«Пермская Афиша» продолжает рассказ о редких экспонатах, представленных в экспозициях и находящихся в хранилищах музеев края. Сегодня рассказ пойдет об одном из экспонатов afisha.prm.ru/catalogue/where_go?place_id=2010">Пермской художественной галереи.
>
Скульптурная композиция Параскевы Пятницы и предстоящих Варвары и Екатерины датируется XVII?XIX вв. Фигура Параскевы Пятницы несколько укорочена, плечи широкие. Над головой ? круглый посеребренный нимб и высокий венец, покрытый тонкой серебряной басмой с геометрическим орнаментом. В поднятых и разведенных в стороны руках ? восьмиконечный крест и развернутый свиток с символом веры. Предстоящие Екатерина и Варвара выполнены позже, чем центральная фигура Параскевы. Великомученицы святые Екатерина и Варвара считались покровительницами женщин, Екатерина ? небесной покровительницей дома Романовых.
До передачи в Пермскую художественную галерею скульптура Параскевы Пятницы с предстоящими Варварой и Екатериной находилась в Никольской церкви села Ныроб Чердынского района. На сегодня скульптура является одной из самых ранних изображений, известных в пермской деревянной скульптуре.
Параскева Пятница ? одна из самых почитаемых святых на Руси. Двойное имя Параскевы (от греческого paraskeye, буквально ? приготовление, канун субботы, то есть пятница), олицетворяло Страстную пятницу, в которую Христос претерпел мучения на кресте.
Параскеве поклонялись как покровительнице торговли: традиционно в России устраивались Пятницкие ярмарки. Она же была охранительницей воды и покровительницей рыбаков, поэтому ее иконы ставили при источниках, над ключами и колодцами. Кроме того, Параскева ? заступница путников. Не случайно, на развилках дорог ставились часовни и столбики с ее образами. В народе особенно ценились резные иконы Параскевы Пятницы. Истоки особого почитания святой восходят к древнему языческому культу коми богини Зарань. Возможно потому, что христианизация Пермского края проходила позднее, чем в других регионах России, и пережитки языческих верований наложились на понимание христианства. Имя Параскевы носили крестные ходы, посвященные погибшим за Пермь Великую.
В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной (таких женщин до сих пор называют долговязая пятница) с длинными распущенными волосами, символизировавшими лен, которая является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, использовавшихся женщинами при прядении и ткачестве в пятницу, нарушивших таким образом запрет на работу в этот день.
Храмы во имя святой Параскевы исстари назывались Пятницами. Таким же образом именовались небольшие придорожные часовни на столбиках, кресты, а в древнее время ? столбы с изображениями святой Пятницы, которые устанавливались на перекрестках и распутьях дорог и считались священными, около них происходили проводы в дальнюю дорогу, встречи из дальних странствий; здесь же девушки молились о хороших женихах. Сами перекрестки тоже носили названия пятниц.
Параскева Пятница и сегодня остается одной из излюбленных святых в России. До сих пор в день бракосочетания молодые пары приходят к образу святой, чтобы попросить у нее благополучия в семье и здоровых детей.
Увидеть экспозицию пермской деревянной скульптуры можно по вторникам-субботам с 10:00 до 18:00, в воскресенье с 11:00 до 18:00, понедельник ? выходной.