«Никто» (18+) стал первым в истории фильмом российского режиссера, которому удалось возглавить прокат в США. Разбираемся, чем покорил американскую аудиторию Илья Найшуллер и справедливы ли бесконечные сравнения с «Джоном Уиком» (16+).
И давайте сразу к «Джону Уику» — конечно, сравнения справедливы. У фильмов один сценарист и удивительно схожая фабула: чрезвычайно опасный в прошлом протагонист пытается жить мирной жизнью, но что-то идет не так — и всё, везде кровь и кишки. Но, в отличие от привычного к дракам Киану Ривза, в «Никто» главную роль играет Боб Оденкерк («Во все тяжкие» (18+), «Лучше звоните Солу» (16+)), в котором мало кто мог бы заподозрить героя боевика. А вышло-то вон как.
Безусловная заслуга Найшуллера в том, что сюжет-то у него привычный, а персонаж в его центре — вообще другой: если Джон Уик в целом не хочет никому вредить, просто ему не оставили выбора (убили собаку, а там дальше как-то уже само понеслось), то Хатч из «Никто» ужасно страдает от унылой мирной жизни, у него руки чешутся кого-нибудь избить. Но нельзя: жена, дети.
Бесконечный цикл бытовухи, в котором живет Хатч, прерывается столкновением с мафией — русской, конечно. Главаря ее играет потрясающий Алексей Серебряков: он хлещет водку (ну это мы с вами видели много раз), поет со сцены «Бухгалтера», не воспринимает концепцию пешеходных переходов и держит бандитский общак. The Obshak, как его называют в фильме. «Заводным апельсином» (18+) повеяло, чувствуете?
«Никто» процентов на 70% состоит из старого доброго ультранасилия. Под конец к замысловато калечащему людей главному герою присоединяются брат и отец с такими же талантами (в финале они прямо как «Святые из Бундока» (18+), честное слово) — совсем уж картонные персонажи с репликами из боевиков 90-х. Зато играют их рэпер RZA и — полный восторг! — Кристофер Ллойд из «Назад в будущее» (12+). Кто бы мог подумать, что когда-нибудь мы сможем увидеть, как Док Браун убивает Сергея Шнурова.
Шнуров, конечно, попал в это кино по протекции режиссера: Найшуллер снимал несколько клипов «Ленинграда». Клиповый опыт здорово сказывается на его творческой манере: одинаковые, пустые дни Хатча до возвращения к насилию сняты емко и красиво; саундтрек на протяжении всего фильма отличный; динамика не падает, даже когда никто никого не пытается убить.
Ждать от экшен-блокбастера проработанных персонажей и глубокой морали, пожалуй, неразумно. Внутренний монолог героя Оденкерка делает его единственной хоть немного сложной личностью на экране. С этим связан и еще один момент: весь фильм нам так настойчиво намекают, что он наркоман, а его наркотик — насилие, что к финалу начинаешь переживать и за него, и за его родных (и отдельно за Кристофера Ллойда, 80 лет человеку как-никак). У таких историй хеппи-эндов не бывает. Вроде.
«Никто» — отличный зрелищный экшен, с удовольствием обыгрывающий жанровые клише, Боб Оденкерк убедительный, Алексей Серебряков пугающий, ни один котенок не пострадал.
Согласны с автором?