться. Многие путешественники и исследовали в России состоят в Русском географическом обществе (далее — РГО), о проектах которого и пойдет речь на классном часе. Учитель включает фильм РГО (такой же как и у 1–4-х классов).

Педагог спрашивает, кто из ребят успел побывать в местах, о которых идет речь в фильме, куда бы они хотели съездить и почему люди путешествуют.

— Учитель акцентирует внимание на ответах, связанных с желанием изучить природу во всех ее проявлениях, получить новый для себя опыт, изменить жизнь людей к лучшему, приложить усилия к сохранению биоразнообразия, познать самого себя, — написано в методичке.

Затем педагог рассказывает о проекте РГО. Любители фотографировать, например, могут поучаствовать в конкурсе «Самая красивая страна».

— Наша страна удивительно красивая, ее природа уникальна и неповторима, ни одна страна в мире не может с ней сравниться, это наша гордость и достояние! И очень важно, ребята, беречь ее и сохранять, потому что только от нас с вами зависит, насколько красивой и неповторимой увидят нашу Россию следующие поколения россиян, — говорит педагог и включает обращение федерального спикера.

Дальше речь пойдет о путешественнике Федоре Конюхове. Дети должны выполнить интерактивное задание — ответить на вопросы о путешественнике и его экспедициях. Например, сказать, какой океан Конюхов пересек аж 17 раз (Атлантический океан), в каком возрасте он отправился в первое серьезное путешествие (в 15 лет) и т. д.

Федор Конюхов повторил маршрут Витуса Беринга в Тихом океане

После рефлексии ребята смотрят выступление Юрия Рощевского и выполняют еще одно задание. Им нужно будет пояснить, в каких областях необходимы наблюдения за цветением растений. Затем педагог рассказывает ученикам о проектах РГО и Российского движения детей и молодежи.


В конце занятия педагог напоминает ребятам, что начать изучать свою страну и край просто, нужно только выйти на улицу.

— Это можно сделать прямо сегодня, после окончания уроков! И помните, изучение страны и ее природы начинается сразу за порогом дома или школы, — подытоживает учитель.

8–11-е классы: рассказ о воздушной трассе «Аляска — Сибирь»

Часть классного часа для 8-х и 9-х классов такая же, как и у 7–8-х: ребята отправляются в виртуальное путешествие по России, говорят о Федоре Конюхове и отвечают на вопросы о его путешествиях.

Для учеников подготовили задание о профессиях будущего: ребята должны по описанию предположить, о какой профессии идет речь и знания каких наук для нее требуются. Например, урбанист-эколог, занимающийся проектированием городов на базе экологических биотехнологий, должен знать географию, биологию, экологию, урбанистику и архитектуру.

После выполнения заданий дети смотрят видеоролик «Алсиб» — это название воздушной трассы Аляска — Сибирь, протяженность которой составляла 6500 километров. В Великую Отечественную войну это был секретный авиакоридор, соединяющий США и СССР, союзники СССР поставляли по воздуху истребители и бомбардировщики.

Воздушная трасса Аляска — Сибирь была авиакоридором, соединяющим США и СССР

— До сей поры на огромном пространстве Сибири и Дальнего Востока от Анадыря до Красноярска можно обнаружить вещные следы действий перегоночной авиации: руинированные остатки аэродромов, навигационных пунктов и станций наведения, — сказано в видео. — С 2021 года ведется экспедиция РГО по исследованию аэродромов времен войны от Чукотки до Красноярского края.

Эксперты собирают архивные данные, наносят на карту места крушения самолетов, а в память о погибших летчиках ставят мемориальные доски и памятники.

В конце классного часа учитель рассказывает о проекте Российского движения детей и молодежи «Туризм и путешествия "Открывай страну"».

Студенты колледжей и техникумов: «Наша родина — это наша гордость и наша жизнь»

Чтобы замотивировать студентов на обсуждение темы, педагог читает фрагмент стихотворения Константина Симонова «Родина»:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Ребята должны ответить, о чем говорит поэт и почему он использует слова «непобедима, широка, горда» для описания России. Затем — просмотр видеоролика «Там, где Россия».

Диктор рассказывает об огромной площади России, о многообразии народов, живущих на ее территории, о ее природе и ресурсах.

Студентам рассказывают о природных богатствах России и ее достижениях

— Наша страна богата природными ресурсами и является мировым лидером по запасам природного газа и других полезных ископаемых, — говорит диктор. — В России добываются все виды минерального топлива, и в этой отрасли нам тоже нет равных.

Отдельно он говорит и о российской культуре, которая «хранила и передавала новым поколениям незыблемые ценности многонационального народа», это «даже в самые трудные годы обеспечивало наше единство». А еще Россия, по словам диктора, — родина научных открытий и изобретений.

Российская культура помогала России в трудные времена

— Мы открыли космическую эру человечества, стали лидерами в атомной энергетике. Наша родина — это наша гордость и наша жизнь, — говорит диктор. — Где бы мы ни были, мы остаемся неразрывно связанными с ней, а она — с нами.

После просмотра ролика студенты беседуют с преподавателем о связи географии и природных особенностей региона с ведущими отраслями экономики и наиболее востребованными специальностями, ребята отвечают, чем их будущая профессия может угрожать природе, и думают, как этого избежать.

— Сегодня мы с вами поговорили о том, что Россия обладает уникальной культурой, природой и задача каждого из нас — быть ответственным гражданином и суметь реализоваться в своей профессии на благо семьи, общества и государства, — подытоживает педагог.

Ранее мы рассказывали о массовом увольнении учителей из пермской школы № 12 и об уходе оттуда директора Елены Ракинцевой. Руководство школы отказалось проводить «Разговоры о важном» с участием вернувшихся с СВО военнослужащих. Материалы, посвященные этой истории, мы собирали в специальном сюжете.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Мнение
«Можешь купить пистолет, так, между делом». Россиянка дважды съездила пожить в Америку — плюсы и минусы
Зоя Неджефова
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
Угрюмые люди, недоступные девушки и плохие авто: 27-летний китаец честно рассказал о впечатлениях от России
Джексон
предприниматель из Гонконга
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Рекомендуем