Развлечения репортаж «Авария до сих пор остается загадкой». Репортаж из лагеря дайверов, изучающих затонувший в Сылве старинный пароход

«Авария до сих пор остается загадкой». Репортаж из лагеря дайверов, изучающих затонувший в Сылве старинный пароход

Публикуем кадры с погружений и рассказываем, что это за судно

За полвека на дне реки некоторые фрагменты судна разрушились

Больше месяца назад пермские дайверы нашли на дне реки Сылвы пароход «Вера Фигнер», построенный почти сто лет назад, — в 1904 году. В годы Великой Отечественной войны на нем перевозили людей из блокадного Ленинграда, а затонул он в 1966 году. Сейчас прямо над судном, на льду, сковавшем Сылву, обустроен лагерь, в котором живут дайверы, приехавшие изучать пароход. Лагерь не остается незамеченным, поэтому туда периодически наведываются местные жители и проезжие — все спрашивают, что здесь происходит. Приехали туда и мы.

О «Вере Фигнер» рассказывали старожилы в своих байках, а дайверы решили проверить их подлинность


Из центра Перми до лагеря ехать минут 30–40. На участке, ограниченном сигнальными лентами — они показывают границы затонувшего судна, установлена большая палатка, внутри которой есть печь, лавочки, стол. Можно погреться и перекусить. Кстати, у лавочек и столов в палатке, сделанных исследователями самостоятельно, закруглены углы. Это нужно, чтобы исключить вероятность зацепиться дыхательными трубками из снаряжения водолазов и порвать их. Кроме палатки, на территории лагеря есть два теплых модуля, в одном из них обустроена баня. На небольшом отдалении от палатки и модулей пробита майна (прорубь), в которую и спускаются дайверы для изучения парохода. Днем дайверы изучают корабль на дне Сылвы, а ночью в лагере всегда остается дежурный, который следит за сохранностью снаряжения и других вещей.

Внутри этой палатки можно согреться у печки и выпить чаю

Расскажем, с чего всё началось. Год назад в Чечне познакомились несколько пермских дайверов — все приехали погружаться в горное озеро Казеной-Ам. Вспомнив о байке старожилов села Троица о колесном пароходе на дне Сылвы, решили организовать совместное погружение, чтобы проверить легенду. Исследования реки начались в конце сентября — к ним нужно было подготовиться, к тому же дайверы занимаются не только погружениями, у многих есть постоянная работа, поэтому необходимо было найти удобное для всех время. Спускаться пришлось на глубину в 18 метров, но судно действительно нашли. Чтобы исследовать его, дайверы задумали встать на реке с лагерем — нужно было дождаться льда. Сейчас они находятся здесь уже три недели, а 13 декабря на Сылву приехали члены Русского географического общества, чтобы тоже исследовать находку.

— Несколько недель назад здесь вообще ничего не было, просто голый лед, — говорит дайвер Артём Казин. — За нашей спиной стоит палатка, ее нам подарили. Доски, на которых она стоит, дала администрация Сылвенского городского поселения, свет — просто шел мимо человек, сказал: «Ребята, вон там береза, там есть электричество, присоединяйтесь». Так появился лагерь.

Издалека можно увидеть размеры лагеря и сравнить их с шириной реки

Артём Казин рассказывает, что к ним постоянно приходят люди, заинтересованные происходящим.

— Мимо ездят люди, останавливаются, спрашивают, интересуются, чем помочь, — говорит дайвер. — Рассказывают [о пароходе], потому что [19]66 год (когда затонул пароход. — Прим. ред.) — это не так давно, и остались живы свидетели, которые могут многое прояснить.

Пароход покрылся полутораметровым слоем ила


Корабль покрылся слоем ила, который предстоит убрать

Для исследования «Веры Фигнер» дайверы обычно совершают по два погружения в день, но всё зависит от их усталости. В воде на организм действует большая холодовая нагрузка, поэтому между погружениями нужно восстановиться. В день нашего приезда дайверы собирались исследовать носовую часть судна, левый борт, хотели попробовать найти вход в трюм и измерить ширину корабля.

Перед погружением дайверы обсуждают, что будут делать под водой. В этом помогает схематично нарисованный на доске пароход

— На заре дайвинга, когда Жак-Ив Кусто открывал свои объекты, это было первооткрывательство, — рассказывает исследователь пермского клуба Safety Stop Анатолий Марков. — И он нырял до самой-самой старости, как мог нырять. Эта искорка первооткрывательства всегда подстегивает, всегда присутствует. Это нечто такое, что двигает в этом деле. Тем более под водой в нашем регионе очень много неизученных объектов. Это мотивирует. Это другой мир, космос, не передать словами, это нужно испытать.

