Образование Разговоры о важном «Судебным решением блокада Ленинграда признана геноцидом и военным преступлением»: разбираем новые «Разговоры о важном»

«Судебным решением блокада Ленинграда признана геноцидом и военным преступлением»: разбираем новые «Разговоры о важном»

Классный час будет посвящен юбилею со дня освобождения Ленинграда от блокады

Ребята узнают о жизни людей в блокадном Ленинграде

Редакция 59.RU продолжает разбирать методические материалы к «Разговорам о важном». Ближайший классный час пройдет в понедельник, 22 января. Со школьниками и студентами поговорят об освобождении Ленинграда от блокады. Тема занятия — «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Ребята узнают о подвигах ленинградцев, изучат письма того времени, а учитель напомнит, как важно помнить о событиях Великой Отечественной войны.

1-й класс: документальные фото из блокадного Ленинграда

В начале классного часа ребята смотрят кадры, снятые после прорыва блокады Ленинграда, — 80 лет назад, в 1944 году, в городе запустили салют.

Салют в Ленинграде дали в честь снятия блокады

Учитель рассказывает, что кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось 8 сентября 1941 года. Фашистские войска окружили город. Блокада длилась 872 дня, но Ленинград выжил. Единственной дорогой к городу была транспортная магистраль через Ладожское озеро. Самое трудное время, говорит педагог, пришлось на декабрь 1941 года — тогда ребенку давали 125 грамм хлеба в день. В методичке написано, что учитель может продемонстрировать настоящий кусочек черного хлеба.

Хлеб в те тяжелые годы выдавали по карточкам

Несмотря на холод и голод, постоянные обстрелы, блокадный Ленинград продолжал жить: работали школы, кинотеатры, композиторы сочиняли музыку, люди праздновали Новый год, говорит учитель. Ребятам предлагают выполнить интерактивное задание: им нужно соотнести фотографии из Ленинграда с надписями «Город живет!» и «Ладога — дорога жизни!»

Дети увидят фото того времени

На фото изображены продажа билетов на концерт симфонического оркестра с исполнением Седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Д. Шостаковича, урок в школе, едущие по «дороге жизни» грузовики с продуктами, одеждой и бензином и т. д.


— Фотографии того времени бережно хранят память о мужестве и стойкости ленинградцев, — говорит учитель.

В ходе операции «Искра» освободили южное побережье Ладожского озера и Шлиссельбург, восстановили сухопутное сообщение с Ленинградом

Затем ребятам включают видео об операции «Искра» о прорыве блокады. В ходе операции было освобождено всё южное побережье Ладожского озера, город Шлиссельбург и восстановлено сухопутное сообщение с Ленинградом. Однако борьба с врагом не закончилась — только 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята. После прорыва блокады ленинградцы восстанавливали разрушенный город: разбирали завалы, участвовали в стройках.

2–4-й классы: искусство во время блокады

Ребятам тоже рассказывают о трудностях жизни в блокадном Ленинграде, об освобождении города и его восстановлении. Отдельно с детьми беседуют об искусстве того времени. Дети слушают фрагмент «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича — она звучала из репродукторов в блокадном Ленинграде.

— И фашисты тоже слушали великую музыку великой победы. И они были в полном изумлении и испытывали чувство страха, потому что думали, что город уже давно мертвый, — говорит педагог. — Уже после окончания Великой Отечественной войны один из немецких солдат, воевавших в России, написал: «В тот день, когда впервые звучала "Ленинградская симфония" мы, немцы, поняли, что мы проиграли не только битву за Ленинград, мы проиграли войну против России. Тогда мы почувствовали силу русского народа, который мог преодолеть всё: и голод, и холод, и смерть».

Во время блокады художники не переставали творить. Ребята рассматривают репродукции картин ленинградских художников, описывают сюжет и отвечают, какие чувства картины вызывает у зрителей.

5–11-е классы: стихи и письма из Ленинграда

Ребятам включают видео с видами современного Санкт-Петербурга и блокадного Ленинграда. Учитель говорит, что дети читают о событиях Великой Отечественной войны в учебниках и книгах, смотрят фильмы, но с живыми свидетельствами того времени ничего не сравнится.

В начале ролика — кадры из современного Санкт-Петербурга, в конце — из блокадного Ленинграда

Дети смотрят ролики со стихами, написанными в блокаде, и письмами ленинградцев 1941–1944 годов. После просмотра каждого видео учитель рассказывает о жизни в блокаде. Например, как ленинградцы маскировали от обстрелов соборы, храмы, памятники архитектуры, укрывали или прятали под землю скульптуры, пытались сохранить музейные экспонаты. Жителям Ленинграда удалось сохранить почти всех животных зоопарка.

