Развлечения Загадки Художественной галереи. О чем молчат шедевры?

Загадки Художественной галереи. О чем молчат шедевры?

Картины — как люди: иногда попадают в переделки, иногда оказывают в центре скандала, а, если повезет, то вся их жизнь превращается в одно сплошное приключение. В Пермской художественной галерее таких произведений с яркой историей очень много.

Ищите автора

? Путешествие по первому этажу Художественной галереи начинается с портрета Петра I художника Луи Каравака. Интересен, в первую очередь, сам автор: он родился в Марселе, но потом путешествовавший по Европе Петр I пригласил его в Россию. Каравакк приехал в Россию в возрасте 32 лет, да так и остался здесь на всю жизнь, став придворным живописцем. Кроме того, как человек активный, он преподавал в Академии наук рисунок и многие русские живописцы ? его выученики. Каравакк писал портреты царя, придворных лиц и царской семьи. А, надо сказать, прижизненных портретов Петра I не так уж много. Именно этим картина особенно ценна.

Портрет Петра I, Луи Каравак

В Пермскую художественную галерею портрет попал в 1955 году из дирекции художественных фондов и проектирования памятников. Но автором работы значился художник Матвеев. Лишь через 20 лет, когда в 1970-е годы галерея направила картину на персональную выставку Матвеева, стало ясно, что произошла ошибка. Картина выглядела абсолютно чужой, непохожей на все остальные работы Матвеева. В итоге, портретом заинтересовалась Светлана Викторовна Римская-Корсакова, она была известным экспертом прижизненных портретов Петра I. Она взяла портрет в свою экспертную мастерскую, исследовала работу в рентгеновской, инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра и обнаружила на холсте переделки, которые мог сделать только сам автор. Техника письма совпадает с техникой Луи Каравакка. Поэтому табличку под этой картиной поменяли: в качестве автора теперь значится Каравак. Правда, мы уверены в этом лишь на 95%. Кто знает, может быть, позже выяснятся новые детали и мы снова изменим табличку...

Чтобы определить авторство, важно знать, что смотреть. И вся соль, конечно, заключается в деталях. Например, как художник соединяет на портрете уголки глаз, приподнимает уголки рта, как закругляет носик и т.д. Чтобы внимательно это изучить, делаются увеличенные фотографии фрагментов картины на макросъемке и там почерк художника виден очень ясно.

А. М. Дорогов Корабль в бурю

Еще одна история с авторством, но несколько другого толка, произошла с картиной Дорогова Корабль в бурю. Эту картину купили в 1937 году в Ленинграде.. И купили ее как произведение Айвазовского. Но когда позже картину отправили на реставрацию и сняли слой лака, то обнаружили в левом углу еще одну подпись Дорогов. Причем она была сделана по самой красочной массе. Подпись Айвазовский ? лишь поверх лака, которым покрывается уже готовая работа. Понятно, что подпись, сделанная поверх лака, является поддельной. Но при реставрации ее не убрали, оставили, так сказать, для истории.

Конечно, трудно предположить, что Айвазовский сделал свою подпись на чужой картине. Он ведь и сам был очень плодовитым художником. Тут история заключается в другом. На рубеже XIX и XX частное коллекционирование в России процветало и Айвазовский был очень востребованным художником. А если есть спрос, есть и предложение. Кто-то из продавцов, возможно, подумал, что раз уж картина темная и подписи не видно, можно сделать вторую подпись, более известного и дорогого автора... На самом деле, предполагать можно все, что угодно. Достоверных данных о том, как появилась эта поддельная подпись, у нас нет. Но факт остается фактом...

И. К. Айвазовский, Контрабандисты

И для того, чтобы вы сами убедились, вот, посмотрите на работу Айвазовского: волны прозрачные, касание кисти ? мягкое, если не сказать ? нежное. У Дорогова по-другому.

Интересно, кстати, то, что окна мастерской Айвазовского не выходили на море. Он писал море по памяти и при том достаточно быстро. Его современники вспоминают, что однажды художник поставил большой холст перед своими студентами и за два часа написал картину. На что его соратники потом сказали: Если ты имеешь такой несчастный талант, то не учи своих студентов легкомыслию! Конечно, чтобы за два часа писать картины, да еще по памяти, нужно обладать гениальными способностями. Не все так могут.

О времена, о нравы!

К. П. Брюлюлов, Диана, Эндимион и Сатир

Эта картина написана на сюжет новеллы Д. Касти. А в основе лежит миф о прекраснейшем юноше Эндимионе, который озаботился тем, что его красота со временем померкнет и попросил богов даровать ему вечный сон. В него, спящего, влюбляется Диана. Она как бы освещает его лицо своей любовью. И тут появляется Сатир со всем его ужимками и фривольностью...

Надо сказать, такой немного откровенный сюжет совсем не характерен для Брюллова. И написал он эту картину в последние годы жизни. Так вот, когда гравюра, сделанная с этой работы, была выставлена в магазины на продажу, публика посчитала эту сцену фривольной и неприличной. В итоге, гравюру запретили выставлять в окнах книжных лавок. Но то было в давние времена, времена Брюллова... Сейчас, наверное, вряд ли кто посчитал бы это неприличием.

Искусство принадлежит народу

В. В. Верещагин, Последний привал

Эту картину о русско-турецкой войне 1877-1878 годов автор в свое время подарил известному коллекционеру Павлу Михайловичу Третьякову, основателю Третьяковской галереи. Работа побывала на престижных выставках в Дрездене, Вене.

А много позже, в 1930-е годы в России ввели лозунг Искусство принадлежит народу и многие музеи передавали что-то из своих коллекций в провинциальные музеи. Так был с Пермской художественной галереей: к нам пришло много работ из Эрмитажа, из Пушкинского музея, из Третьяковской галереи. Картина Последний привал В.Верещагина была передана из Третьяковской галереи. Конечно, сейчас в Пермской галерее другие способы комплектования коллекций. Но когда, например, эрмитажники приезжают к нам и видят на наших картинах свои номера, все еще не могут скрыть недовольства...

Сейчас, конечно, лозунг Искусство принадлежит народу уже не действует и больше музеи не делятся с нами своими работами. Но, к сожалению, покупать картины из частных коллекций мы тоже не можем себе позволить: сегодня на художественном рынке столько посредников, что цены картин взлетают просто до небес. Поэтому, единственное, что нам остается ? получать подарки от самих художников или щедрых меценатов. Особенно часто нам дарят свои работы выпускники пермской Академии живописи. Надеемся, что и во время празднования 90-летнего юбилея галереи художники не забудут, что самый лучший подарок для нас ? это произведение искусства.

Текст подготовила Светлана Долдина
Фото Егора Пигалева
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем