Космос на самом деле цветной. Просто человеческий глаз не видит спектры, в которых буйствуют космические краски. Об этом и многом другом рассказал корреспонденту сайта Отдых59.ru астроном-любитель Дмитрий Дубровских. В фантастических романах часто встречаются описания звездного неба в ядре Млечного пути. Оказывается мы тоже можем взглянуть на центр нашей галактики. Пусть относительно ее центра Земля расположилась на задворках, по сторонам смотреть никто не запрещает.
– Расскажите о технологии, как заглянуть в глубокий космос?
– Космос я фотографирую с 2008 года. Как только появилась возможность купить хороший фотоаппарат. В принципе, для того, чтобы снимать звезды достаточно обычных зеркалок. Телескоп совсем необязателен. Достаточно установить штатив, направить фотоаппарат в нужное место и навести на резкость. Это трудно, но возможно. И все. Можно снимать выдержками по 15-20 секунд серии кадров. Каждый кадр уже будет фотографией.
Чтобы увеличить проницающую силу, фотографии складываются в специальном софте и выравниваются по звездам. Земля вращается, по этому относительно звезд есть движение, при большой выдержке фото размазываются, чтобы этого избежать и нужны специальные программы
У меня есть фотография участка Млечного пути. Любопытный участок – центр нашей галактики. Я снимал в Крыму. На юге удобнее снимать – эта часть Млечного пути поднимается высоко над горизонтом. Было снято примерно 10 кадров по 20 секунд. Пожалуйста – центр галактики. Это район созвездия Стрельца.
Чтобы снимать далекий космос, надо, естественно, иметь инструмент посильнее. У меня сейчас не очень сильный телескоп. Его зеркало 200 мм. Аппарат установлен на экваториальной монтировке (штативе) с моторами. Монтировка ориентируется на полярную ось Земли. Моторы штатива позволяют вращать оборудование относительно полярной и часовой осей.
Точность монтировки зависит от многого. Цена, производитель, качество нарезки винтов... Можно купить штатив за 20 тысяч долларов и не знать горя. У меня нет таких возможностей, поэтому снимаю с помощью китайского железа. Беда в том, что у дешевых штативов точность наведения не высока. Чтобы с этим справиться, на телескоп навешивается еще один телескоп, с обычной маленькой web-камерой. И компьютер получает картинку с телескопа. Программа находит звезду, которая становится опорной, репером. Вычисляется ее местоположение относительно экрана, и на монтировку подаются команды, чтобы это положение было фиксированным. Штатив вращается вслед за звездой, а телескоп снимает нужный участок без сдвигов. Это и есть гид-система для съемки космоса.
Если у человека есть деньги, можно позволить себе желтый натриевый лазер. Он излучает на частоте излучения натрия с мощностью пять-десять Вт. Луч направляется в небо и возбуждает ионы натрия, слой которых находится на высоте около 100 километров над землей. Таким образом зажигается искусственная звезда. Тогда для «космического» гида не нужно будет искать звезд, он всегда сориентируется по яркой точке от лазера.
– Когда появилось увлечение астрономией?
– Со школы. Наверное, класса с пятого. Я сам пробовал делать телескопы из разных линз. Я закончил физфак. Астрономия и физика – это науки неразрывно связанные.
– Когда появилась возможность купить первый телескоп для наблюдений?
– В 1997 году, если не ошибаюсь. Это был русский телескоп ТАЛ-1, сделанный в Новосибирске. Он, естественно, был б/у, а вывозил я его из Насадки. Мне помогали друзья его доставить. Это был огромный аппарат, больше квадратного метра ящик. Он кое-как поместился в машине, заняв все место сзади. Я долго пользовался этим прибором, но, в итоге, его украли из гаража. Видимо, ради сдачи на цветмет. Потом я поменял несколько приборов, это были уже китайские телескопы. А после началась история с фотографированием.
– Почему снимаете звезды, а не планеты?
– Планеты ближайшие к нам небесные тела и они тоже интересны. Но галактики, как мне кажется, более глобальны. В школе, когда была астрономия, галактикам мало уделялось внимания. Потому что их просто плохо видно. Млечный путь – это рукав нашей галактики. Через него сложно увидеть что-то еще. Для этого надо смотреть в направлении перпендикулярном плоскости. В наших широтах это направление в области полярной звезды и большой медведицы.
– Буйство красок на фотографиях газопылевых облаков соответствует действительности или это доработка софтом?
– Это просто цветные снимки. Можно снимать обычным фотоаппаратом и вы увидите все эти цвета. Водород излучает на волне близкой ультра-красному цвету. Глаз его не видит, только если подсветить лазером. Кстати, лазерные указки светят в близком диапазоне. У человеческого глаза не хватает чувствительности. Фотоаппарат это видит, особенно если убрать фильтр, который стоит на матрице.
– То есть для невооруженного глаза космические цвета не будут соответствовать действительности?
– Будут. Облака серы излучает в желтом, водород в красном и в синем. Кислород – в зеленом и в синем. Если газы ионизируются какими-то источниками, например ультрафиолетом или гамма-излучением, они переизлучают в названных мной частотах. Конечно, если бы глаз человека был чуть более чувствительным, космос вокруг был бы цветным. Кстати, звезды ведь цветные... Вы же можете увидеть, что Вега голубоватая, а Бетельгейзе – красноватая.
Чтобы заглянуть за пределы нашей галактики можно направлять оборудование не только в область полярной звезды. Созвездия Льва, Девы, Волосы Вероники – все это «окна» с видом на далекие галактики. Самая ближайшая к нам – туманность Андромеды. Ее можно в бинокль разглядеть.
– Есть, допустим, галактики, которые сталкиваются. Например, знаменитая галактика Водоворот. Две системы, которые находятся в состоянии коллизии.
– В какие места выбираетесь, чтобы делать снимки?
– Мы выбираемся далеко за город. Туда, где нет смога и засветки. Чем дальше от города, тем лучше. Существуют специальные астрономические карты засветки. Нами были выбраны несколько мест вокруг города. Мы – это люди, которые общаются на форуме Astroperm.ru. Мы созваниваемся и решаем, когда и куда поедем. Я, например, живу на Гайве. Мой приятель, условно говоря, на Липовой горе. Он говорит, с Юга туч нет, если я их не вижу с Севера, значит ночное небо, вероятнее всего будет чистым. Решаем и едем. Сейчас мы ездим в район Комарихи. Не доезжая до деревни, встаем прямо на дороге и снимаем. Самое удачное время для фотографирования неба начинается с конца августа. Сейчас сезон уже заканчивается. Скоро наступят белые ночи и будет слишком светло.
– Что-то интересное наблюдали кроме звезд?
– Летают спутники. Бывает летит космический мусор. Однажды мы засекли объект, который не сумели идентифицировать. Причем народу было много, человек 15. Все забегали, начали смотреть в бинокли... Летит такой треугольничек. Высоко, беззвучно. Сначала в одну сторону прошел, затем в другую. Потом, раз и опять обратно... В сторону города пошел и вдруг из него упал луч света вниз. Как в кино показывают. Ну инопланетяне, ни дать ни взять. Посветил и выключился. И тут же смотрим, он уже обратно летит. Дело на этом закончилось, мы долго голову ломали. Потом поняли, что самолет просто посветил встречному самолету фарой, чтобы обозначить свое местоположение...