Есть ли сегодня смысл в высшем образовании? Должен ли выпускник работать по специальности и «отдавать долг» государству? Имеет ли право студент совмещать работу и учебу? И с каким трудностями сталкивается современный студент? Об этом и многом другом рассказала корреспондент 59.RU, которая совсем недавно окончила университет. Далее — от первого лица.
— Чтобы понимать контекст, коротко расскажу о поступлении. Наверное, как и большинство выпускников школ, мечтающих попасть в гуманитарный вуз, ЕГЭ я сдавала по русскому языку, литературе и обществознанию. Готовилась долго и усердно, мечтая поступить на направление «журналистика» в ПГНИУ. Обществознание было запасным вариантом, потому что журналистика требовала только русский язык, литературу и вступительное испытание. ЕГЭ по литературе, к сожалению и удивлению для себя, я сдала отвратительно. Точно не помню, но было что-то в диапазоне между 75 и 77 баллами. Для журфака (буду это назвать так) это очень мало. Русский сдала на 98.
Победив на тот момент совершенно истерическое состояние (кто ж с такими баллами поступает на журфак!), решила попробовать написать творческую работу. Результат был очень хорошим, но для поступления на бюджет баллов из-за ЕГЭ по литературе всё равно не хватило. Я оказалась прямо на границе между бюджетом и платным обучением: мечта накрылась медным тазом. В итоге я пошла в Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет на филологический факультет. Решила так: литературу обожаю, с русским дружу, поступлю на филфак, а потом разберусь.
О-о-очень много ненужных предметов!
Первые две недели были удивительным: переезд в город, заселение в общежитие, знакомство с одногруппниками, осознание того, что я наконец-то студент! Все мы с нетерпением ждали интереснейших пар, разнообразной литературы и погружения в дебри языка, но… БЖД (безопасность жизнедеятельности), физкультура, медицина, БЖД, физкультура, медицина и снова БЖД (даже пары, связанные с математикой, в расписании стояли). Были, конечно, еще психология и педагогика и дисциплины непосредственно «филфаковские», но они где-то затерялись между многочисленными парами, которые нам виделись совершенно ненужными. И домашней работы по этим непрофильным предметам было столько, что времени на то, зачем я вообще пришла на филфак, не было. Какая тут «Илиада» и «Одиссея» — у нас тут очередной доклад по БЖД!
Подозреваю, что это беда всех вузов, «обязаловка», спущенная сверху. Но очень хочется увидеть в этой «обязаловке» логику. Напомню: в педагогических вузах учатся пять лет. А теперь представим, что все эти, по моему мнению, лишние дисциплины, из программы убрали. Срок обучения сократился бы до четырех — четырех с половиной лет. Дело тут вовсе не в лени или желании побыстрее окончить университет. Можно и все пять лет посвятить филологии, только давайте будем делать это без лишних предметов. Я бы с удовольствием более глубоко изучила, например, античную или средневековую литературу, если бы мне дали возможность.
Очка как заочка
А теперь о профильных дисциплинах. Курса со второго нам говорили, что количество часов на профильные предметы неумолимо «режут». Делается это, полагаю, не на уровне университета. Кто-то сверху решил, что так будет правильно. Если я не ошибаюсь, числа преподаватели называли такие: 30% информации студенту дают в вузе, 70% он ищет и осваивает сам. Понятно, что студенты должны проявлять самостоятельность, но глубоко изучить, например, морфологию за 6 лекций и 10 практических занятий просто невозможно. Надо сказать спасибо преподавателям, которые изо всех сил старались дать нам всё, что могли, в таких условиях.
В итоге учеба для меня превратилась в бесконечную самостоятельную работу, начало казаться, что поступила я вовсе не на очное обучение, а на заочное. Из-за этого на третьем курсе случился жуткий кризис, а к концу года, когда я поняла, что по профессии работать не пойду, желание учиться пропало, а вот отчислиться или перевестись на заочное хотелось сильно. Оговорюсь: студентом я была хорошим, предметы мне давались (в конце концов вуз закончила с красным дипломом), к тому же литературу обожала. Она и спасла меня от опрометчивого решения отчислиться.
