Андрей Бильжо, карикатурист, писатель, мозговед всея Руси – один из немногих участников фестиваля «Гений места», которому удалось вырваться из лап грозы и прилететь в Пермь. В бывшей культурной столице Европы сейчас дефицит на неординарных личностей, а потому отец угловатого персонажа «Петрович» собрал аншлаг. Бильжо представил пермякам свою книгу «Моя Венеция» и признался, что вот уже более десяти лет живет на Адриатическом побережье – в квартире, купленной на трудовые доходы.
Дягилев обожал Венецию, но собственной квартиры у него там не было. Великий импресарио умер один, в гостиничном номере. Город на воде всем сердцем любил также Иосиф Бродский, но и он не купил там жилье. А вот Андрей Бильжо нарисовал Петровича и этот угловатый персонаж, говорят, обеспечил ему уголок в Венеции.
«Не скрываю, что я купил там маленькую квартирку, потому что я заболел Венецией, – так начал свою встречу с читателями Андрей Бильжо. – Я все время думал о ней и стал постепенно сходить с ума. Как психиатр, я знаю, что со мной происходило и я решил, что настало время наши отношения перевести из гражданских в официальные. Теперь у нас тройной союз: я, моя жена и Венеция. В этом городе соединилось все, что я люблю».
Сложно книгу «Моя Венеция» назвать путеводителем. С первых страниц хочется не бродить по бесконечным мостам этого города, а прочно засесть в многочисленных тратториях, барах и ресторанах. Каждая точка венецианского общепита проверена автором. Еще бы, ведь он не турист на этом празднике жизни, а тот, кому не надо никуда спешить. Потому он сидит, ест, пьет, наблюдает, а потом об этом рассказывает. Рассказы о спагетти и вине чередуются зарисовками о жизни обитателей Венеции, их нравах, интересными фактами из истории города, которые сложно найти в официальных путеводителях.
«Есть особая паста с соусом из сухой трески, которую итальянцы покупают издревле, – начинает кулинарные рассказы Андрей Бильжо. – Ее вымачивают в молоке, а затем перемалывают. Раньше такое блюдо можно было готовить только в определенные часы, потому что вонь стояла над Венецией ужасная: все это выливалось потом канал и невозможно было дышать. Но это очень вкусно, особенно под белое вино! Кстати, один из стереотипов – в Венеции плохо пахнет. Иосиф Бродский сказал в свое время: если мне задают вопрос, правда ли, что в Венеции плохо пахнет, я того вычеркиваю из списков друзей. Со стереотипами надо бороться. В Венеции пахнет свежими булочками, духами, немножко сигаретного дыма, спагетти, чистейший абсолютно воздух: там нет производства, транспорта. И все это подернуто запахом тины, которой покрыты ступени, спускающиеся к воде».
Вкусно рассказывать мозговед всея Руси умеет – в этом убедились многочисленные слушатели, которые в течение часа боролись с желанием прямо сейчас испить прохладного белого вина. Некоторые, кстати, подготовились к такому разговору и запаслись запотевшими бокалами заранее. Чтобы снять кулинарное напряжение, «папа» Петровича предложил всем желающим порисовать. В частности, скопировать этого угловатого героя комиксов. Автору самой лучшей копии – автограф и рисунок от Бильжо в подарок.
«Этой линейной графикой я могу нарисовать что угодно: черепаху, слона и так далее, – говорит Андрей Бильжо. – Я знаю один секрет: большинство из вас, придя домой, тайком от своих близких, возьмет салфеточку, ручку и начнет рисовать, чтобы проверить: правда ли Бильжо сказал, что Петровича очень трудно нарисовать? И после первой линии скажите: черт, надо же, а Бильжо был прав».
О том, как Петрович смог мозговеда до Венеции довести – в сюжете 59.ru.