Прежде чем залезть в воду, дайверы тщательно проверяют герметичность костюма — ни одна капля не должна проникнуть под него

Сборы перед погружением занимают много времени, ведь нужно удостовериться, что костюм прилегает плотно и под него не попадет вода, температура которой около нуля градусов. Дайверы обязательно обговаривают план действий: что они должны сделать и как будут уходить в случае опасности. Повторяют сигнальные жесты, которыми общаются под водой.

Погружение, которое мы наблюдали, продлилось около 45 минут. «Под водой красиво. Вот такие судачки!», — говорит, разводя руками Марков.

Можете себе представить, что этот пароход пробыл на дне 54 года?

В случае с «Фигнер» исследование осложняют надстройки (закрытые сооружения на палубе. — Прим. ред.) корабля, которые сложились одна в другую и накренились. К тому же, судно покрыто слоем ила, достигающим полутора метров.

— Если его чистить, то работы там очень много, корабль большой, мы в двух местах его измерили. К сожалению, слишком много повреждений, он в большинстве своем был сделан из дерева. Время дало о себе знать, — рассказывают дайверы после погружения. — Весь план погружения выполнен, всё прошло не так гладко, как мы планировали, но мы справились. Кое-какие были неполадки с оборудованием, но в принципе мы всегда закладываем в план, что что-то пойдет не так.

Водолазы надеются поднять на поверхность фрагменты корабля или вещи с него, чтобы передать в музей

Судно перевозило людей из блокадного Ленинграда


Пароход, найденный водолазами, был построен в 1904 году в Муроме на судозаводе Валенкова, но он не всегда назывался «Вера Фигнер». Изначально судно носило имя «Екатерина».

Так выглядел пароход, когда еще ходил в рейсы

— Предполагалось, что это будет целая серия судов аналогичного типа, но в том же году у предприятия начались проблемы с заказчиком, и оно разорилось, — объясняет кандидат исторических наук, доцент пермского филиала Волжского госуниверситета водного транспорта Аркадий Александрович Константинов. — Поэтому судно досталось волжской судовладелице Кашиной, его переименовали в «Харитина». Кашина была очень властная, инициативная женщина, которая сумела построить свой бизнес, успешно конкурируя с ведущими тогда судовладельческими фирмами.

В 1914 году Кашина продала судно, и в 1915 году его перестроили в товарно-пассажирское. На нем перевозили войска, беженцев и грузы, в том числе военные. В 1920-е годы пароход снова перестроили: убрали элитный салон, ресторан и буфет, убрали разделение кают по классам. Общедоступное судно получило название «Вера Фигнер».

Водолаз в полном снаряжении 

— В 1941 году судно используется как санитарное и в том числе для эвакуации беженцев из блокадного Ленинграда, — продолжает Аркадий Александрович. — Мы нашли четырех пассажиров, один из них до сих пор жив. [Это] Людмила Трубникова, тогда 10-летняя девочка. [Она] рассказала о том, что их везли уже по шуге (мелкому рыхлому льду, который появляется перед застыванием реки. — Прим. ред.), судно почти каждый день рисковало быть вмороженным в лед. Речники мало того что делились своим пайком и одеждой [с пассажирами]. Они протянули пожарные рукава по трюмам и через них пустили горячую воду. Таким образом судно обогревалось.

«Вера Фигнер» забирала людей, подвезенных к реке по железной дороге. Эвакуированных из Ленинграда детей отправляли в организованный для них в селе Тауш Чернушинского района детский дом. Исследователям еще предстоит выяснить, какие рейсы, кроме перевозки блокадников, выполняло судно.

К каждому дайверу привязана веревка, по которой он даже в полной темноте сможет вернуться назад

Затонула «Вера Фигнер» в 1966 году, но пока неизвестно, что отправило ее на дно. «Произошла какая-то авария, это до сих пор остается загадкой», — говорит Константинов.

— Исследования только начались, коллеги из РГО (Русского географического общества. — Прим. ред.) обследовали судно. Наша задача, во-первых, детально изучить его, составить 3D-модель судна для музеев, потом попытаться что-то поднять, что говорило бы об этом судне, — рассказал дайвер Артём Казин.

Ночью всегда есть человек, который охраняет лагерь и следит за сохранностью снаряжения

Как говорит Артём Казин, при подводных работах со дна достают «то, что под руку попадется», что можно поднять при минимальных трудозатратах. Эти предметы передадут в музеи, а им нужны как фрагменты судна, так и какие-то вещи пассажиров, членов экипажа и так далее. При наличии инвестора судно можно будет поднять и полностью, но нужно учитывать: все, что пролежало в реке более 50 лет, после поднятия изучают, погрузив в воду, иначе вещи могут разрушиться от воздействия воздуха. Даже если судно полностью так и не поднимут, дайверы надеются установить стелу на месте затопления «Веры Фигнер».

Ранее корреспонденты 59.RU вместе с дайверами погружались на дно Голубых озер. Репортаж с погружения — по ссылке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем