На этой неделе в пермском театре оперы и балета праздник — свой 60-летний юбилей отмечает главный дирижер Валерий Платонов. В преддверии дня рождения PRM.ru прогулялся вместе с маэстро по закулисью пермского оперного, чтобы узнать, каким этот театр каждый день видит его главный дирижер.
Важнейшее событие, которое ждет на этой неделе Валерия Платонова и его оркестр ? это юбилейный концерт. На репетиции, которая началась в фойе театра, как обычно, в 12 часов, идет подготовка именно к этому выступлению.
-
, - Валерий Игнатьевич спокойно и уверенно руководит оркестром, возвышаясь над музыкантами на своем стуле. Рядом с ним находится еще один человек, который в паузах дает замечания и советы музыкантам.
Репетиция длится около часа. В перерывах кто-то из музыкантов продолжает заниматься. Исполнители на виброфоне (их в оркестре двое) обмениваются друг с другом шутливыми музыкальными фразами, то ли из детской песенки, то ли из мультфильма. Кто-то жалуется коллегам на сломанную машину. Но когда в фойе возвращается дирижер, разговоры быстро затихают.
Еще быстрее музыканты разве что собирают свои инструменты после окончания репетиции. Многочисленные стулья и стойки для партитур убирают технические работники театра. А мы с Валерием Игнатьевичем отправляемся в его кабинет.
Мне сначала нужно переодеться, а то я в рабочей фуфайке, - извиняется дирижер.
И, сменив простую черную футболку на такую же простую, но белую, Валерий Игнатьевич садится за стол и закуривает сигарету. Надо сказать, кабинет дирижера сильно похорошел за последнее время: недавно здесь сделали ремонт, пространство стало совсем уютным и домашним.
Когда я впервые пришел в пермский оперный в 1981 году, то обитал этажом выше, - вспоминает дирижер. - Там была общая дирижерская комната, я ведь тогда был очередной дирижер, не главный, вот мы там все ютились. Комнатка была даже меньше, чем эта, обшарпанная вся, шкаф, помню, стоял скособоченный. Но нам все равно там было уютно: чай гоняли в перерывах репетиций или в антракте спектакля. Святое дело!
Валерий Игнатьевич признается, что личный кабинет ? одно из его любимых мест в театре. Но самое любимое, конечно, за музыкальным пультом, там где идет работа и где дирижер проводит больше всего времени.
А еще, когда появляется свободная минутка, я люблю гулять по фойе. Понимаете, этот театр, он уникальный: ему 140 лет. Здесь каждый угол, стенка, дверь, каждое пространство намолено творческой энергией прошлых десятилетий. Конечно, не все 140 лет театр существует в этом здании, но стены-то старого театра сохранились. Это то, что кажется неуловимым, но именно это составляет дух театра.
Это тот самый фантом оперы, который в этом театре живет и я его ощущаю. Когда мне нужно себя взбодрить или наоборот успокоиться, или найти какую-то точку опоры, я просто сажусь где-то в фойе минутки на три. И я сразу ощущаю, что наша ежедневная суета - она суета и есть. А за ней скрывается нечто вечное, что живет независимо от нас. И вот это вечное, по моему ощущению, в пермском театре сохранилось.
Тот факт, что театр в последние годы приводят в порядок, делают ремонт, главного дирижера не может не радовать. А самая главная мечта Валерия Игнатьевича ? поработать на новой сцене театра, которая, возможно, появится здесь после реконструкции и расширения.
Если нам тут построят второе здание, вторую сцену, второй зал, репетиционные помещения ? это будет прекрасно. Мы же сейчас все крутимся на одном пятачке. Думаете, почему репетируем в фойе? Оттого, что там так замечательно? Отнюдь нет! Нам больше негде репетировать. Состав симфонического оркестра не помещается в оркестровую яму. На сцене тоже нельзя, там декорации стоят. Вот и сидим репетируем в фойе. А там гремит все как в бочке, это ужасно.
После кабинета мы отправляемся на сцену, где Валерий Платонов показывает нам знаменитый кусок стены старого театра, которому больше ста лет. Когда в свое время расширяли пермский оперный, этот фрагмент было решено сохранить. Находясь рядом с этим почти памятником истории, спрятанным в глубине сцены, действительно ощущаешь что-то непередаваемое.
На сцене сейчас стоят декорации оперного спектакля Евгений Онегин. А в зале без зрителей пустынно и таинственно.
Валерий Игнатьевич, а есть ли у вас ритуалы перед выходом на сцену? - задаюсь я традиционным вопросом, и не надеясь услышать что-то оригинальное. Но своим ответом Валерий Игнатьевич приятно удивляет.
У меня есть один маленький ритуал, интимного свойства. Я очень люблю хорошие ароматы. Для того, чтобы поднять себе настроение, мне достаточно каким-то парфюмом побрызгаться. И как-то так само собой образовалось: третий звонок, я должен брызнуть и пойти на сцену. Теперь это уже традиция.
И, вот, наконец, мы на главном месте ? за дирижерским пультом. Несмотря на то, что почти весь концерт дирижер стоит спиной к зрителям, Валерий Платонов уверяет, что буквально спиной чувствует каждое движение и шорох в зале. Все, что там происходит.
Если контакт со зрительным залом состоялся, то происходит настоящий обмен энергиями, - рассказывает дирижер. - Мы посылаем свою энергию в зал, она там растет, умножается ровно настолько, сколько человек там находится, и возвращается оборатно к музыкантам. И вот этот взаимный обмен энергиями, это самое потрясающее, что есть в исполнительском искусстве. Чего нет ни в живописи, ни в кино. А здесь живое дело и мы все живые люди. Когда у меня спрашивают, откуда я беру энергию для работы, то отвечаю: как откуда, из зала!
Еще одно место, где встречаются буквально все работники театра ? это буфет. В прошлом году здесь сделали реконструкцию и превратили советскую столовку в кафе Дягилев. И главный дирижер тоже регулярно сюда заходит: утром, за чашечкой кофе и в обед.
Хотя повара работают здесь недавно, они уже, наверное, всех нас изучили, знают вкусы. Я на второе предпочитаю всегда натуральное мясо: или кусок мяса, или поджарка, гуляш. Я не люблю котлеты. И прихожу, она уже знают, что для меня вот это. Или с утра я всегда прибегаю чашку кофе взять, в первом перерыве. Они уже знают, что мне нужно со сливками.
А завершить экскурсию по театру мы решили в бутафорских цехах. Как оказалось, Валерий Игнатьевич был здесь всего лишь один раз ? на худсовете, когда шло рассмотрение эскизов спектакля Голубая птица.
Да, я напрямую с художниками не связан, но когда, как зритель, прихожу посмотреть спектакли, то еще раз убеждаюсь ? у нас работают удивительные художники! Они фанатично трудятся над каждой мелочью, в итоге, на сцене рождается неописуемая красота, - рассказывает дирижер.
Что ж, желаем Валерию Игнатьевичу отлично отыграть юбилейный концерт, который состоится 2 февраля, и дальше открывать в родном театре все больше прекрасного.
Фото Алексея Гущина