Развлечения Памятник трамваю: «неудобное, но вечное»

Памятник трамваю: «неудобное, но вечное»

Уже издалека слышен лязг, в темном ангаре депо гаснут всполохи сварки. Здесь возвращают жизнь трамваю. Эту серию вагонов стали выпускать сразу после войны. Перед нами КТМ-1 (сокращено от «Кировский трамвай моторный/прицепной, модель первая»). В Перми уже не сохранились такие вагоны. Трамвай нашли в Свердловской области. После длительной реставрации он снова встанет на рельсы.

7

В таких вагонах зимой грелись как могли. Вагоновожатые ездили в валенках, сверху обматывали их газетами. Печка в кабине не помогала, в салоне отопления вообще не было. В некоторых городах на конечных остановках жгли костры, в которые клали кирпичи. После того, как кирпич нагревался, его при помощи специальных щипцов устанавливали в кабину водителя.

А для пермяка Николая Сенина КТМ-1 не просто аббревиатура. Это часть его жизни. Реставрацию истории доверили его рукам. А он воссоздает каждую деталь послевоенного трамвая.

«Эти вагоны стали выпускать в 1947 году на Усть-Катавском заводе. К нам в город они пришли чуть попозже, – рассказывает мастер опытного производства трамвайного депо Николай Сенин. – КТМ-1 пришли на смену довоенных вагонов старой модели серии Х. Страна после военной разрухи., поэтому КТМ-1 выпускались несложной формы. Дорогие вагоны после войны было просто не осилить».

КТМ-1 пришли для замены морально устаревших трамваев довоенных серий. Но война помешала техническому обновлению трамвайных хозяйств, для которых использование трамваев более современной конструкции было бы неподъемным. А изношенные пути делали невозможной эксплуатацию более тяжелых трамваев. Во многих городах КТМ-1 использовали вплоть до 1970-х годов.

Мастер с гордостью показывает большую звезду, вырезанную из металла. «Ее установят впереди вагона, – говорит наш собеседник. – Самая узнаваемая деталь этого трамвая».

Вагон зияет пустыми оконными проемами, рваными краями, торчат провода и крошится старая краска с боков. «Трамвай пришел в очень плохом состоянии. По сути, до нас довезли один кузов, – говорит мастер. – Все проржавело. Нам приходится все это восстанавливать буквально полностью. Часть кузова сварена заново. Особенно его задняя часть. Сейчас в России таких вагонов, тем более на ходу, уже нет. Поэтому пришлось поискать. И где-то в Свердловской области (город Краснотурьинск) его приобрели. Причем вагон был в эксплуатации и работал как спецсостав. Там очень много было нагорожено. То есть вагон был переоборудован под ремонтные нужды».

2
4
5
6
8
1 из 5
2

Сейчас задача механиков восстановить внешний и внутренний облик КТМ-1. Воссоздать его таким, каким он был выпущен с завода. «Но ходить вагон не будет, явно сожалеет наш собеседник. – В принципе, это можно было сделать, потому что здесь есть все двигатели. То есть вся система функционирует, можно было восстановить и поставить на рельсы. Но сказали: пока не надо».

Рабочие делают перекур, а мы пользуемся шансом попасть внутрь старого трамвая.

У КТМ-1 не было пантографа. С завода вагоны поставлялись с дуговым токоприемником – «бугелем». Правда, потом их повсеместно заменяли на пантографы, но в Перми на КТМ-1 стоит именно «бугель».

Кстати, у КТМ-1 был еще дополнительный прицепной вагон. Наконец, мы заходим внутрь. «Что здесь внутри? Пол был полностью деревянный, – показывает Николай Сенин. – Сверху досок мы потом будем нашивать рейки. Потолок и стены были сделаны из фанеры. Видите, все расклеилось. Мы примерно в таком виде и будем делать, только здесь будет не фанера, а современный материал ДВП. Но он будет покрашен, так что не различите его. В светильниках здесь были обычные лампы накаливания».

В салоне все сиденья выкорчевали еще до приезда в Пермь. Но жесткое деревянное место кондуктора сохранилось. Всего в вагоне было 16 сидячих мест, в прицепе – еще 15. Еще 36 пассажиров могли ехать стоя в расчете три человека на один квадратный метр.

«Часть сидений мы уже восстановили, то есть сделали их заново», – рассказывает Николай Сенин.

В кабине водителя пусто. Оборудование здесь вернут позже. «Здесь будет стоять контроллер, – рисует в воздухе мастер. – Это аппарат, с которого управляется весь вагон. То есть он один отвечал за движение и тормозную систему. Здесь стоит тормозная колонка. Вагоновожатый крутил за ее ручку и нажимал на педаль. Тормозные колодки под вагоном зажимались. Вагон останавливался. А это стояночный тормоз. Когда вагон останавливали, его ставили как раз на этот стояночный тормоз. Здесь стояли пневматические стеклоочистители. Работали от воздуха. Защита электросистемы осуществлялась автоматическим выключателем. Если в цепях электропроводки случалось короткое замыкание, срабатывал автоматический выключатель. Именно он отключает и снимает напряжение с вагона».

Звонок здесь был ручной, а скорее, ножной. «Надо нажать на педаль, и молоточек ударяет по металлической чаше. Раздается звонок», – демонстрирует простейший механизм наш гид.

Какие морозы гуляли внутри такого трамвая, мы, изнеженные кондиционерами, даже не догадываемся. «Представьте, здесь кругом железо, а отопления никакого нет, – вспоминает Николай Сенин. – Воздухозаборники и естественная вентиляция через щели охлаждали сразу. На улице минус 40 градусов, здесь примерно столько же. На несколько градусов теплее. Представьте себе какая здесь была обстановочка! Не очень приятная».

ввагон
Трамвай 61
Трамвай 43
1 из 3
ввагон

КТМ-1 ездили на небольшой скорости. Всего 40 километров в час. «Два двигателя тут стоят по 50 киловатт, – продолжает мастер. – Вес у вагона 12,5 тонн. Прицеп весил порядка 8 тонн. С людьми – 5 или 5,5 тонн, а когда битком и того больше. На этих вагонах я ездил, когда работал на Калининском заводе. Приходилось ездить в битком набитых вагонах. Когда люди ехали со смены, здесь было полностью все забито. Даже двери не закроешь. Люди висят. Даже на крыше ездили. Я это помню. Автобусов и транспорта было мало, поэтому это был единственный мощный транспорт, перевозивших людей до работы и с работы».

«Неудобное, но вечное», говорит о КТМ-1 наш собеседник. «Эти вагоны надежнее, чем современные с электронной начинкой. Здесь все на ручном управлении», – говорит Николай Сенин.

112
723
ТМ мар.2 спешит на завод 1960г.
Трамвай 29
Трамвай 42
Трамвай 46
Трамвай 47
Трамвай 57
Трамвай 59
Трамвай 60
Трамвай 62
Трамвай 64
1 из 12
112

В конце 1960-х пришли новые вагоны. «Они уже были довольно сложные, это были трамваи серии КТМ-5, – вспоминает Николай Сенин. – Было очень сложно заставить людей пересаживаться на эти вагоны. Пожилые водители просто боялись их. Даже плакали. Я хорошо помню. Мне приходилось переучивать людей. «Не будем мы работать!», – кричали. А потом привыкли. Сейчас уже на этот старый вагон никого не загонишь. Все равно новое есть новое».

Пока идут восстановительные работы, любопытство трудно сдержать даже вагоновожатым. Они после смены частенько заходят в ремонтный ангар. «Заходят к нам, спрашивают как был устроен этот трамвай, – доволен наш собеседник. – Потому что интересно».

К осени, к 85-летию пермского трамвая вагон будет полностью отреставрирован. «Он будет стоять у депо Балатово на ул. 9 Мая. «Есть местечко, это почти на входе в депо. Там будут установлены рельсы, – делится планами собеседник. – Конечно, мы вагон поставим на рельсы. Будут экскурсии».

А в планах «Пермгорэлектротранса» найти и восстановить один из первых троллейбусов.

Что примечательно, памятники трамваю стоят сразу в нескольких городах.

В Киеве как дань памяти погибшим в 1961 году сотрудникам депо стоит памятник городскому трамвайному вагону серии Х. Куреневская трагедия унесла жизни 55 человек (именно сотрудников депо). Произошел прорыв дамбы, что перекрывала сточные воды с Петровских кирпичных заводов. Туда сливали сточные воды (пульпу) порядка 10 лет. И 13 марта 1961 года дамба не выдержала и поток пульпы затопил целый район. По официальным данным число погибших было 145 человек, а по не официальным порядка 2 тысяч людей. В числе затопленных домов было и депо имени Красина. А т.к. волна была быстрая и ядовитая, то спастись от нее было практически невозможно.

В Санкт-Петербурге стоит памятник блокадному трамваю. Ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города. На вагоне надпись: «Здесь в сентябре 1941 года Петергофское шоссе было перекрыто трамвайными вагонами для защиты Ленинграда от фашистских танков».

А в Казани создали целый трамвайный ретро-парк. Он был установлен в 2010 году в честь 65-летия со дня Великой Победы. Кстати, именно казанские трамваи являются старейшими во всей России.Здесь можно увидеть двухъярусный трамвай и более старый экземпляр, который работал на конной тяге.

Казанский трамвай – один из старейших в России. Он начал свою работу еще в 1898 году, и стал третьим (после Киева и Нижнего Новгорода) трамваем, пущенным в Российской империи. В Санкт-Петербурге трамвай появился только семь лет спустя.

Фото: Фото предоставлены пресс-службой «Пермгорэлектротранс», видео Андрея БЕЛОУСОВА и с Youtube.com пользователя AltairR90, монтаж Павла ГРИНКЕВИЧА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем