Развлечения Куда поехать туристу в Прикамье репортаж Едем к виадукам на юге Прикамья — им больше 100 лет и они как в «Гарри Поттере»

Едем к виадукам на юге Прикамья — им больше 100 лет и они как в «Гарри Поттере»

Сооружения заброшены, но полностью сохранились и популярны у туристов

Вид на виадук в Большом Сарсе с высоты птичьего полета | Источник: Юрий ЛысковВид на виадук в Большом Сарсе с высоты птичьего полета | Источник: Юрий Лысков
Вид на виадук в Большом Сарсе с высоты птичьего полета
Источник:
Юрий Лысков

Осень — не время cидеть дома, в хорошую погоду можно и попутешествовать. Например, до Октябрьского района, где находятся одни из самых монументальных достопримечательностей края — виадуки. Мы съездили к ним и рассказываем, как до них добраться и чем они интересны.

Первые виадуки появились еще в Древнем Риме, откуда и происходит само слово, состоящее из via — путь и duco — веду. По сути, это огромные мосты для поездов, которые возводят над оврагами, лощинами или горными ущельями. Самые известные в мире виадуки: Гленфиннан в Шотландии, по которому герои фильма «Гарри Поттер и Тайная комната» (12+) ехали в поезде в Хогвартс, его изображение даже напечатано на десятифунтовой банкноте банка Шотландии, современный Мийо во Франции — с самыми высокими опорами в мире, четырехъярусный Гёльчтальбрюкке из кирпичей в Германии и виадук долины Уз в Англии.

Для фильма «Гарри Поттер и Тайная комната» снимали виадук Гленфиннан. Уральские похожи на него, но более сложной конструкции | Источник: «Гарри Поттер и Тайная комната»Для фильма «Гарри Поттер и Тайная комната» снимали виадук Гленфиннан. Уральские похожи на него, но более сложной конструкции | Источник: «Гарри Поттер и Тайная комната»
Для фильма «Гарри Поттер и Тайная комната» снимали виадук Гленфиннан. Уральские похожи на него, но более сложной конструкции
Источник:
«Гарри Поттер и Тайная комната»

Виадуки в Прикамье появились в начале XX века в связи с проведением железной дороги Казань — Екатеринбург. Работы начались в 1914 году, но строительство осложнялось неровным рельефом, и инженеры решили возвести в холмистых местах мосты-виадуки. По данным историков, за их разработку взялись инженеры Павел Щусев, Оттмар Маддисон и архитектор М. Ф. Колчанов (во всех исторических данных он упоминается только по инициалам и фамилии).

Павел Щусев был известен тем, что с братом Алексеем разработал проект Москворецкого моста над Москвой-рекой. Оттмар Маддисон проектировал большие мосты, в том числе Дворцовый в Санкт-Петербурге, железнодорожные в Казани и Ульяновске, мосты через Днепр и через долину реки Машат в Алма-Ате. Про архитектора М. Ф. Колчанова известно мало. Он упоминается как профессор Ленинградского института инженеров путей сообщения в 1930-е годы и автор книг по строительству из железобетона.

Строительство виадуков в Прикамье совпало с Первой мировой войной. Несмотря на сложности, дело не отложили — доставка товаров и сырья в военное время стала особенно актуальной. Техники не хватало, строили вручную и с помощью конной тяги. В 1915 году к работам привлекли военнопленных венгров, австрийцев и немцев.

Виадуки и тоннели рядом с ними сооружали с применением железа и бетона. Завершили работы к 1918–1920 годам. После уральских виадуков новая технология стала применяться по всей стране.

Всего в Пермской губернии, включавшей в начале века Свердловскую область, было построено семь виадуков: два в Октябрьском районе возле поселков Большой Сарс и Бартым и пять в Красноуфимском — рядом с Рябиновкой, Пудлинговым, Черной речкой, Саранинским заводом и в урочище Долгий мост. После разделения областей пять красноуфимских виадуков оказались на территории Свердловской, а два — Пермской области.

Виадуки сохранились до сих пор. Два из пяти красноуфимских и сейчас частично эксплуатируются, остальные заброшены и представляют интерес для туристов и сталкеров. Прикамские — они тоже заброшены — находятся на юге края, в Октябрьском районе, куда мы и отправились.

Большой Сарс


Оба виадука указаны на картах, поэтому добраться до них несложно. «Яндекс.Навигатор» предлагает альтернативные пути, можно выбрать удобный для вас.

Прикамские виадуки на карте. Оба находятся недалеко от поселка Октябрьский | Источник: Google.com/mapsПрикамские виадуки на карте. Оба находятся недалеко от поселка Октябрьский | Источник: Google.com/maps
Прикамские виадуки на карте. Оба находятся недалеко от поселка Октябрьский
Источник:
Google.com/maps

Геолокационные данные виадука в Сарсе: 56.482888483300265, 57.12360357245572.

