Следующие «Разговоры о важном» пройдут 23 октября. Классные часы посвятят Дню подразделений специального назначения, который отмечается 24 октября. Перед школьниками и студентами выступают ветераны спецназа. Они расскажут, какой должна быть жена спецназовца и чем российский спецназ отличается от иностранного. Без политики не обойдется: и школьникам, и студентам напомнят об участии России в спецоперации.
Ветераны — об особенностях русского спецназа, настоящем мужчине и идеальной жене спецназовца
И школьникам, и студентам на классном часе покажут видеообращение ветеранов спецназа. Первым берет слово Вячеслав Алексеевич Бочаров — ветеран управления «В» центра специального назначения «Вымпел» ФСБ России.
Он говорит, что спецподразделения есть во многих силовых структурах. Он, например, 12 лет прослужил в спецподразделении группы «Вымпел». Ее основная задача — борьба с незаконными формированиями и терроризмом, обеспечение безопасности объектов повышенной опасности.
По словам Сергея Ивановича Лысюка, героя РФ, ветерана центра специального назначения «Витязь», для службы в спецподразделениях нужна особая подготовка. Туда подбираются те, кто имеет великолепную физподготовку и неординарно мыслят.
Самое известное подразделение спецназа — «Альфа», говорит Сергей Алексеевич Гончаров — почетный президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Раньше это подразделение называлось группа «А» КГБ СССР. В следующем году подразделению исполнится 50 лет.
— Эти 50 лет наше легендарное подразделение защищает интересы нашего государства как внутри страны от каких-то террористов, от преступности, а также за пределами нашей страны, выполняя задания нашего президента, нашего руководства, — говорит ребятам Сергей Гончаров.
Настоящий мужчина, по словам ветеранов, должен быть выносливым, сильным, смелым, психологически подготовленным, должен надеяться, что «товарищ не подведет» и «не бросит на поле боя».
— То есть у мужчины целых несколько ипостасей, — рассуждает Вячеслав Бочаров. — Например, как семьянин он должен любить свою семью. Он должен быть хорошим мужем и хорошим отцом. А как защитник своего Отечества он должен в первую очередь быть верен присяге, которую он дал, верен тому подразделению, которому он служит, верен своим друзьям, своим товарищами, которые могут на него всегда положиться. Поэтому мужчина — это надежный защитник для семьи и для Отечества.
Следующий вопрос, на который отвечают ветераны, посвящен тому, какой должна быть супруга спецназовца. По мнению Сергея Лысюка, жена спецназовца должна поддерживать его в тяжелых ситуациях и часто в одиночку воспитывать детей, потому что муж будет уезжать в командировки.
— Главное для нее — терпеть, любить мужа и надеяться, что жена офицера — это всё-таки лучшая жена, что можно себе представить для нашей девушки, — говорит Сергей Гончаров.
Затем ветераны рассказывают, почему они решили связать жизнь с защитой Родины. Все военнослужащие отвечают, что выбрали профессию еще в детстве, посмотрев советские военные фильмы или последовав примеру отцов.
Следующий вопрос посвящен особенностям русского спецназа. Он, говорит Сергей Лысюк, «самый матерый за счет силы русского духа».
— Когда мы блокируем преступника, мы всегда предлагаем сложить оружие, — говорит Бочаров. — Мы всегда предлагаем сдаться на милость закона и всегда подвергаемся первыми обстрелу со стороны тех, кто эту просьбу не выполняет. Тогда приходится применять силовое методы. Иностранные спецслужбы никогда никого не спрашивают и не предлагают сложить оружие.
В конце ветераны желают школьникам всегда уважать друг друга, не забывать о зарядке, следить за психологической подготовкой, хорошо учиться и соблюдать распорядок дня.
1–4-е классы: спецназовец должен «подчиняться определенным правилам, даже если этого в какой-то момент и не очень хочется»
Чтобы подойти к теме занятия, учитель рассказывает ребятам о богатырях — сильных, выносливых защитниках родной земли, они стояли на страже Руси и охраняли ее границы. Современные богатыри — это летчики, моряки, артиллеристы, но есть и особые подразделения — спецназ. Специальные подразделения создаются для выполнения особо опасных задач. Главное для спецназовца — выдержка, выносливость и всесторонняя подготовка.
