Традиционно «Разговоры важном» проходят каждый понедельник, но на этой неделе из-за предстоящих длинных праздничных выходных их проведут в субботу, 27 апреля. С ребятами поговорят об экологичном потреблении. Дети узнают, почему надо сортировать мусор и как правильно это делать, сдадут экоГТО, а еще почувствуют себя членами совета директоров и решат, как увеличить прибыль предприятия, не навредив природе. Мы разобрали методички — публикуем планы классных часов.
Нужно научиться ценить богатства природы: интервью с главным редактором СМИ «Экология России»
Школьникам и студентам покажут интервью с главным редактором федерального СМИ «Экология России» Ольгой Анатольевной Стрелковой.
По словам Ольги Анатольевны, ребенок может стать «проводником в мир экологического существования своей семьи». Например, он может напомнить родителям, что надо выключить свет или ходить на прогулку не с пластиковой бутылкой, а с многоразовой. Также нужно пытаться разделять мусор: отдельно выбрасывать пластик, отдельно — органические отходы.
— Мы живем в огромной стране, прекрасной, богатой. Основная проблема в том, как научить ценить то богатство, которое есть, как научить ценить то, чего у тебя много. Это как с игрушками, знаете, когда у ребенка много игрушек, они надоедают, — приводит пример Ольга Стрелкова. — Иногда ты видишь — мишку там пнул ногой или мячик. То есть он уже не настолько важен тебе, ты к этому привыкаешь. То же самое с нашей природой.
Когда мы приезжаем на природу и видим мусор, лучше его убрать, а не искать более чистую поляну — это осознанность и ответственность.
— В следующем году у нас будет принята новая стратегия экологической безопасности, — рассказывает Ольга Анатольевна. — Об этом думают у нас в России. Сегодня в России ни один завод, ни одно предприятие не построится, не пройдя экологическую экспертизу. Ни одно из них не откроется, если не пройдут общественные слушания, где ваши папы и мамы, конечно же, зададут вопросы о том, насколько безопасно это предприятие с точки зрения экологии, влияния на окружающую среду, на той территории, где оно будет работать.
Два года назад, говорит Ольга Стрелкова, в России создали шесть климатических консорциумов, в которых работают несколько десятков исследовательских институтов. Они решают вопросы рек, морей, лесов и парниковых газов.
— Благодаря этим данным мы будем узнавать более подробно, как устроены наши экосистемы. Допустим, лес мы можем уже рассматривать с точки зрения пространственного изучения до 20 сантиметров. Представляете, это каждый росток мы можем рассмотреть. Сегодня у нас работают большие станции мониторинга, климатические вышки, мы можем замерять данные по вечной мерзлоте, — продолжает Ольга Стрелкова.
По словам главного редактора, экологические знания сейчас нужны во всех профессиях. Экология теперь — это междисциплинарная наука, а дети, обладающие экологическими знаниями, будут совершенно другими людьми, ответственно относящимися к природе.
1-е классы: как одолеть Мусорного монстра?
Учитель рассказывает ребятам о правилах поведения в лесу: там нельзя шуметь, рвать цветы, рубить деревья и мусорить.
— Каждый из нас, даже самый маленький ребенок, способен внести свой вклад в сохранение природы, — говорит педагог. — Что же для этого потребуется? Знать и соблюдать определенные правила. Об этом мы сегодня и поговорим.
Детям включают видео «Экоотдых» о маленьких помощниках Земли — Рине, Тиме, Диме, Лине и ее кошке Милти. Ребята обнаружили, что в парке кто-то бросает мусор. Оказывается, это случилось из-за Мусорного монстра, который убрал все урны и таблички «мусор не бросать». Маленькие помощники ловко расправляются с монстром: ставят урны, убирают в них бутылки и фантики. Постепенно монстр становится меньше и в итоге сам угождает в урну.
— А этот мусор мы отнесем на переработку, — весело говорит Дим.
Учитель напоминает детям: после отдыха нужно не только убирать за собой мусор и отходы, но и сортировать их. А еще мусор и отходы — это разные вещи. Отходы можно собрать и переработать, то есть превратить в новые вещи, а мусор больше никогда не пригодится. Дети смотрят еще одно видео о помощниках Земли.
Тим отправляется выбрасывать отсортированный мусор, но на контейнерной площадке уже вовсю хозяйничает Мусорный монстр. Он стер с баков таблички «смешанные отходы» и «вторсырье», так что Тим выкинул оба мешка в один бак. На пульт помощников приходит сигнал тревоги — они узнают, что у их дома поселился Мусорный монстр. Ребята исправляют ситуацию, перекрашивая баки в нужные цвета и подписывая их.
Школьники представляют себя на месте Тима и сортируют виртуальный мусор в два бака — «вторсырье» и «смешанные отходы». Остается только узнать, куда выкидывать опасные отходы — батарейки и лампочки. Об этом снова рассказывают помощники Земли.