В 1941–1942 годах советская армия четыре раза проводила наступательные операции для прорыва блокады, но попытки заканчивались неудачей.

— Связь с остальной частью страны, понимание, что их не оставят один на один с врагом — были важнейшей психологической поддержкой, помогавшей жителям Ленинграда не сдаваться ни при каких условиях, — говорит учитель.

В 1943 году блокада была прорвана, а в 1944 году ее полностью сняли. Детям включают видео «Ленинград: тогда и сейчас» — кадры современного города сменяются кадрами разрушенного Ленинграда. Ребята отвечают, почему важно помнить и рассказывать следующим поколениям о блокаде Ленинграда и почему нельзя забывать о почти 900 днях блокады.

Ребята могут сравнить, как выглядел город во время блокады с тем, как он выглядит сейчас

Затем учитель говорит, что в январе на выставке «Россия» на ВДНХ проведут специальную неделю, посвященную блокаде Ленинграда.


— Тем самым мы еще раз напомним всему миру, что нацисты и их союзники планировали стереть Ленинград с лица земли вместе со всеми шедеврами российской и мировой культуры, богатейшим наследием, — говорит педагог. — Еще раз повторим, что попытка уничтожить огромный город вместе со всем его населением — крупнейшее военное преступление в истории человечества, составная часть гитлеровской политики геноцида народов Советского Союза. Важно знать, что судебным решением блокада Ленинграда признана геноцидом и военным преступлением.

Письмо из Ленинграда Кирилла Павловича Козлова своей жене, находившейся эвакуации

Ученики 8–11-х классов тоже слушают, как читают письма из блокадного Ленинграда, а затем педагог рассказывает о жизни в блокаде. 10–11-м классам учитель говорит о планах фашистов уничтожить Москву и Ленинград, потому что эти города символизировали всю страну.


— Их полное уничтожение означало бы то, что и сама страна перестала бы существовать, — объясняет учитель. — Поэтому и для руководства Советского Союза было так важно не сдавать Москву и Ленинград.

Фашисты должны были полностью уничтожить Москву и Ленинград

Студенты техникумов и колледжей: изобретения ленинградцев

Студенты узнают, что во время Великой Отечественной войны пострадал не только Ленинград, но и его пригороды. Были разрушены историко-архитектурные ансамбли Царского Села, Петергофа, Павловска, Гатчины, Стрельны, Ропши, а в Гатчине фашисты устроили концлагеря и детские донорские лагеря. Педагог напоминает: планы уничтожения Ленинграда — военное преступление, «составная часть гитлеровской политики геноцида народов Советского Союза». Студенты должны вспомнить, что в международном праве называют геноцидом и преступлением против человечества.

Ребята периодически отвечают на вопросы учителя. Например, они должны сказать, как связаны два высказывания с темой занятия

Затем педагог рассказывает о прорыве блокады и праздничном салюте в честь ее полного снятия, а студенты узнают об открытиях, сделанных в это время. Например, в Ленинграде изобрели взрывчатку на основе глины и металлических опилок, прибор прогибограф, который мог регистрировать колебания льда и благодаря которому люди могли ездить зимой по «Дороге жизни» — Ладожскому озеру. Для защиты домов от бомб-зажигалок изобрели краску, способную несколько минут выдерживать высокие температуры (это помогло предотвратить множество пожаров), в Ленинграде наладили выпуск соевого молока, начали перерабатывать технические жиры в пищевые, а лакокрасочную продукцию на основе растительного масла — в пищевые добавки.

В конце классного часа студенты размышляют над тем, как сохранить память об очевидцах блокады и событиях Великой Отечественной войны, почему важно это сделать.

Книги, кино, музейные экспонаты, памятники — всё это помогает сохранить историческую память

— Давайте прочтем и запомним слова, сказанные одним из непокоренных, одним из переживших блокаду: «Я видел смерть, я видел самое страшное, что может быть на планете. Я уже ничего не боюсь, кроме потери человечности, доброты и любви, потому что потерять это сродни смерти. Я боюсь, что, если люди потеряют ценности, они легко откроют двери новой войне, не понимая всего ужаса, который стоит за этим понятием», — заканчивает занятие педагог.


В прошлый раз на «Разговорах о важном» дети узнали, что такое налоги и как правильно их платить. Мы заранее изучаем методички классных часов и публикуем планы уроков в специальном сюжете на сайте.

Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем