Илья Шестаков живет в поселке при станции Чайковская, у него нет образования конструктора, авиамоделирование он освоил сам и теперь строит самолеты. Первая модель уже почти готова, ее полет молодой человек запланировал на ближайшие месяцы. Мы побывали в мастерской авиаконструктора-самоучки и узнали его историю.
Поселок при станции Чайковская небольшой, в центре — пятиэтажки и магазины, вокруг них расходится в разные стороны частный сектор. Мы едем на самую окраину, где находится конструкторское бюро Ильи. На пути много заброшек — когда-то здесь были фермы, а сейчас все заросло бурьяном.
Илья встречает нас и проводит нам небольшую экскурсию, попутно рассказывая свою историю.
В семье Шестаковых все занимаются ручным трудом и относятся к этому творчески: отец Ильи — токарь, брат — мастер по мебели, мама — швея. В начале 2000-х годов Илья с братом и отцом начали строить на окраине Чайковской дом. Участок земли был небольшой, поэтому комнаты разместили друг над другом. Получилась высокая башня, заметная издалека и удивляющая приезжих. Стройку не завершили, и год назад Илья устроил в башне и примыкающей к ней бывшей конюшне конструкторское бюро и мастерскую.
— Авиацией меня увлек отец, влюбленный в самолеты, он часто рассказывал о воздушных суднах, — рассказывает молодой человек. — В старших классах я попробовал создать собственные авиамодели. Сначала это были бумажные самолетики, а потом радиоуправляемые полноразмерные планеры. Я постоянно их совершенствовал, и они летали всё лучше и лучше.
После окончания Кунгурского сельскохозяйственного колледжа Илья год работал геодезистом по специальности. Из-за постоянных командировок Илья не успевал заниматься авиамоделированием, поэтому уволился и взял работу с более свободным графиком. В высвободившееся время продолжил заниматься любимым делом.
«Самолет-Легко» — летающий автомобиль
Несколько месяцев назад молодой человек начал строить свой первый самолет. Проект начертил на бумаге, потом спроектировал в компьютерной программе, получив объемную виртуальную модель. Затем склеил и запустил в полет бумажные версии, а после создал радиоуправляемый прототип. Таким образом проверил аэродинамические качества и управляемость будущей модели. И только выверив и уточнив все технические характеристики, Илья приступил к созданию настоящего самолета.
— Конструкция этой модели проста, построить при желании может каждый, — Илья показывает нам самолет. — Поэтому я назвал ее «Самолет-Легко». В основе — две боковины и трубы, сиденье, колеса, электроника, панель управления. Боковины соединяются пластинами и крепятся вытяжными заклепками. Каркас крыльев создан из алюминия и обшит листовым дюралюминием. Алюминиевые трубы я купил в обычном строительном магазине, двигатель, регуляторы оборотов и электроника взяты от больших авиамоделей, заказывал их в Китае.
У модели складные боковые части крыльев, что позволит пилоту ездить и подниматься в небо с дорог общего пользования. Самолет можно разобрать и уместить в коробку метр на метр и полметра высотой, что удобно при транспортировке.
— Я позиционирую свой самолет как летающий автомобиль, — объясняет авиаконструктор. — Такие модели делают за рубежом, но они слишком сложные и дорогие, недоступные для простых людей. Мой же будет стоить не дороже обычного автомобиля — 350 тысяч рублей или немного больше. Именно этот самолет задумывался для отработки технологий, чтобы в последующем с минимальными ошибками построить более сложную модель.
Илья почти достроил «Самолет-Легко» и сейчас испытывает его, совершая пробежки на нем по поселку и дороге, выявляет и устраняет недостатки. Старается делать это утром — в это время меньше машин и людей. Взлететь на самолете он планирует в ближайшие месяцы, когда всё доделает.
— Сейчас это моноплан — у него два крыла и высокая взлетно-посадочная скорость около 120 километров в час, что небезопасно для пилота, — энтузиаст показывает на конструкцию. — Поэтому я хочу снизить нагрузку на крылья, превратив его в биплан, и таким образом снизить взлетно-посадочную скорость до 60-70 километров в час.
В мастерской Ильи в процессе сборки находится еще один самолет — модель «Летающее крыло». Он будет работать на реактивном двигателе, который авиаконструктор также разрабатывает сам. Позже он приступит к своему основному проекту — строительству четырехместного самолета, который также сможет взлетать и садиться с обычных дорог. Он будет развивать скорость до 300 километров в час.
.
В будущем Илья мечтает заняться серийным производством легких самолетов, чтобы сделать авиацию доступной для простых людей. С этим в том числе связана и низкая цена, по которой молодой человек собирается их продавать. Строительство первого самолета обошлось ему в 100-150 тысяч рублей. Кроме того, придуманные Ильей модели не надо регистрировать, ведь они весят меньше 115 килограммов. Согласно Приказу Минтранса, сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 килограммов государственной регистрации не подлежат.
Недавно мы рассказывали, как байкер из Кунгура сделал HappyBus из старого автобуса и путешествует на нем по Азии. А молодой кунгурский инженер построил автодом из мотоцикла: в нем есть диван, газовая плита и биотуалет.