Образование Разговоры о важном Об азбуке и изменениях алфавита. Разбираем первые в этом году «Разговоры о важном»

Об азбуке и изменениях алфавита. Разбираем первые в этом году «Разговоры о важном»

Классный час прошел 9 января

Памятник первому книгопечатнику Ивану Фёдорову стоит на Театральном проезде в Москве

Первые в 2024 году «Разговоры о важном» прошли 9 января, их посвятили 450-летию «Азбуки» Ивана Фёдорова. Ребятам рассказали о том, когда и как в нашей стране появилась первая печатная книга и первая «Азбука», как и почему менялся алфавит, а еще напомнили о том, как важно читать. Мы изучили методички — публикуем разбор в этом материале (сценарий классного часа для студентов на сайте не опубликовали).

Детский писатель — об азбуке и о том, как приучить детей читать

Школьникам 1–4-х классов показали видеообращение Андрея Алексеевича Усачёва — детского писателя, сказочника, поэта и драматурга. Андрей Усачёв рассказал ребятам, что азбука получила название по первым буквам алфавита — «азъ» и «буки». До появления письменности знания передавали устно, а азбука помогла их записать.

— Что может быть важнее азбуки? Ничего. Даже священные книги, — сказал Усачев. — Вот говорят: «Какая самая важная книга?» Вот самая важная книга — это «Азбука», потому что без нее мы не прочтем ни Библию, ни Коран, и даже Конституцию нашей страны мы не сможем прочитать, хотя это важный документ. Но самый важный документ — это азбука.

Андрей Усачев рассказал об азбуке, о том, как приучить ребенка к чтению, и дал советы начинающим писателям

Буква «я», по словам писателя, в русском алфавите последняя, потому что с нее начинается небольшое количество слов, а вот заканчиваются ею многие слова, например прилагательные женского рода. Ответил Усачев и на вопрос о том, зачем читать книги, если смотреть сериалы или фильмы интереснее. По словам спикера, одно не должно заменять другое, но ни фильм, ни сериал не может существовать без книги или сценария. Важно приучать ребенка читать. Для этого нужно водить его в библиотеки, подавать личный пример, а еще подбирать для чтения книги, которые были бы интересны конкретно этому ребенку.


Начинающий писатель, по словам Андрея Усачева, должен сначала научиться читать, должен слушать советы старших, но поступать так, как считает нужным, но самое главное — писать о «самом важном».

— Что такое новая книга или новое стихотворение, новая сказка? Это открытие. Вот, казалось бы, всё уже открыто. Есть большой материк «Толстой». Вот, казалось бы, про всё написал, есть гигантская страна Достоевского, есть Пушкин, есть много чего, Шекспир такой огромный. Но даже если вы откроете какой-нибудь маленький островочек, какую-нибудь скалу, которая незаметна, это всё равно открытие, — считает Усачев. — Вот важно, чтобы вы хотели совершить открытие, начинающий писатель чтобы думал о том, что самое важное он хочет сказать другим.

1–2-е классы: Иван Федоров и «Азбука»

В начале занятия ребята прослушали отрывок из стихотворения Бориса Заходера «Песенка-азбука» о 33 буквах русского алфавита. По словам учителя, без знания букв, благодаря которым мы можем читать и писать, нельзя стать образованным, культурным человеком. Именно об этом народ сложил множество пословиц. Выполняя интерактивное задание, ребята соединили части пословиц и обсудили их значение.

Младшие школьники должны были составить пословицы и поговорки

После просмотра обращения Андрея Усачева ребята рассмотрели две картины, на которых изображены ученики старинной школы. Книги, сказал учитель, сначала были рукописными и писались на пергаменте. Работа по переписыванию была очень сложной, нужно было вручную оформлять заставки и заглавные буквы.

— Именно поэтому появление печатных книг стало огромным событием в жизни человечества. В нашей стране человеком, напечатавшим первую книгу и создавшим первую печатную книгу для обучения ребят — «Азбуку», был Иван Федоров. Первая печатная «Азбука» появилась 450 лет назад, — сказал учитель и включил ребятам видео.

Диктор рассказывает об Иване Федорове

Видео рассказывает о первом книгопечатнике Иване Федорове (памятник ему стоит на Театральном проезде в Москве). Федоров участвовал в создании первого Печатного двора в Москве, в 1564 году напечатал первую в нашей стране книгу, а через десять лет — первый печатный учебник, который назывался «Азбука». Она состояла из 80 страниц, знакомила детей с буквами, учила чтению слогов, рассказывала об особенностях изменения слов и помогала закрепить навык чтения. На последних страницах Федоров разместил поучения для детей, родителей и воспитателей.

