В этом году в Перми построили новые корпуса для школы «Флагман», Култаевской и Лобановской школ, новый корпус авиатехникума и краевую музыкальную школу, отремонтировали школу № 22 — это что, строительный бум в образовании? Как вообще дела со строительством школ в регионе и с какими трудностями пришлось столкнуться при подготовке к новому учебному году? Как повысить престиж профессии учителя и хватает ли в Пермском крае педагогов? Мы поговорили об этом с губернатором Пермского края Дмитрием Махониным. С главой региона мы встретились накануне нового учебного года в Верещагино — губернатор приехал туда проверить новую школу.
— Дмитрий Николаевич, все ли школы готовы к новому учебному году, были ли какие-то трудности с подготовкой?
— Школы, безусловно, все готовы. По-другому и быть не может. Другой вопрос — вы видите, что собой представляют современные школы. Вот площадь этой школы в Верещагино — 10 тысяч квадратных метров. Это сложнейшая система коммуникации! Эту систему надо обслуживать, содержать, и понятно, что она требует к себе пристального внимания. И когда я говорю, что школы готовы 1 сентября или в данном случае ко 2 сентября, они готовы абсолютно все, по всем стандартам и требованиям. Но, конечно же, надо будет быть внимательными, когда начнется отопительный сезон. Есть у нас сложности, потому что школ очень много, разное качество их эксплуатации. Школа — это тот объект, который всегда требует к себе внимания.
— То есть в целом сложностей не было?
— Нет, сложности всегда есть. Мы сейчас сделаем все для того, чтобы перестроить систему содержания тех же самых тепловых пунктов, внутриплощадочных сетей. Почему? Потому что я всегда говорю, что учитель должен учить, медик должен лечить, а работник ЖКХ должен содержать объекты. А когда у нас учитель занимается тем, что думает, как ему запустить котельную, — это не его дело. Поэтому здесь надо перестраивать всю систему. Мы должны забрать не свойственную для школ, больниц и прочих социальных учреждений функцию. То есть системами жилищно-коммунального хозяйства, коммуникациями должны заниматься профессиональные службы.
Мы постепенно к этому идем, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но план у нас есть. В этом году посмотрим, как те меры, которые мы принимали, будут действовать. Например, школа № 7 в прошлом году у нас сбоила по теплу. Мы оперативно решили этот вопрос. Сейчас новая мэрия перестраивает работу, у нас должны быть специальные службы, проверяющие все перед тем, как мы пустим тепло в школу.
— В этом году в Перми построили школу «Флагман», новый корпус авиатехникума и вообще постоянно появляются новые школы по всему краю. Кажется, у нас в этом году какой-то бум строительства…
— Нет, это не бум. Понимаете, когда мы в крае строили школы по 10 лет или по 10 лет вообще не строили, конечно, кажется, что это бум. Но я всегда говорил о том, что невозможно раз — и что-то построить. Почему? Потому что строительство объекта — это строительный ресурс, который должен быть создан и создается сейчас, это организация процесса стройки, четкий подход к разработке технических заданий и проектно-сметной документации, это процесс организации строительных работ. Если это в совокупности есть, то любую школу можно построить за год, любой медицинский объект — за полтора-два года, потому что это сложнее. И мы к этому идем.
Что касается проблемных строек, то в этой школе в Верещагино, где мы с вами находимся, работали три подрядчика. Когда мы пришли работать в регион, на этом объекте работал, а вернее не работал, уже второй подрядчик. Расторгли с ним контракт. И уже пермский подрядчик достраивал этот объект, преодолевая сложности с очень плохим качеством проектно-сметной документации. И, конечно же, строительные процессы связаны еще и с тем, что мы должны постоянно совершенствовать типовые проекты. Этот проект школы в Верещагино не самый совершенный. Я не говорю, что он плохой, он очень хороший, но с точки зрения строительства объект очень сложный. По времени сдачи этой школы, по пожарным требованиям он был непростым. Нам надо упрощать проекты, не теряя качества, но делать их максимально быстрыми и эффективным не только с точки зрения строительства, но и с точки зрения эксплуатации.
— И потом появляются коммунальные проблемы.