Помощникам снова приходит сигнал тревоги. В лесу они нашли батарейку и выкинули ее в урну, но это не помогло: Мусорный монстр стал только сильнее. Дим узнает, что батарейки нельзя выбрасывать в обычную урну или на землю: это загрязняет природу. И батарейки, и градусники, и лампочки, и бытовую технику надо сдавать в пункты переработки или класть в специальные контейнеры.
По словам педагога, самый экологичный способ борьбы с мусором — его сокращение. Для этого вместо одноразовых вещей нужно использовать многоразовые. В конце занятия учитель напоминает правила борьбы с Мусорным монстром и рассказывает об экологических инициативах в России.
2–4-е классы: куда девать старые покрышки?
Школьники вспоминают о правилах поведения на отдыхе, выполняют задание на сортировку мусора и смотрят мультик о помощниках Земли.
Дим приходит домой с пакетами вещей: он купил множество белых футболок, потому что старые ему стирать лень. После распаковки на полу остается гора пакетов. Лина с укором смотрит на друга и советует ему ходить по магазинам с авоськой. Пакеты ребята выбрасывают в бак со вторсырьем. Одна мысль не дает компании покоя: как появился Мусорный монстр?
Лина рассказывает друзьям страшную историю, которую выдумала сама. Это было давно, когда люди еще не придумали заводы по переработке мусора. Один мальчик выбросил черный-черный пакет у своего дома. Из черного-черного пакета вылез Мусорный монстр и засмеялся черным-черным смехом. Он решил захватить всю Землю, но экологи прогнали его. Сейчас монстр ищет любой шанс вернуться на Землю. Пока ребята слушали историю, в их доме из-за грязных футболок Дима завелся тот самый Мусорный монстр. С ним помощники Земли борются с помощью мыльной воды. Тим высказывает мудрую мысль: нужно покупать только необходимые вещи, а ненужные лучше отдавать на благотворительность.
После просмотра видео школьники выполняют задание. Им нужно собрать экологичную корзину в магазине, а для этого выбрать между несколькими продуктами. Например, вместо мытой картошки лучше взять немытую, потому что для мытья на производстве тратится намного больше воды, чем дома. Затем педагог включает еще одно видео о помощниках — о новой жизни для старых покрышек.
Мусорный монстр угоняет у помощников везделет, и те отправляются за ним в погоню на четырехместном велосипеде («Зато экологично», — говорит Рина). Монстра они застают на свалке покрышек, которыми он начинает кидаться в детей. Помощники устраивают так, чтобы лента завода по переработке шин протянулась прямо к свалке, и все покрышки, которые кидает монстр, «уехали» на завод. Из шин на предприятии получается мягкое покрытие для детской площадки: Мусорного монстра опять победили.
В конце классного часа школьником тоже рассказывают про экологические инициативы.
5–9-е классы: экоГТО
Школьники делятся на команды, чтобы сдать экоГТО. В игре несколько туров. В первом нужно собрать экологичную корзину (как 2–4-м классам), во втором (его рекомендуют провести в 8–9-м классах) — объяснить экологический термин словами, жестами или рисунком как в игре «Крокодил». В следующем туре дети получают карточки с вещью, сделанной из отходов, им нужно угадать, чем был предмет в прошлой жизни. Например, ноутбук раньше был алюминиевыми банками, а скейтборд — пластиковыми крышками.
В четвертом туре школьники «сортируют» мусор, а в пятом — определяют, какие утверждения об экологии верны, а какие — нет. Например, утверждение «Стекло разлагается дольше чем пластик» — верное, а вот утверждение о том, что искусственная елка экологичнее живой — миф (их делают из пластика, металла и клея, поэтому такие елки почти невозможно переработать). Последний тур посвящен малознакомым экологическим терминам. Ребятам надо объяснить, что такое велошредер, плоггинг и буккроссинг.
10–11-е классы: как заводу получить прибыль и при этом не навредить природе
В России, говорит учитель, все предприятия проходят серьезную экологическую экспертизу. Отходы, выбросы в атмосферу и нерациональное потребление природных ресурсов вредит окружающей среде.
— Поэтому в системе «промышленное производство — окружающая среда» очень важен баланс, — говорит педагог. — Прочувствовать, насколько легко или сложно его достичь, нам поможет экологическая игра «Завод».
Старшеклассники делятся на четыре команды, каждая представляет себя советом директоров завода, расположенного на острове-государстве. Первая команда руководит мебельной фабрикой, вторая — алюминиевым заводом, третья — заводом бытовой химии, а четвертая — кондитерской фабрикой.
Каждый завод хочет расширить производство, но для этого приходится использовать природные ресурсы. На острове их всего четыре: биоресурсы (растения и животные), вода (реки, моря и подземные воды), энергия (уголь, газ и нефть) и земельные ресурсы (площадь суши или земельный фонд). Задача детей — не только расширить производство и получить прибыль, но и сохранить экологию на острове.