Затем дети сравнили современный алфавит с буквами из «Азбуки» Ивана Федорова и нашли совпадения и отличия. По словам педагога, в «Азбуке» Федорова было 45 букв, в XVIII веке Петр I пересмотрел алфавит и убрал оттуда некоторые буквы, например «пси», «кси», «фиту», «юс малый» и «юс большой».

Затем ребята представили, будто они попали в типографию Федорова. Они выполнили интерактивное задание «Наборщики» — нужно было составить слова.

А вы бы смогли угадать букву?

В конце занятия педагог еще раз напомнил детям о заслугах Ивана Федорова, а дети начали оформлять лист «Советуем прочитать» — написали на листочках любимую книгу, которую советуют прочитать одноклассникам.

3–4-е классы: памятники буквам


Методичка для 3–4-х классов немного отличается от материалов для 1–2-х классов — туда добавила два задания. В первом ребятам нужно было посмотреть видео о памятниках буквам русского алфавита (на сайте ролики не опубликованы). Памятники поставлены в разных городах России. Например, в Перми есть целых две буквы «п» — одна находится у аэропорта, а другая — у железнодорожного вокзала («Пермские ворота», сделанные из бревен).

Школьникам 3–4-х классов рассказали о «Пермских воротах»

Во втором задании ребята должны были угадать значение выражений «начать с азов» (то есть «начать сначала»), «ходить фертом» (так говорят про самодовольного человека) и «дать добро» (то есть разрешить, согласиться).

5–9-е классы: куда делась буква «ъ»

Учитель предложил ребятам сравнить азбуку 1574 года с алфавитом 1708 года. В последнем букв стало меньше и шрифт поменялся. Это было сделано Петром I для экономии времени и денег.

Учитель включил ребятам видео о букве «ъ» (еръ). Диктор сказал, что раньше твердый знак обозначал полугласный звук, «который был похож на невнятное "о"», а современный мягкий знак «имел звук невнятного "е"».

Ребята узнали о том, почему из алфавита пропал «ъ» (еръ)

— Звуки из речи ушли, а буквы в написании слов остались. Они помогали отличить «мел» от «мель» (мелъ — мель) и «мол» от «моль» (молъ — моль), — объяснил диктор. — И что такого? — спросите вы. А то, что согласная на конце слова «мел» и так читается твердо, зачем же ставить еще один знак?

Так после отмены знака «ъ», сказал диктор, роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» сократился на 70 страниц. При печати этот символ стоил России больше 400 тысяч рублей.

Затем детям рассказали об Иване Федорове и его «Азбуке», а после ребята сыграли в игру «Верю — не верю», посвященную жизни Федорова. Благодаря игре дети должны были узнать, что кроме русского языка Федоров владел латынью, греческим, немецким и чешским языками, создал несколько артиллерийских орудий, а в «Апостоле», первой напечатанной в России книге, впервые начал разделять слова и предложения пробелами.

Во времена Федорова мастеру печати приходилось набирать текст из отдельных букв, которые располагались зеркально. Детям предложили выполнить интерактивное задание: им нужно было определить, какая фраза, составленная из «перевернутых» букв, соответствует правильной записи фразы «Ученье — свет, а неученье — тьма». После этого детям нужно было выбрать из списка профессии, без которых связь между писателем и читателем бы разорвалась.

Школьники должны были угадать, какая запись соответствует фразе «Ученье — свет, а неученье — тьма»

В конце занятия ребята составили список из 15–20 своих любимых книг, учитель познакомил их с литературными конкурсами для школьников («Спасите пушкинский язык!» и «Класс!»), а после дети ответили на вопросы об Иване Федорове.

10–11-е классы: почему менялся алфавит

Старшеклассникам тоже рассказали об Иване Федорове, школьники сыграли в игру «Верю — не верю» и посмотрели видео «Дело по Азбуке» о том, как и почему изменялся русский алфавит. 10–11-м классам объяснили, что причина изменений кроется в самом языке и людях, которые на нем говорят.

— Язык всегда стремится быть проще и ближе к народу, тут главное — не перестараться. А то может показаться, что для сообщения в чате типа «прив», «пасиб» 33 букв многовато, — сыронизировал диктор.

Азбука, сказал учитель, отражает наш язык и менталитет, через русскую письменность кириллицу, которую предложили Кирилл и Мефодий, восприняли народы России.

— Кириллица, являясь ценным национально-культурным достоянием всех народов России, играет объединяющую роль в обществе носителей нашего языка и культуры, — сказал педагог.

В конце занятия школьники записали свои любимые книги, а учитель познакомил ребят с литературными конкурсами.

Ранее мы публиковали список тем январских «Разговоров о важном». Редакция 59.RU заранее изучает методички классных часов и публикует планы уроков в специальном сюжете на сайте.

Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем