Первые декабрьские «Разговоры о важном» посвятят волонтерству. Занятие на тему «Мы вместе» пройдет 4 декабря. Детям расскажут, чем занимаются волонтеры, как можно помогать людям, и покажут видеоролики от Российского движения детей и молодежи «Движение Первых». Мы изучили методички и подготовили очередной разбор.
1–2-е классы: видео «Движения Первых» с Павлом Прилучным в главной роли
Учитель просит ребят посмотреть на картинки. На первой изображен сын, помогающий маме донести сумку с продуктами, на второй — внучка, подающая дедушке кружку чая, а на третьей — мальчик, который кормит птиц. На рисунках, говорит педагог, изображены забота, доброта и помощь.
Ребята отвечают, подходит ли к изображениям пословица «Добрый человек придет — словно свет принесет», и объясняют свой ответ.
— Свет всегда связан с теплотой и радостью, а доброта и помощь — это теплота и забота, которые один человек дарит другому, — говорит учитель.
5 декабря в России отмечают День добровольца (волонтера), поэтому и «Разговоры о важном» посвятят людям, которые делают мир добрее и счастливее. Детям показывают видеообращение финалистов премии #МЫВМЕСТЕ (на момент написания материала ролик еще не был опубликован на сайте)
Волонтерством занимаются многие знаменитые люди. Например, актер Константин Хабенский открыл благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям и вместе с командой делает всё, чтобы дети вернулись к полноценной жизни. Учитель спрашивает, почему, несмотря на известность и сильную занятость, Хабенский много времени посвящает помощи людям. О том, что побуждает людей заниматься волонтерством, ребятам расскажет видео от «Движения Первых».
Видео идет девять минут, и, судя по всему, короткометражку сняли специально для «Движения Первых». По сюжету, мальчик Антон пошел с дедушкой Петром Николаевичем в лес за грибами, но устал. Тогда дедушка оставил мальчика отдохнуть на поляне, а сам пошел дальше собирать грибы. Антон долго искал дедушку, но не нашел, и рассказал родителям о ЧП. Мама мальчика сразу позвонила Паше, который, по ее словам, может помочь. Дядя Паша (его играет Павел Прилучный) приехал к дому Антона на внедорожнике и вместе с родными потерявшегося Петра Николаевича отправился в лес. На место приехали и волонтеры «Движения Первых»
— Я же их знаю, — обратился к дяде Паше Антон. — это моя учительница Татьяна Николаевна с дочкой Машей, а это мой врач, он мне перелом лечил.
— Всё верно. Это врач, а это учительница, а он бухгалтер, а он актер. А еще у нас даже заводчик собак есть, — кивнул на собравшихся дядя Паша.
Все эти люди, говорит дядя Паша, помогают, потому что по-другому не могут. Волонтеры работают бесплатно, «хотят помогать людям» и «сделать мир вокруг себя лучше».
— Я не ожидал, что соберется столько людей ради чужого человека, хоть и моего дедушки. Ребята-волонтеры пришли со своими наставниками и родителями, ведь поиски в лесу могли оказаться опасными, а значит, без взрослых было никак, — рассказывает Антон.
Компания отправилась в лес на поиски Петра Николаевича. Антон познакомился с одним из волонтеров «Движения Первых» — молодой человек пришел с собакой. Он не только занимается поиском пропавших, но и помогает в приюте для собак. Антон признался, что всегда хотел собаку. После долгого прочесывания леса волонтеры нашли Петра Николаевича — он упал в яму и сломал ногу. К счастью, всё закончилось хорошо: дедушке оказали первую помощь и отвезли в больницу. В больничном коридоре Антон признался дяде Паше, что тоже хочет стать волонтером.
— А потом мы взяли собаку. Теперь я точно знаю, что волонтерство — это не только образ жизни, но и дело семейное, которое объединяет и взрослых, и детей. Главное — помогать людям, — говорит Антон в финале.
После обсуждения ролика ребята выполняют задание «Цветок доброты» (заполняют каждый лепесток качествами, которыми обладают волонтеры) и слушают куплет и припев Гимна волонтеров России.
Учитель рассказывает, что волонтером в нашей стране может стать любой старше восьми лет. Для ребят младше 14 лет нужно сопровождение родителей, а с 14 лет — разрешение от них.