Каждая команда во время игры делает ход, равный одному финансовому году. На старте на счету каждой 15 миллионов экоденег — безвозмездной ссуды от государства. На эти деньги команды могут покупать ресурсы, либо получая прибыль, либо нет. При этом от покупки некоторых ресурсов может меняться экосистема острова. По ходу игры ребята сталкиваются с препятствиями (например, аварийным сбросом сточных вод, от которого страдает природа) или получают бонусы (учреждают фонд дикой природы и улучшают экосистему).
В конце игры ребята вместе с учителем обсуждают действия команды, которая нанесла экосистеме острова наибольший урон, и тактику команды, действующей экологично.
В методичке написано: «Важно подвести обучающихся к мысли о необходимости восстановления использованных природных ресурсов и акцентировать их внимание на том, что в нашей стране уделяется этому вопросу особое внимание».
Учитель рассказывает детям о четырех основных законах экологии:
Всё связано со всем.
Всё должно куда-то деваться.
Природа знает лучше.
Ничто не дается даром.
Студенты техникумов и колледжей: что будет, если нарушить экосистему?
Студентам включают видео от Российского экологического оператора «Что останется от человека к 2523 году».
Почти через 500 лет на Землю прилетают два инопланетянина и находят следы древнего человека — пластиковые вилки и ложки, выложенные в форме скелета. Один из гуманоидов предполагает, что это человеческие кости.
— Надо было ходить на человековедение! — восклицает его спутник. — Они этим пользовались, чтобы питаться органической пищей.
— Бедные человечки. Как мало надо, чтобы уничтожить целую цивилизацию… — отвечает ему друг.
— Зато теперь можно прилетать на Землю, чтобы побыть в тишине! — подытоживает другой, и оба инопланетянина заливаются смехом.
— Если инопланетяне существуют, то встретиться хотелось бы лично. Откажись от пластиковой посуды — продли жизнь человечеству. — говорит диктор.
После просмотра ролика педагог напоминает, что такое экологичное потребление. Ему нужно сделать акцент на пользе осознанного потребления и личной ответственности каждого за свое экологическое поведение. Ребятам включают еще одно видео.
По словам диктора, всё, что мы потребляем, отправляется на свалку, но человек и окружающая среда влияют друг на друга. Наше поведение может и помочь, и навредить природе. Уничтожение даже маленького существа может привести к экологической катастрофе.
— Например, в Китае, чтобы помочь фермерам выращивать больше пшеницы, решили уничтожить вредителей: мух, крыс, комаров и воробьев, — приводит пример диктор. — Птиц истребили, но урожайность резко упала. Всё потому, что зерно съели саранча и гусеницы, популяцию которых контролировали воробьи. В результате кампания по истреблению воробьев стала одной из причин великого китайского голода, от которого погибли миллионы людей.
По словам диктора, если избавиться от комаров, то погибнут рыбы, питающиеся их личинками, нарушится экосистема водоемов, которые начнут превращаться в болота. Популяции птиц уменьшатся или вовсе исчезнут.
— Наша страна много делает для сохранения окружающей среды, — сказано в видео. — Например, атомные станции не загрязняют окружающую среду такими веществами как дымовые газы, зола, сбросные воды и не оказывают вреда природной среде.
Помочь природе, по словам диктора, может каждый, если научится экологичному потреблению и начнет радоваться даже маленьким шагам для спасения планеты — нашего дома.
Экологичное потребление, говорит педагог, состоит из трех пунктов:
Снижение потребления, покупки и выброса ненужных товаров.
Уменьшение выброса пластика и его производства и других долго разлагаемых материалов.
Осознанный выбор товаров категории «эко».
— Проблема утилизации мусора — одна из ключевых для формирования осознанного экологичного потребления, — говорит учитель. — Ввиду того, что переработка отходов — очень затратное во всех смыслах мероприятие, самое простое, что может сделать каждая семья и человек, — снизить количество выбрасываемого мусора, в частности трудно перерабатываемых материалов, а также соблюдать полезные привычки экологичного потребления.
Затем педагог предлагает студентам поиграть в игру «Завод», как у 10–11-х классов, и называет четыре основных закона экологии.
— Помните, что каждый маленький шаг в направлении экологического потребления — это важный шаг к сохранению нашей планеты для нас и будущих поколений. Делайте осознанные выборы, пропагандируйте заботу о природе и внедряйте экологические привычки в свою жизнь и окружающую среду. Вместе мы можем добиться положительных изменений и создать более здоровую и устойчивую среду обитания для всех нас, — заканчивает классный час педагог.
В прошлый раз на «Разговорах о важном» поговорили о Российских студенческих отрядах, а еще показали короткометражный фильм, главного героя в котором сыграл Леон Кемстач. Мы каждую неделю изучаем методички к урокам и публикуем разборы в сюжете на сайте.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.