С 16 по 20 ноября в Москве прошел заключительный этап всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года — 2019». Победителем конкурса стал пермяк Евгений Пепеляев, воспитатель детского сада «Школа Рыцарей и Принцесс» МАОУ «СОШ № 44». В жизни Евгений — скромный, интеллигентный и обаятельный молодой человек. Мы встретились с Евгением и поговорили о первых днях работы, конкурсе и наставниках.
— Как ты пришел работать в детский сад?
— Я был я в гостях у своей двоюродной сестры, рассказывал о том, что ищу себе работу. И посмотрел на вакансию под названием «специалист по работе с детьми» на 59.RU. Они мне покивали, и на этом все закончилось. Потом мне звонит ее муж и спрашивает: «Если интересно, у меня есть знакомый руководитель детского центра, можешь с ней пообщаться». Он познакомил меня с Верой Геннадьевной Пупыревой — руководителем детского сада, где я теперь работаю. Мы с ней два часа общались, она рассказала о работе воспитателя, что это так круто, что это очень важно, нужно, ценно. Мне это показалось очень интересным. Я, конечно, в тот момент не думал, что все будет настолько сложно, но решил согласиться.
— Сколько тебе лет тогда было?
— Я пришел в декабре 2012, мне было 24.
— Помнишь свой первый рабочий день?
— У меня был один день стажировки. Я пришел в группу, где работала воспитатель Марина Илькаева, поиграл с детьми. В тот момент я понимал, насколько многому предстоит научиться. Я очень благодарен Марине, что она очень тактично об этом говорила, помогала. Она для меня до сих пор пример, и я считаю ее своим наставником. Когда я пришел, она практически сразу ушла в декрет, потом вернулась методистом. Но то, чему я научился в самом начале работы, что я увидел в ее работе, — именно это меня потом вдохновляло.
В первые дни я был в легком ужасе, в панике бегал по всем коллегам, спрашивал, что делать. У психолога был буквально каждую неделю. Мне помогала еще Ирина Николаевна Выголова, которая работает очень много лет, стажист. Мне кажется, мне до сих пор до нее очень далеко. С ее чувством юмора, тактом, умением выстраивать границы с детьми, проводить занятия — это просто шедеврально.
Меня спрашивают, почему я работаю в этом детском саду и не уйду в другой, поближе к дому. Мне почему-то не удается людям объяснить, что на это есть причина: здесь работают удивительные люди. Я вот сейчас рассказываю и понимаю, сколько было поддержки, помощи и вообще доверия.
— Ты помнишь свою первую сложность в работе и первое достижение?
— Помню. Был вечер, после ужина мы должны были собираться с ребятами на улицу. У нас в группе стояла фасоль, большой тазик. Я из группы отлучился ненадолго. Прихожу — вся эта фасоль лежит по всей группе. В тот момент я отчаяние испытал. Не знал тогда, что делать. Я помню, что пришла коллега и как-то организовала, чтобы дети помогли собрать. Мне кажется, отчаянием меня накрывало достаточно часто первое время. Для меня было важно бережно относиться к детям, относиться к ним с уважением, а в такие моменты я просто был в растерянности. А моя первая победа была такая совсем маленькая-маленькая. Два парня поссорились из-за машинки на улице, а я предложил им играть вдвоем, и они согласились.
— Сколько потребовалось времени, чтобы от состояния, когда ты часто испытывал отчаяние, прийти к уверенности в себе?
— Если честно, до сих пор полной уверенности нет. С 2016 года я работал с Аленой Мусинской. У нас были очень похожие взгляды на детей, на отношения с ними. Те полтора года, пока мы работали вместе, кажутся мне самыми плодотворными в плане моего профессионального роста. Я знал, что я могу на нее положиться, она знала, что на меня можно положиться. Мы в единой линии работали, и результаты стали очень заметны. Несмотря на то что она работала меньше, чем я, я очень многому научился у нее. Вот, наверное, тогда начала прорастать уверенность в своих силах. После того как она ушла, я решил участвовать в конкурсе.
— То есть ты сам решил участвовать?
— Положение о конкурсе приходит во все детские сады. Первое время, когда руководителем была Вера Геннадьевна, она подталкивала к тому, чтобы в чем-то участвовать. Сейчас у нового руководителя, Ольги Анатольевны, позиция такая: «Если ты хочешь участвовать — мы поддержим всеми силами, всеми ресурсами, которые есть».
— Ты прошел муниципальный, краевой этапы. Помимо профессионализма, какие личностные качества помогли тебе выиграть во всероссийском конкурсе?
— Несколько вещей. Первое: я всегда сомневаюсь в том, что делаю, и практически всегда считаю, что можно лучше. Поэтому, когда мне на конкурсе обратную связь давали, я всегда открыто принимал ее и видел в ней возможность для роста. Второе — это, пожалуй, общая эрудиция. Я много читаю психологической литературы, литературы про детей. Ну и третье — мне моя команда всегда говорила: «Женя, верь в детей, верь в себя и верь в нас». И я старался этого придерживаться.
— Кто был в команде, которая ездила с тобой на конкурс в Москву?
— Афанасьева Ольга Анатольевна, руководитель детского сада, и Болотова Марина Михайловна, научный руководитель детского сада. Марина Михайловна всегда полна идей, она мыслит широко и глубоко. Причем ее знания не только в дошкольной педагогике и рядом с ней, она знает, и как публично выступать, какие жесты использовать, как двигаться, как говорить. При подготовке мы с ней разбирали все до мелочей. А Ольга Анатольевна сопровождала меня на всех конкурсах, она оказывала больше эмоциональную поддержку.
— Какова вообще роль воспитателя для детей?
— Мне кажется, это возможность другого опыта. Безусловно, опыт семьи — это базовое. Но здорово, когда ребенок видит еще один пример. Роль воспитателя — быть достойным примером и проводником другого опыта.
— Работа с людьми, а особенно с детьми, — всегда риск эмоционального выгорания. Какой твой рецепт не выгореть?
— Мне кажется, очень важно с кем-то за пределами работы делиться тем, что происходит. У меня есть люди, с которыми можно поговорить, которым можно сказать, как я устал. Потом важно, чтобы в жизни были другие активности, кроме работы. Какое-то время работа занимала большую часть моего времени, и если там что-то случалось, это была катастрофа. Сейчас у меня есть и игра в театре, и учеба на психолога, и встречи с друзьями. Еще я думаю, очень важно не останавливаться в развитии: что-то новое изучать, пробовать, внедрять. И когда что-то из этого получается — это окрыляет и дает силы дальше двигаться.