Мизерная стипендия
От тонкостей учебы ненадолго перейдем к теме сильно заезженной, но до сих пор актуальной. Студенты-очники, преуспевающие в учебе, получают стипендию. В моем вузе это были жалкие (не побоюсь этого слова!) три с половиной тысячи, и то при лучшем раскладе. Такие деньги платили отличникам. Сдававшие сессии на 4 и 5 получали немного меньше. Я сдавала сессии на пятерки и получала чуть больше трех тысяч, потому что небольшую сумму вычитали как плату за место в общежитии. Да, была стипендия для активистов, но активная жизнь в вузе меня тогда не привлекала.
Итак, представим, что вы обычный студент, которого не прельщают прелести университетских активностей. На жизнь у вас есть плюс-минус 750 рублей в неделю. Это без учета трат на студенческий проездной и, конечно, без покупки одежды. Прожить, мягко говоря, сложно, а то и совсем невозможно. Мне повезло: с деньгами помогала мама, но бюджет семьи вовсе не резиновый, поэтому эти три тысячи я пыталась растянуть на две недели. Учиться, когда экономишь каждую копейку, безумно сложно.
Можно, конечно, упрекнуть меня и сказать: «Все так учились — и ничего!» или «Студенческие годы — лучшие годы в жизни!» Но произносят это, как правило, люди, давно окончившие вуз, забывшие со временем о трудностях и запомнившие только лучшие моменты. Студенчество — это время молодости, а оно, предполагаю, всегда вспоминается с теплотой. На эти фразы отвечу: возможно, все так и учились, а студенческие годы, безусловно, — отличное время, но проблему это не отменяет. Чтобы студент больше думал об учебе, нужно сделать так, чтобы он не искал деньги на покупку хотя бы тех же продуктов. А это уже задача государства, которую оно, к сожалению, не выполняет, хотя периодически речь о повышении стипендии всё-таки заходит. В последний раз говорили об этом в августе 2023 года: депутаты внесли в Госдуму законопроект, который предлагал поднять студентам стипендии до минимального размера оплаты труда. Правда, успехом это не увенчалось. А ведь есть, между прочим, ребята, которые на помощь от родителей рассчитывать не могут: приходится работать — и это неизбежно приводит к тому, что человек меньше времени уделяет учебе.
Работа и очное обучение
На четвертом курсе, в 2022 году, жить на эти три тысячи стало гораздо сложнее, а просить денег у родственников — еще более проблематично. Во-первых, в 21–22 года, по-моему, уже нужно начинать зарабатывать самостоятельно, во-вторых, рост цен сказался и на бюджете семьи. К тому же я понимала, что пора озаботиться поиском работы не по профилю, чтобы после выпуска из вуза не горевать из-за отсутствия опыта и, как следствие, невозможности никуда устроиться. В итоге я, как и мечтала, ушла в журналистику и год совмещала работу с учебой. Работать на четвертом курсе и по профилю обучения, и не по профилю начали практически все мои одногруппники. Думаю, жить тяжелее стало всем.
Тут появилась еще одна проблема — работающих очников не очень любят преподаватели. Логика простая: если учишься на очке, то будь добр учиться, а работа — для заочников. Но эта логика, по-моему, действует при наличии нормальных стипендий и отсутствии в стране кризиса, а пока студенты будут крутиться, как могут, чтобы хоть как-то выжить, и к этому надо относиться с пониманием. Да, все мы пришли учиться, но как это делать, если в холодильнике мышь повесилась? Кстати, к очникам, работающим по специальности, вопросов было меньше — в школу пришли учителя, и слава богу.
Должен ли выпускник «отдать долг» государству?
Проговорю еще один важный момент, который, возможно, касается, всех педагогических вузов. На протяжении пяти лет нам говорили, что самое правильное и логичное, что мы можем сделать, — это пойти работать в школу. Это наша обязанность, долг, который мы обязательно должны отдать государству. Объясняли это тем, что государство нас бесплатно учит, поэтому мы должны этот долг вернуть, работая по специальности. Мысль странная, не учитывающая многих нюансов.