— В приоритете не только физические данные, но и сила духа, интеллектуальные способности: умение оценивать обстановку, правильно выбрать тактику, реагировать быстро и слаженно работать в команде, — говорят ребятам.
Дети отвечают, какими качествами должен обладать спецназовец, а учитель дополняет ответы школьников. Быть спецназовцем — «значит соблюдать дисциплину, то есть привычка выполнять и подчиняться определенным правилам, даже если этого в какой-то момент и не очень хочется». Затем — просмотр видеообращения федеральных спикеров.
Учитель добавляет: спецназ — это элита силовых структур, наши спецназовцы считаются лучшими в мире, а 24 октября в России отмечают День подразделений специального назначения. Спецподразделения занимаются разведкой, пресекают диверсионные действия, борются с террористами.
— Рискуя своей жизнью из любви к Родине, защищают мирных жителей от бандитов и врагов, обеспечивают безопасность нашей страны и ее ценностей, — говорит педагог и включает видео.
Диктор говорит, что в России всегда были воины, защищавшие свою страну. Сегодня это делает спецназ — настоящие мужчины, профессионалы, искренне любящие Отечество и готовые в любой момент рискнуть ради него жизнью.
— Таких подразделений в нашей стране несколько, самые известные из них спецназ групп «Альфа», «Вымпел» и «Витязь», у каждого из них свой день рождения, но 24 октября мы отмечаем общий праздник людей, которые по праву заслуживают особое уважение и почёт как среди представителей воинского братства, так и всех россиян. Российский спецназ — лучший в мире, — второй раз за занятие напоминает детям диктор. — Он успешно решает любые сложнейшие задачи и обеспечивает нашу безопасность: на земле и воздухе, в огне и воде.
По словам учителя, чтобы стать спецназовцем, нужно тренироваться с детства. Дети выполняют задания на внимательность, ловкость и логику.
В конце занятия школьники отвечают, почему спецназ называют элитой войск, сложно ли стать воином спецназа, какими качествами он должен обладать и т. д.
— Ребята, с первого дня бойцы подразделений специального назначения участвуют в специальной военной операции, с честью выполняют свой долг — защищать Родину и свой народ, — говорит педагог.
Затем школьники составляют образ «героя спецназа», а педагог говорит, что ребята сегодня обсудили «ценности и качества истинных мужчин, которые позволяют им быть не только отважными защитниками страны, но и замечательными сыновьями, отцами, мужьями и дедушками».
5–7-е классы: рассказ о спецразделениях «Альфа», «Вымпел» и «Витязь»
Учитель оглашает тему классного часа и включает видео о спецназе. Диктор называет три самых известных спецподразделения — «Альфа», «Вымпел» и «Витязь».
Группа «Альфа», или Управление «А» Центра специального назначения ФСБ РФ, ликвидирует террористов и освобождает заложников. Самые известные операции группы «Альфа» — спасение 25 взятых в заложники десятиклассников школы № 12 в Сарапуле в 1981 году и школьников, автобус с которыми захватили террористы в 1988 году в городе Орджоникидзе.
Группа «Вымпел», или Управление «В» Центра специального назначения ФСБ РФ, участвует в специальных операциях.
— Один из множества героических эпизодов в истории «Вымпела» — отражение нападения бандитов на Дагестан в 1999 году, — говорит диктор. — Тогда отражать атаки террористов приходилось в условиях, когда силы противника были больше в 20 раз. В результате значительная часть наступавших отрядов вооруженных бандитов была рассеяна и ликвидирована, а через некоторое время Дагестан был полностью зачищен от террористов.
Отряд «Витязь», или 604-й Краснознамённый Центр специального назначения Росгвардии, ликвидирует вооруженные группировки и борется с терроризмом. Самую известную операцию «Витязь» провел в 1990 году вместе с группой «Альфа». Сухумские рецидивисты, заключенные и подследственные захватили местный изолятор временного содержания с арсеналом конфискованного оружия. Когда вооруженные бандиты сели в автобус, на них напал спецназ. Одновременно с этим начался штурм изолятора. В итоге спецназ обезвредил всех преступников.
