Он закатывал слова в консервные банки, клеил гробики для ненаписанных стихов, кричал кикиморой и за всю свою жизнь успел отметиться, наверное, во всех видах и жанрах искусства. В Пермском музее современного искусства открылась выставка поэта, художника, скульптора и просто человека эпохи Дмитрия Пригова.
Здесь можно услышать, как звучит «Мантра высокой русской культуры». Этот проект Дмитрий Пригов сделал к юбилею Пушкина. Как говорил сам художник и поэт, суть в том, что у каждой культуры есть свой священный текст. Для России это – первые строчки из Евгения Онегина: мой дядя самых честных правил... и далее по тексту.
«Проект Дмитрий Александрович Пригов», – так называл себя художник. Работал, говорят, как робот: без сна и отдыха с повышенными соцобязательствами. Его произведения все время были под пристальным вниманием компетентных органов. Чего стоит история с перфомансом, после которого Дмитрий Александрович попал в психушку. В середине 80-х он расклеивал на городских остановках безобидные стихи на бытовые темы. К нему подошли и попросили пройти недалеко: так Дмитрий Пригов оказался в психбольнице. Был на тот момент последним политзаключенным карательной медицины. Правда потом его оттуда вытащили, благодаря усилиям отечественной и зарубежной интеллигенции.
Интересный факт: ко всем своим многочисленным знакомым и даже младенцам Дмитрий Пригов обращался только на «Вы» и по имени-отчеству.
Открывшаяся в Перми выставка – ретроспектива, ее привезли из Государственной Третьяковской галереи. Здесь есть и стихограммы, которые Пригов начал создавать еще в 70-е годы, знаменитые консервные банки культурных ценностей («банка тьмы», «банка водки»), а также серия «Бестиарий», в которую вошли портреты известных личностей: Жириновского, Чубайса, Путина. Официальная литература отвергала его тексты, а он в ответ составил свою иерархию писателей по воинским званиям. Это отсылает к советским энциклопедиям, в которых на каждое имя навешан ярлык.
«Это – одна из классических работ. Иерархия русских писателей, – рассказывает куратор выставки, заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской Галереи Кирилл Светляков. – Согласно тем чинам, которые Пригов им присваивает. Пушкин – генералиссимус, Лермонтова он обидел – генерал-адъютант. Гоголь – маршал, Достоевский – маршал, Тютчев – генерал. Это игра, идиотская и, в то же время, очень серьезная».
Дмитрий Александрович Пригов всегда посмеивался над музеями, как храмами искусства. В частности, в серии «Для бедной уборщицы».
«Всегда все задают вопросы: что это такое, объясните нам это за три минуты, пожалуйста, что это за безобразие? Потому что фигура висит? – говорит Кирилл Светляков. – Уборщица – это его постоянный визуальный мотив, он есть в эскизах инсталляций и есть вот так, как вы видите: она взлетает вверх. Перед открывающимся занавесом и глазом. Око у Пригова стало символом разума. Зрителю проще всего ассоциировать себя с уборщицей, сложнее – с глазом, еще сложнее – найти какую-то свою дистанцию, стать еще одним зрителем».
В последний год жизни Дмитрий Пригов планировал совместную акцию с арт-группой «Война». Его должны были посадить в шкаф и затащить на руках на 22 этаж Дома студента. В процессе Пригов читал бы стихи из этого шкафа. Однако перфомансу не суждено было состояться: 16 июля 2007 года Дмитрий Пригов скончался от последствий обширного инфаркта.
Выставка в музее современного искусства – это путешествие. Бродить по мирам художника, поэта и вообще человека эпохи Дмитрия Пригова можно до 28 июня. Посетители сами выбирают маршрут движения, как это сделала и съемочная группа 59.ru.