— Мне кажется, что сегодня мы убедились, что на добро всегда есть время, ведь волонтерство начинается с малого, добрые дела можно делать уже сейчас: заботиться о родных и близких, сажать деревья, помогать пожилым людям, навещать животных в приютах, — подводит итог занятия учитель. — Чем больше добрых дел мы совершаем, тем больше добра становится в мире и вокруг нас! Будем творить добро вместе!
«Разговоры о важном» для 3–4-х классов немногим отличаются от классного часа учеников для 1–2-х классов. Школьники, судя по методичкам, не смотрят фильм о спасении дедушки, но изучают презентацию «Город добрых дел». Учитель говорит, что помощь может понадобиться в парках, зоопарке, приютах для животных, в больницах, концертных залах.
5–7-е классы: «Волонтерство помогает и тому, кто им занимается»
Школьники разглядывают карту вымышленного города. Учитель говорит, что в России больше 100 поселков и городов начинается со слова «добро»: Добрянка в Пермском крае, поселок Доброград в Калужской обрасти, деревни Добрая Вода и Добрая Надежда в Орловской и Рязанской областях.
— Сразу улыбаешься, когда слышишь такие названия. Свой добрый город построим сегодня и мы, — объявляет детям педагог.
На карте изображен обычный город с библиотекой, парком, приютом для животных, медицинским и спортивным центрами, площадкой для сортировки мусора и многим другим. По словам учителя, обычный город делают добрым добрые люди, которых называют волонтерами.
Учитель объясняет: термины «волонтер» и «волонтерство» произошли от латинского слова voluntarius — «добровольный». Педагог просит подумать, как тема занятия («Мы вместе») связана с темой волонтерства и добровольчества.
— Важно вспомнить работу волонтеров в ковид, помощь волонтерских отрядов в зоне СВО, — должен напомнить учитель.
Затем учитель спрашивает, знают ли ребята волонтерские организации, работающие в их городах, и пробовал ли кто-то из детей себя в роли волонтера. Ответив на вопросы, школьники думают, есть ли среди мест воображаемого города те, где может понадобиться помощь зооволонтера. Зооволонтер, например, может развесить в парке кормушки или листовки о том, что нельзя громко шуметь, а в приюте можно собрать для бездомных животных еду и гигиенические принадлежности.
Ребятам включают ролик «Юна-класс для школьников» — об уроках, посвященных помощи бездомным животным от центра реабилитации временно бездомных животных «Юна».
После школьники узнают, где в городе, изображенном на карте, пригодится помощь волонтеров. Они, например, могут помочь на площадке для сортировки мусора или в питомнике для выращивания деревьев. Ребята, желающие заниматься экологией, могут поучаствовать в проекте «На связи с природой» от «Движения Первых», а еще в преддверии Дня добровольца «первые» запустили акцию «Миллион добрых дел».
— Волонтерство помогает и тому, кто им занимается: ты можешь делать то, что тебе действительно нравится (заниматься животными или ухаживать за растениями, очищать природу от мусора и т.д.), получить возможность развивать навыки взаимопомощи (взаимовыручки) и умения работать в команде с самого детства, ты общаешься с увлеченными людьми — всё это обогащает твою жизнь и даже может помочь определиться с будущей профессией, — говорит педагог и заканчивает классный час.
8–9-е классы: первая медицинская помощь
С ребятами беседуют о русских сестрах милосердия, спасавших солдат в годы войны — Дарье Севастопольской, Екатерине Бакуниной и Юлии Вревской. Подробнее учитель может рассказать о Дарье Севастопольской — ее имя есть в списке «Наши герои» в дополнительных материалах к занятию.
Дарья Севастопольская (настоящая фамилия — Михайлова) — первая сестра милосердия в России. В Крымскую войну 1853–1856 годов девушка создала первый передвижной перевязочный пункт на своей повозке и приспособила под госпиталь один из городских домов. Николай I наградил ее золотой медалью «За усердие», хотя для такой награды предполагалось наличие трех серебряных медалей.
В списке «Наши герои» — множество персон: Александр Невский, Сергей Радонежский, Иван Сусанин, Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Федор Тютчев, Антон Макаренко, Георгий Жуков, Зоя Космодемьянская, Игорь Курчатов, Лев Яшин и многие другие.
Из современных знаменитостей в список попали, например, Елизавета Глинская (Доктор Лиза), участник СВО Владимир Жога, «политолог, философ, журналист, лидер интеллектуальной и патриотически настроенной молодежи» Дарья Дугина, путешественник Федор Конюхов и хоккеист Александр Овечкин.
Учитель включает видео от «Движения Первых». «Первый» говорит о важности оказания первой помощи. Но просто хотеть помочь мало, нужно знать, как это сделать. В этом может помочь проект от «Движения Первых» «Первая помощь».
— Вступай в наши ряды, и ты сможешь помочь родственникам и друзьям спастись в самых неожиданных и экстремальных ситуациях. Каждый «Первый» придет на помощь. Я помог тебе — ты поможешь другому. Мы поможем каждому. Твоя первая помощь спасет жизнь твоих близких, — говорит мальчик-диктор.
10–11-е классы: направления волонтерства
Старшеклассникам рассказывают о направлениях волонтерства уже без карты и тоже показывают видео о первой помощи. Учитель рассказывает ребятам о работе поисково-спасательных отрядов. Школьники до 18 лет, по словам педагога, еще не могут искать пропавших, зато распространять ориентировки им разрешено.
Еще одно направление волонтерства называется событийным. Волонтеры участвуют в организации выставок, концертов, других мероприятий. Этот вид волонтерства помогает быть в центре крупных событий. Например, на выставке «Россия», которая открылась в Москве 4 ноября, работают больше 5000 волонтеров.
Научные волонтеры собирают данные, фотографируют растения и животных, ищут информацию о памятниках культуры. Ученым иногда нужна помощь с обработкой данных. В этом тоже могут помочь волонтеры. После инструктажа они анализируют данные или оцифровывают их.
В последние годы появились новые направления волонтерства, например онлайн-волонтерство. Это полностью дистанционное направление. Благодаря этой особенности, волонтерами могут стать люди с ограниченными возможностями здоровья и те, кто живет далеко от места событий. Такие волонтеры помогают разрабатывать сайты, переводить документы, консультировать по различным вопросам, они начитывают тексты для аудиокниг или общаются с пожилыми людьми.
— Ваш пример может вдохновить других людей. Поэтому не стесняйтесь участвовать в волонтерской деятельности и делать мир лучше! — восклицает педагог.
Студенты техникумов и колледжей: помощь участникам спецоперации
Учитель включает студентам видео об истории волонтерства. Само слово «волонтер» появилось в XVII–XVIII веках. Так называли человека, добровольно решившего пойти на военную службу. В XX веке волонтерами стали называть людей, бескорыстно помогающих другим или окружающей среде. В Российской империи добровольцы ухаживали за детьми в воспитательных домах, а врачи бесплатно лечили жителей деревень. Во время Крымской войны сестры милосердия отправлялись на фронт, чтобы ухаживать за ранеными.
— В СССР появились новые понятия, связанные с волонтерством: поднятие целины, субботники, тимуровцы, — говорит диктор. — Сейчас волонтерство в России продолжает активно развиваться. Добровольцы помогают детям, старикам, инвалидам, убирают мусор, сажают деревья в своих городах, спасают животных, оказывают юридическую и медицинскую помощь.
Волонтерские организации курируют разные направления, но всех добровольцев объединяет желание помочь ближнему, неравнодушие к другим. «Воля, энергия, великодушие таких людей — и есть главная сила России!» — цитирует Владимира Путина диктор.
После просмотра ролика ребята отвечают, в чем состоит задача волонтера, какими качествами он должен обладать, приходилось ли самим студентам участвовать в волонтерских проектах, получает ли что-то сам волонтер от своей работы и т.д.
Волонтеры, говорит педагог, работают не ради наград, но для общества важно признание их труда. Владимир Путин даже подписал указ, в котором сказано, что волонтеры могут получить государственную награду. О большом значении добровольцев для общества написано и в Конституции.
— Сегодня Россия проводит специальную военную операцию. И, конечно, волонтеры не остались в стороне. Помощь военнослужащим и мобилизованным гражданам, а также их семьям — это сейчас приоритетное направление добровольческой деятельности. Знаете ли вы о таких акциях, проектах? — спрашивает учитель.
Волонтерству как профессии, созданию семьи, родительству и дружбе нужно учиться. Для этого существуют специальные программы, например сайт DOBRO.RU. В конце занятия студенты называют нужные для добровольца качества личности, а педагог просит подумать, какое направление волонтерства подошло бы студентам.
В прошлый раз на «Разговорах о важном» с ребятам побеседовали о том, что такое Родина. Каждую неделю мы изучаем методички «Разговоров о важном» и публикуем планы уроков в специальном сюжете на сайте.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.