Первый и самый сильный, на мой взгляд, аргумент, рушащий эту логику, — государство само гарантирует мне возможность учиться бесплатно, это прописано в «Законе об образовании РФ». Конечно, есть условие: я должна пройти конкурсный отбор, в моем случае — сдать ЕГЭ и набрать нужные для поступления на бюджетное место баллы. Условие я выполнила и получила гарантию, а дальше уже сама имею право решать, идти мне работать по специальности или нет. Ребята, не прошедшие на бюджет, по-моему, тоже никому ничего не должны: их родители государству платили за обучение из собственного кошелька.
Второй аргумент: мои родители всю жизнь платили налоги в государственную казну. Уж мое бесплатное образование-то они точно обеспечили.
Третий аргумент, мне кажется, всегда вызывает множество споров. Даже если рассматривать фразу «отдать долг государству» не в значении «вернуть деньги, которые государство на меня потратило», а понимать долг как моральное обязательство, логики я всё равно не вижу. Моральное обязательство возникает, когда ты уже устроился на работу учителем, врачом, журналистом — кем бы то ни было. Обязательство появляется отнюдь не перед государством. В первую очередь, это долг перед детьми, которых ты по собственной воле пришел учить, перед пациентами, за здоровье которых ты в ответе, читателями, которые хотят знать последние новости. Не о государстве я буду думать в первую очередь, если устроюсь на работу в школу, а об образовании детей.
Четвертый аргумент звучит просто: я сама могу решить, как мне строить свою жизнь. Объяснять эту мысль, думаю, не имеет смысла.
А на заочку стоит уходить?
Всё описанное выше в итоге привело к моему переходу на заочное обучение на последнем курсе. Сразу скажу: ни на секунду не пожалела. Но мой случай, скорее, — исключение из правил. На заочку стоит уходить, если за плечами уже что-то есть: стабильная и интересная работа или семья, которую студент решил создать во время учебы. Бывают еще и непредвиденные или трагические обстоятельства, из-за которых человеку приходится менять форму обучения.
Однако переход на заочное обучение просто потому, что захотелось, смысла не имеет, если вы всё-таки хотите получить полноценное образование. В моем вузе заочникам пытались дать всё, что могли, и это прекрасно, но в условиях, когда пары проводятся два раза в год, освоить всю информацию в том объеме, который дают очникам, просто нереально. Поэтому стоит хорошенько всё обдумать, взвесить все риски. Да, бывает, что абитуриент просто не смог поступить на очную форму обучения, но это другой разговор. Тут речь идет о получении хотя бы какого-то образования, которое, думаю, у человека всё-таки должно быть.
Высшее образование — это про что?
«Ваше высшее образование никому не нужно» — эту фразу я слышу регулярно. Реже говорят: «Да кому вообще нужен этот филфак, что вы там делаете и где потом работаете?» Отвечу: законченное высшее образование — это вовсе не про то, как лучше устроиться в жизни. Это показатель самодисциплины и способности искать информацию самостоятельно, сопоставлять найденное, обобщать прочитанное, искать нестандартные решения, уметь выходить из воды сухим (все ведь хоть раз готовились к экзамену за ночь или писали работу, на которую отводился месяц, за два дня). Это прокачка мозга, кто бы что ни говорил. Правда, пока ты этот мозг прокачиваешь, сталкиваешься с неприятностями.
Филфак — это вовсе не про зарабатывание денег. Филологическое или другое гуманитарное образование формирует особый уровень культуры, и, замечу, он появляется вне зависимости от того, какого цвета диплом тебе вручают по окончании университета. Что ты с этим уровнем культуры будешь делать потом, зависит от тебя. Жалею ли я, что училась не там, куда хотела поступать? Сейчас понимаю, что нет. Я считаю, что получила качественное образование. К тому же достигла, чего хотела, пусть дорога к этому была очень извилистой.
И последнее: высшее образование — это про людей вокруг. Вряд ли в обычной жизни можно познакомиться со специалистом в области литературы XIX века и чему-то у него научиться. Этой возможностью нужно пользоваться, если она появляется. И главное и самое приятное в студенчестве — одногруппники, вместе с тобой переживающие бессонные ночи и паникующие при виде билетов, которые нужно выучить к завтрашнему экзамену. Вуз ты закончишь, а связи (в том числе дружеские), образовавшиеся во время учебы, останутся.
Согласны с автором?
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.