Развлечения В Перми есть дом, где хранится кино

В Перми есть дом, где хранится кино

От немого кино начала прошлого века до американских блокбастеров. Пермское кинохранилище – одно из немногих, сохранившихся в стране со времен развала СССР. Здесь хранится десять тысяч фильмов, больше – разве что в Госфильмофонде. Коллекция полна жемчужин мирового и отечественного кинематографа: на полках – шедевры Дзиги Вертова, Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони. За 60 лет не было потеряно ни одной пленки, ни одного кадра – все бережно хранят и реставрируют. В увлекательное путешествие по истории кино отправилась Afisha59.ru.

Первый киносеанс состоялся в Перми еще в конце 19 века. В Доме Ковальского, где сейчас располагается Центральный гастроном, публике демонстрировали ленты братьев Люмьер. И это спустя всего несколько месяцев после первого киносеанса в Париже на бульваре Капуцинов! Первая в городе синематограф открылась в 1896 году, в деревянном доме Михайлова. Словом, в Перми всегда любили кино, а потому второе по значимости, после Госфильмофонда, кинохранилище находится именно здесь. Тысячи фильмов на пленке занимают два этажа.

1 из 8

«Все, что здесь сейчас находится, не всегда хранилось здесь, – рассказывает администратор киноцентра «Премьер» Екатерина Конюшкова. – У большинства этих фильмов была сложная история. Долгое время некоторые хранились во Всехсвятской церкви, что на улице Тихая. В церквях старинной постройки был подходящий температурный режим и подходящая влажность. Это здание, в котором сейчас находится кинохранилище и киноцентр «Премьер», было построено только в 1959 году. Здесь, чтобы пленка хорошо хранилась, поддерживается температурный режим и подходящая влажность. Фильмы хранятся в жестяных коробочках. Считается, что именно жесть – наиболее оптимальный материал для хранения кинопленок».

В середине прошлого века Пермская область считалась одним из самых насыщенных регионов СССР по количеству киноустановок: на территории Прикамья их было 3,5 тысячи. Кино, как и завещал Ленин, было одним из важнейших видов искусств. В помощь киномеханикам советская промышленность выпускала даже специальные тележки для транспортировки лент от полки до кинопроектора: один фильм с трудом можно было унести на руках.

«Один столбик – это один фильм, – говорит Екатерина Конюшкова. – Если посчитать количество коробок и умножить на десять – будет количество минут в фильме. Один фильм – примерно 2,5 тысячи метров».

Здесь не потерян ни один кадр, фонды находятся в заботливых руках реставраторов. Они – настоящие хранители времени. Ведь что такое старое кино? Любимые герои и сюжеты, но не только. Старое кино – это и царапины, и обрывы, и мутноватые кадры. Это первое, что бросается в глаза. Патина времени увеличивает цену только антиквариата, в случае с фильмом она не дает его нормально смотреть. Реставратор фильмов Ирина Малкова сидит в фильмохранилище «Премьера» за большим мотком киноленты. В комнате пахнет ацетоном, потому что именно его мастер использует при реставрации. Шедевры кинематографа проходят через ее руки, чуткие пальцы помнят все трещинки на пленке. То, что она делает – сплошь алхимия и магия.

1 из 9

«Все делается вручную, все дефекты, все разрывы определяются руками, – рассказывает реставратор фильмов Ирина Малкова. – Вот сейчас я буду менять некачественную склейку. У нас есть специальный склеечный пресс, причем вырезать надо аккуратно, чтобы не нарушить кадр. Если на поверхности пленки есть полосы, то мы их убираем. Помещаем пленку в специальную машину, где трещины в буквальном смысле «замываются». Машина промывает фильм со скоростью 600 метров в час. Тут три бачка с водой: два с простой, холодной, один – с мыльным горячим раствором, который подогревается постоянно. Сначала моется одна сторона пленки, затем другая. Потом идет обдув, пленка высыхает и идет на завершающий узел. Здесь полосы убираются с другой стороны пленки, но обработка идет только спирто-ацетоновым раствором. Потому что только ацетон способен убрать царапины. Фильм словно проутюживается, после такого процесса он готов к дальнейшему хранению. В день на двух машинах мы делаем три фильма. Жизнь пленки – это примерно 500 показов, но мы ее продлеваем. Например, когда фильм «Титаник» реставрировали, то продлили ему жизнь еще на 300 показов».

Прелесть этого кинохранилища в том, что оно действующее. При необходимости, если поступает заявка на фильм, здесь достают нужную копию и показывают ее с помощью кинопроекционного аппарата. Кстати, все разговоры о том, что пленка, как носитель устарела – в пользу бедных. Насколько известно автору, библиотека Конгресса США все свои документы хранит именно на целлулоидной пленке. Удивительно, но к ней, по-прежнему, больше доверия, чем к цифровым носителям.

На прогулку по кинематографическому прошлому отправилась съемочная группа 59.ru.

Фото: Фото Андрея Белоусова, видео Андрея Белоусова, монтаж Павла Гринкевича
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем