Краски,обыкновенное шило и таз водопроводной воды. Удивительное и древнее искусство эбру не требует больших материальных затрат. Живописать по водной глади, как по холсту, на Востоке придумали еще тысячу лет назад. Сейчас эта техника, наряду с турецким кофе, входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Впервые в Перми можно не только увидеть картины, созданные на воде, но и поучаствовать в их создании.
История умалчивает, кто первым придумал рисовать на воде, неизвестно также, в какой именно стране это искусство появилось: в Индии,Персии или Иране. Известно одно – где-то на Востоке. В Турции эбру считается традиционным искусством и является предметом национальной гордости. Это живопись на грани фантастики: сложно вообще представить, что создавать картины можно не только на бумаге, холсте или керамике.
Чтобы краски не растворялись в воде, в нее добавляют загуститель – экстракт растения гевен. Подготовка воды по всем правилам занимает почти шесть часов, некоторые добавляют в нее и крахмал, но, говорят, эффект не тот. Вообще, натуральность – главное отличие этой техники от всех прочих. В правильных материалах для эбру нет ни капельки химии.
«Если вы вдруг захотите выпить краски для эбру – вы сможете это сделать, и ничего страшного не случится, – говорит художник и декоратор из Стамбула Гарип Ай. – Краски сделаны на натуральной основе. Для черной краски зачастую используется печная сажа и сосновые иголки, для синего цвета берется лахорская синька, которую получают из корня растения». Еще один обязательный компонент – бычья желчь, благодаря ей краски не смешиваются друг с другом и не оседают на дно.
Такое же трепетное отношение к инструментам для эбру. Они не сложные: шило, гребенка, кисти, поддон или таз. Причем кисть должна быть именно из конского волоса, потому что он хорошо поглощает краску, а затем хорошо отдает ее, что для искусства эбру очень важно.
«Если взять обычную кисточку, то не получится сделать мраморный фон, краска не будет так ложиться на воду, – рассказывает Гарип Ай. – Еще очень важно, что ручка кисти изготавливается из розовой ветви. Она гибкая и долговечная, хорошо поддается каждому движению руки».
Гарип Ай – мастер живописи на воде, этим видом искусства он занимается с 16 лет. Говорит, что рисование на воде – непростой вид творчества, потому что не знаешь, как ляжет краска на поверхности воды. Впрочем, даже незапланированные штрихи и капли не повод для расстройства. «Если так случилось и вдруг появилась лишняя капля – значит так надо, – философствует художник. – Настоящий мастер должен уметь превратить недостаток в достоинство».
Увидеть удивительные картины на воде и попробовать себя в этом древнем искусстве можно в Перми до 19 февраля.