— Совершенно верно. Но мы доходим и до решения этих вопросов. 11 школ в этом году у нас построено и достраиваются. Эта школа полностью сдана. Сейчас Роспотребнадзору осталось сделать здесь необходимые замеры воздуха и воды. Я думаю, что в сентябре ребята начнут здесь учиться.
И не надо забывать, что мы проводим большой объем ремонтов. И те федеральные программы, которые у нас есть, мы дополняем своими региональными. 10 школ полностью капитально ремонтируются за счет федеральных денег и еще 10 за региональные деньги. По итогу это становятся абсолютно новые школы. Президент говорил в послании к Федеральному собранию о расширении программы ремонта школ, детских садов и техникумов. Край направил очень амбициозную заявку: более 100 объектов, из них примерно 50 — это школы и еще столько же — техникумы и детские сады. Будем надеяться, что наша заявка будет максимально удовлетворена. Это будет очень большой прорыв с точки зрения обновления школьных, дошкольных и средних профессиональных образовательных пространств в регионе.
Колоссальный объем работы, но строительный комплекс уже готов. Я не хочу заниматься самолюбованием, но когда мы строим школы в 20 тысяч квадратных метров за 11 месяцев, это говорит о том, что в регионе появились строители, которые могут это делать.
— Дмитрий Николаевич, можете рассказать о самых интересных, по вашему мнению, школах, которые появятся у нас в ближайшее время?
— На самом деле все школы уникальны, нельзя выделить ту или иную. Задача, чтобы школа была основой развития всего. Не только образования, но и культуры, науки, предпринимательства, производства. На этой неделе я был в уже достроенной школе в селе Доег в Юсьвенском округе. Эта школа небольшая, малокомплектная, но это центр развития села. Она уникальна? Конечно, она уникальна. Особенно для тех людей, которые будут здесь жить, работать и развиваться. Для тех ребят сельской местности, которые будут ходить в эту школу. Если мы говорим о построенном новом корпусе школы «Точка», это уникальная школа? Абсолютно уникальная школа с уклоном в дизайн. Если мы говорим про построенный корпус 93-й школы «Фотоника», это уникальная школа? Конечно, да, потому что там есть профильные классы для подготовки ребят для нашей отрасли: и для завода ПНППК, и для предприятий «Роскосмоса». Все школы должны быть уникальны, в каждой школе должна быть душа.
— Здесь вы задели тему профильных классов и сказали о том, как они связаны с промышленностью. В школе «Флагман», например, есть медицинские, инженерные классы. Расскажите подробнее, для чего еще они нужны?
— В регионе уже работают 300 профильных классов. В этом году, кстати, у нас добавилось еще 60. Они нужны, чтобы мы помогали самоопределиться детям. Я всегда говорю о том, что в современном мире очень важен человеческий ресурс, и когда мы говорим о том, что человеческого ресурса не хватает, то надо посмотреть немножко с другой стороны.
Когда мы хотим, чтобы ребенок был похожим на нас, говорим ему: «Ты обязательно будешь медиком, потому что у нас все медики в третьем поколении», — это неправильно. А ребенок говорит: «Слушайте, может, я хочу на заводе работать, может, я хочу быть математиком, а может, учителем физкультуры». Мы должны с помощью этих классов прививать любовь к той или иной профессии, чтобы молодой человек, когда уже выпустился из школы, четко понимал свое призвание.
Понятно, что на 100% мы не угадаем, но сделать так, чтобы человек потом не переучивался, не тратил свой ресурс, который так дорог, мы можем. Профильные классы однозначно нужны. Сейчас, когда мы смотрим, куда поступают выпускники медицинских классов, мы видим, что более 80% идут в медицинский университет, выбирают фармацевтику или ветеринарию. То есть поступают по выбранному профилю.
Есть еще агроклассы, инженерные и космические классы. И вторая история тут о том, что в эти классы приходят сотрудники предприятий, ведут уроки рассказывают, как их предприятия работают. Компании проводят экскурсии. То есть ребята в профильных классах могут уже не только теорию, но и практику узнавать. Сейчас предприятия борются за человеческий потенциал, и это очень хорошо.
— То есть с заделом на то, что человек придет потом работать на производство?