— Поэтому с первого дня бойцы подразделений специального назначения участвуют в специальной военной операции, — не забывает сказать педагог. — В этом проявляется их гражданская ответственность и любовь к своей стране, к своему народу. Они с честью выполняют свой долг — защищать Родину, отстаивать ее территориальную целостность и национальный суверенитет, сохранять культуру и традиции, сильное и единое общество нашей страны.
После просмотра видеообращения федеральных спикеров ребята узнают о героях спецназа, а педагог рассказывает, как спецназовцы тренируют выносливость в беге (дышат только через нос), и включает видео об истории спецназа.
По словам диктора, первый воин спецназа — монах чудотворец Илия, ставший прототипом Ильи Муромца. Сейчас святой Илия считается одним из небесных покровителей подразделений специального назначения.
В борьбе с Наполеоном тоже был свой «спецназ» — партизанские подразделения специального назначения под руководством Дениса Давыдова. Во время Крымской войны были известны «пластуны», которые, маскируясь, незаметно сближались с противником — «эти отряды наиболее близки к современному спецназу».
В годы Великой Отечественной войны появилась Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР. Эти бойцы уничтожили больше 130 тысяч военнослужащих противника, «больше двух тысяч шпионов и предателей».
— Советские воины специальных подразделений вели боевую работу по защите интересов СССР во многих странах мира. И по сей день — в современной России — выполняют задачи повышенной сложности и секретности: борются с терроризмом, организовывают и ведут разведдеятельность, выполняют спецзадания за границей. Российские спецназовцы — это элита российских силовых структур, ее гордость и сила, — говорит диктор.
По словам педагога, именно благодаря спецназу жители России могут жить в безопасности.
8–11-е классы: «Спецназовцем не рождаются, спецназовцем становятся»
Ребята тоже узнают о подразделениях «Альфа», «Вымпел» и «Витязь», смотрят видеообращение федеральных спикеров и видео об истории спецназа. Отдельно 8–11-м классам показывают интервью с Геннадием Николаевичем Зайцевым — командиром группы «Альфа», героем Советского Союза, который лично руководил многими операциями по освобождению заложников. Именно Зайцев вел переговоры с террористами, захватившими автобус со школьниками в Орджоникидзе.
В интервью Зайцев вспоминает, как он попросил главаря банды Яшкиянца передать телефонную трубку учительнице, которая в тот момент находилась вместе с детьми. Зайцев задал ей единственный вопрос — спросил, как дела у детей.
— Она ответила: «Дети проснулись, дети плачут, дети волнуются…» и так далее, — вспоминает Зайцев. — Я говорю: «Во-первых, вы успокойтесь сами, вы сейчас там и мама, и папа, и бабушка с дедушкой этих детей. Вы главный для них сейчас воспитатель и главный родитель. Поэтому вы показываете им личный пример свой и всячески успокаиваете своих детей. Вам я могу твердо дать гарантию в том, что мы будем делать всё возможное, чтобы вы не пострадали, а были освобождены».
По словам Геннадия Зайцева, главная заповедь спецназовца: «Сам погибай, а заложника освободи».
Еще один знаменитый спецназовец — Юрий Иванович Дроздов, основавший подразделение КГБ СССР «Вымпел». Подразделение создавалось по принципу Дроздова — «сплав силы и интеллекта», говорит педагог. В «Вымпеле», например, мог состоять мастер спорта по карате, владеющий тремя иностранными языками.
Детям включают видео о воспоминаниях коллег о Дроздове. О нем говорят как о великом аналитике, которого называли «мистер Фаберже Дроздов» — из информации он «мог сделать драгоценный камень».
— Во всех отношениях — не только служебных, но и межличностных — он был очень строгий, взыскательный. И это правильно. К этому его приучила служба, его работа, — вспоминает о коллеге Геннадий Зайцев.
Главным принципом работы Дроздова стало служение Родине, а операции, проведенные Дроздовым, говорит ведущий канала «Россия 1», еще долго будут разбирать в разведшколах.
— Спецназовцем не рождаются, спецназовцем становятся путем постоянных тренировок, развития как физических, так и интеллектуальных способностей, — говорит учитель.
Если ребята захотят, они могут служить в спецназе, но нужно много тренироваться. Бойцов спецназа готовят в Академии Федеральной службы безопасности РФ, в военных учебных заведениях Минобороны России и МВД.
— Туда можно попасть только при большом личном желании, хорошей успеваемости в школе, участии в работе военно-патриотических клубов (центров) или занятиях спортом, — настраивает ребят педагог. — При поступлении кандидаты проходят различные тесты, включающие физическую, психологическую и интеллектуальную подготовку.
Студенты колледжей и техникумов: «Служба в армии — это почетная обязанность гражданина России»
Педагог говорит, что служить в российской армии — особая честь, предлагает посмотреть отрывок из фильма «Офицеры» (6+) и спрашивает, как студенты понимают слова главного героя: «Есть такая профессия — Родину защищать».
— Для современного общества профессия военнослужащего является неимоверно важной, — говорит педагог. — Те, кто выбрали для себя эту профессию, навсегда связали свою жизнь с Вооруженными силами Российской Федерации, которые являются важнейшей составляющей независимости государства и гарантией его безопасности. Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России является президент страны — Владимир Путин.
Затем студентам включают видео об истории спецназа — официально он появился в 1950 году, но и в 1918-м, и в годы Великой Отечественной войны уже существовали специальные формирования.
Сейчас спецназ — это военизированные формирования, имеющие условные наименования «Альфа», «Витязь» и «Вымпел». Они разыскивают и задерживают особо опасных преступников, освобождают заложников и проводят спецоперации. Особенность спецназа — его небольшой по численности состав, хорошая подготовка, интеллект, сила духа и т. д.
— Они приходят на помощь, когда остальные бессильны, они рассекречивают преступные тайны, закрывают мирных жителей от огня своими телами. Каждый день, каждую минуту они защищают наш суверенитет, наши ценности, наши жизни, — заканчивает диктор.
Педагог говорит: быть военным — это долг и призвание. Однако в армии служат не только профессиональные военные.
— Служба в армии — это почетная обязанность гражданина России, которая дает преимущества и в дальнейшем профессиональном становлении. Особую гордость всегда испытывают те, кто удостоился высокой чести — служить в спецназе! — восклицает педагог.
Спецназ — это элита ВС РФ, бойцы элитных войск обладают высочайшим уровнем подготовки и особыми личными качествами, говорит педагог. Спецназ борется с терроризмом, занимается разведкой и выполняет спецзадания за границей.
— Спецназ России находится на острие борьбы с неонацистами на Украине в ходе специальной военной операции, — добавляет педагог.
Затем учитель перечисляет подразделения спецназа. Это «Альфа», «Вымпел», «Витязь», силы специальных операций ВС Российской Федерации и спецназ ГРУ Генштаба Минобороны РФ. Дальше — рассказ о героях российского спецназа.
Затем педагог включает видео с героями спецназа, а после просмотра говорит, что именно у наших военных мы учимся любить Родину, «ставить ее интересы выше своих, героически сражаться и побеждать».
— Все вы знаете, что сегодня Россия проводит специальную военную операцию. Несмотря на то, что ее участники находятся далеко от нас, они нуждаются в нашей помощи и поддержке, — говорит педагог. — Выполняя непростые боевые задачи, находясь на передовой, бойцы чувствуют наше тепло и веру в них! Для военнослужащих необыкновенно важна поддержка близких людей, семьи. Осознание того, что тебя любят и ждут, придает силы и помогает преодолеть любые препятствия!
Педагог спрашивает, как студенты могут помочь военнослужащим на СВО и участвовали ли ребята и члены их семей в таких акциях.
— Граждане нашей страны стремятся разными способами поддержать как военнослужащих, находящихся в зоне СВО, так и мирных жителей освобожденных территорий! — восклицает учитель. — Но и выполняя свои прямые обязанности как гражданина России, будучи на работе или на учебе, следуя моральным нормам и правилам, придерживаясь важнейших ценностей, мы вносим вклад в победу! Успехи наших предприятий и учреждений — символ нашего единения и веры в правое дело!
В конце занятия педагог говорит, что надо с особым уважением относиться к военнослужащим и не забывать о своих гражданских обязанностях и личном вкладе в защиту страны.
Российский спецназ, по словам учителя, олицетворяет «любовь и бескорыстное служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине». Бойцы спецназа — пример для настоящих мужчин.
Редакция 59.RU заранее изучает методички «Разговоров о важном» и публикует материалы в специальном сюжете на сайте.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.