— Конечно. Я всегда говорю о том, что мы иногда не видим, что за забором у соседа происходит. А за забором у соседа еще лучше.
Профильный класс — это одно из направлений. Есть еще система дополнительного образования. «Точки роста», которых в этом году мы дополнительно открыли еще 72, это появление двух школьных «Кванториумов». При этом в следующем году мы приобретём три мобильных «Кванториума» — в Чайковский, в Чусовой и Березники. Еще IT-кубы — это тоже центры дополнительного образования. Сейчас, я думаю, каждый ребенок, где бы он ни учился, может найти для себя ту специальность, то занятие, которое сделает из него профессионала своего дела.
— Помимо того, что в регионе строят и открывают новые школы, есть еще региональный проект «Комфортный край». И одно из направлений — это благоустройство школьных дворов.
— Проект «Комфортный край» создавался из моего личного жизненного опыта. Когда я поездил в 2020–2021 годах по краю, то слушал глав, которые говорили о том, что у них не так. И выяснилось, что мы должны работать в нескольких направлениях. Это улица, тротуарные дорожки, контейнерные площадки. Есть еще много проблем. Но со следующего года мы достаточно неплохо продвинемся в этом направлении. Должны быть благоустроены, например, школьные остановки. Сейчас же зачастую дети, ожидая автобус, стоят под дождем. Это сельские дома культуры, которые строятся и ремонтируются, и детские школы искусств. Это и школьный двор, потому что школа — это не только само здание, но и пространство вокруг. Когда ты уходишь со школьного двора, это должно запомниться на всю оставшуюся жизнь.
И в связи с этим родилась эта история, которая реализуется уже второй год. В прошлом году мы отремонтировали более 40 дворов, в этом году — более 90. В следующем году мы отремонтируем столько же дворов. У муниципалитета никогда не дошли бы руки до этой работы. Почему? Потому что действительно, к сожалению, наполняемость местных бюджетов недостаточная, чтобы решать все проблемы. Именно поэтому мы с главами договорились и еще раз им объяснили, почему мы последними законодательными изменениями забираем на уровень региона полномочиям по реализации крупных строек.
Скажу так: когда в муниципалитете стройка «мертвая», то, как правило, тогда пилился бюджет. Вот я сейчас из Очера приехал. Детский садик, который строил муниципалитет без контроля, возводили 10 лет. В итоге пришли к тому, что садик достроить невозможно. Вот что это такое, непрофессионализм или что-то другое? Следствие покажет, как говорят. А стройка — это процесс, которым надо управлять.
Построить крупный объект органам местного самоуправления сложно. Зачастую строительная команда не сможет справиться с такими крупными объектами, если они строятся раз в 10 лет. Если у нас строится по 11 объектов образования в год, тогда этот процесс налажен, он идет как конвейер.
В следующем году мы отремонтируем школьные дворы, а потом будем ремонтировать пространства детских садов и техникумов. Очень правильно, что в проекте «школьный двор» эскизы готовятся при участии школьников, родителей и учителей. Это дает возможность раскрывать творческий потенциал, создавать именно комфортный, максимально используемый для ребят, учителей, родителей двор, это дает возможность полагать, что школьный двор сохранится как можно дольше.
— В некоторых территориях региона в школах у нас, к сожалению, остро стоит кадровый вопрос. Что руководство региона делает, чтобы решить эту проблему?
— На самом деле я бы не сказал, что проблема в отрасли образования настолько остра, как проблема в области здравоохранения. По медицине есть сложности. По образованию, конечно, локальные вопросы есть, особенно в сельской местности, например, когда закрывается малокомплектная школа. Естественно, местные жители говорят, что так нельзя. Они пишут обращения, жалобы, и я их прекрасно понимаю, потому что в моем родном Чердынском районе в 90-ые и 2000-е годы закрылись десятки школ.
Но когда в школе в большом здании 10 учеников и один учитель на всех, то этот учитель, даже если он самый талантливый (а у нас действительно талантливые педагоги), не способен дать все предметы. Поэтому качество образования в таких малокомплектных школах не на самом высоком уровне. Перевод же детей из таких малых школ в ближайшие более сильные — оправдывает себя. Там есть база, те же «Точки роста», разнопрофильные учителя. В первую очередь, мы ориентированы здесь на то, чтобы дети получали самое современное школьное образование.
Конечно, небольшая кадровая проблема на селе существует. Но в то же самое время нагрузка на учителей сейчас не увеличивается. Если мы говорим, что в моменте на такую отрасль, которая состоит из десятков тысяч педагогов, 800, как говорила министр образования и науки, вакантных мест, то на самом деле это не так страшно, если разобраться. В год из наших профильных вузов и техникумов выпускается 1300 будущих педагогов. И естественно, что нагрузка, когда в отрасли работают несколько десятков тысяч человек, перераспределяется. Важно, что учебный процесс никогда не прерывается, даже если на какое-то время нет специалиста, школа решает этот вопрос.
Свободные ставки появляются, потому что люди выходят на пенсию, по своим семейным обстоятельствам уходят в декрет, переезжают в другой город. Но они быстро заполняются, как правило, к осени, к первому сентября.
При этом мы должны заниматься и увеличением престижа профессии педагога, и, естественно, без повышения заработной платы это делать невозможно. У педагога не самая высокая зарплата, это понятно, но мы ее индексируем. По последним поправкам в краевой бюджет два с половиной миллиарда будут направлены на увеличение заработных плат педагогов школ, техникумов, воспитателей наших детских садов. Мы будем индексировать и дойдем до уровня примерно 57−60 тысяч рублей заработной платы в месяц. Есть тонкости в выплате в каждой школе. Поэтому, когда некоторые пишут «Про какие вы 60 тысяч нам говорите, мы получаем 30!», то в каждом конкретном случае надо разбираться, почему так происходит.
Я в Коми-Пермяцком округе был с рабочим визитом на этой неделе и видел школу, где еще работают кочегары, повара и даже есть катерист, который возит детей в школу на катере. Понятно, что вспомогательный персонал так или иначе оттягивает зарплату от педагогов. Поэтому в каждой школе надо разбираться. В целом я считаю, что те решения, которые мы принимаем по индексации зарплат, совершенно правильные. Мы будем дальше им следовать. Мы будем повышать стипендии ребятам, поступающим по целевым договорам в педагогические университеты на те специальности, которые более востребованы, — это математика, химия, биология, информатика и физика.
У нас принято решение ровно в два раза — с 50 до 100 тысяч рублей — увеличить выплаты молодым педагогам. Действует программа «Земский учитель», мы бесплатно предоставляем земельные участки под жилье. Но в целом я считаю, что страна и регион идут в правильном направлении с точки зрения роста престижа педагогов, учителей, врачей, социальных работников. Я думаю, так и решится эта проблема, потому что мы видим, что педагогический университет сейчас на третьем месте по популярности, мы увеличили там количество бюджетных мест, сам вуз преобразился. В связи с этим мы ждем, что все больше и больше молодых специалистов будет приходить в школы, в больницы и в социальные учреждения.
— «Земский учитель», выплаты молодым специалистам — это все нужно, чтобы учитель не только пришел в школу, но и остался там работать?
— Здесь очень многое зависит от местной администрации и от самих людей, особенно в сельской местности, от того, как ты относишься к учителю. Ты должен таких специалистов на руках носить, как я говорю, чтобы им было комфортно жить, потому что профессия очень непростая с точки зрения эмоций, нервов. Если мы в сельской местности так будем относиться к работникам социальной сферы, то они будут там оставаться.
Но тут опять надо еще и по-другому смотреть. Мы всегда говорим о молодых специалистах, но у нас и опытные врачи нам говорят: «Слушайте, мы в городе уже отработали, нам бы больше в сельской местности. Можно нам помочь с жильем, мы тогда переедем в село и там будем дорабатывать до пенсии, спокойно останемся там жить!». Вот с такими специалистами мы тоже работаем, и мы будем способствовать тому, чтобы опытные врачи и педагоги переезжали в сельскую местность. Если у них есть такое желание, почему бы не поддержать.
В июне этого года мы встретились с губернатором Прикамья на международном экономическом форуме — Дмитрий Махонин рассказал, чем он гордится.