Ехать нужно в направлении Екатеринбурга. После отворота на Кунгур перед поселком Голдыревский повернуть по указателю в сторону Орды и Октябрьского поселка. Здесь стоит остановиться и перекусить в местном кафе, если вы не запаслись едой. Дальше вам встретятся только магазинчики.

Мы перекусили в поселке Октябрьский на улице Коммунальной, 4, в кафе «Доброе» | Источник: Сергей ФедосеевМы перекусили в поселке Октябрьский на улице Коммунальной, 4, в кафе «Доброе» | Источник: Сергей Федосеев
Мы перекусили в поселке Октябрьский на улице Коммунальной, 4, в кафе «Доброе»
Источник:
Сергей Федосеев

Проехав через Октябрьский по улице 18-й годовщины Октября, нужно двигаться в юго-западном направлении до пересечения с дорогой на Большой Сарс. Не путайте с поселком Сарс, он находится в другой стороне.

Едем дальше, на пути — указатели | Источник: Сергей ФедосеевЕдем дальше, на пути — указатели | Источник: Сергей Федосеев
Едем дальше, на пути — указатели
Источник:
Сергей Федосеев
А вот и нужный нам поселок | Источник: Сергей ФедосеевА вот и нужный нам поселок | Источник: Сергей Федосеев
А вот и нужный нам поселок
Источник:
Сергей Федосеев

В Большом Сарсе можно поехать коротким путем — для этого повернуть направо после въезда. Но тогда на пути к виадуку у вас будет железная дорога. Мы решили ее объехать и поэтому двинулись налево по улице Центральной, далее свернули направо на улицу Мира.

Мы сделали шпаргалку, как лучше доехать до виадука в Большом Сарсе. Сохраните ее, в пути может пригодитьсяМы сделали шпаргалку, как лучше доехать до виадука в Большом Сарсе. Сохраните ее, в пути может пригодиться
Мы сделали шпаргалку, как лучше доехать до виадука в Большом Сарсе. Сохраните ее, в пути может пригодиться
При выезде из поселка пережидаем поезд | Источник: Сергей ФедосеевПри выезде из поселка пережидаем поезд | Источник: Сергей Федосеев
При выезде из поселка пережидаем поезд
Источник:
Сергей Федосеев

После дорожного переезда у станции Сарс повернули направо, миновали лесочек и оказались возле виадука.

Далее движемся рядом с лесочком, с левой стороны — поле | Источник: Сергей ФедосеевДалее движемся рядом с лесочком, с левой стороны — поле | Источник: Сергей Федосеев
Далее движемся рядом с лесочком, с левой стороны — поле
Источник:
Сергей Федосеев

На фоне дикой природы мощная арочная конструкция выглядит очень монументально и как-то по-европейски. Сразу вспоминается картинка из фильма «Гарри Поттер и Тайная комната», когда Гарри и Рон проносились на волшебном «Форде» «Англия» под арками виадука. Сарский на него похож, но имеет больше деталей. Конструкция состоит из шести железобетонных пролетов, опоры которых облицованы камнем.

А вот и виадук — монументальный и величественный | Источник: Юрий ЛысковА вот и виадук — монументальный и величественный | Источник: Юрий Лысков
А вот и виадук — монументальный и величественный
Источник:
Юрий Лысков

Его длина составляет около 200 метров, параллельно ему проходит железная дорога, по которой каждые десять минут мчатся поезда. Внизу протекает речка Сарс.

Подойдем ближе. Кажется, что вы оказались у моста в предместьях европейского замка | Источник: Сергей ФедосеевПодойдем ближе. Кажется, что вы оказались у моста в предместьях европейского замка | Источник: Сергей Федосеев
Подойдем ближе. Кажется, что вы оказались у моста в предместьях европейского замка
Источник:
Сергей Федосеев

К моменту нашего приезда у подножия виадука уже были туристы. Они посоветовали забраться на него по холму с правой стороны. При подъеме стоит быть осторожней — местами земля влажная и скользкая, можно хвататься за стволы растущих на склоне деревьев.

Забираемся наверх | Источник: Сергей ФедосеевЗабираемся наверх | Источник: Сергей Федосеев
Забираемся наверх
Источник:
Сергей Федосеев
Так выглядит виадук с соседнего холма | Источник: Сергей ФедосеевТак выглядит виадук с соседнего холма | Источник: Сергей Федосеев
Так выглядит виадук с соседнего холма
Источник:
Сергей Федосеев

На сам виадук взобраться оказалось немного сложней, так как конструкция сломана с одной стороны. Мы воспользовались самодельной конструкцией из поставленных друг на друга досок, которую оставили туристы. За что им большое спасибо.

На сам мост пришлось забираться по такой конструкции | Источник: Сергей ФедосеевНа сам мост пришлось забираться по такой конструкции | Источник: Сергей Федосеев
На сам мост пришлось забираться по такой конструкции
Источник:
Сергей Федосеев

И вот мы наверху виадука. С него открываются живописные панорамы, вид на железную дорогу, долину реки и поселок. Рельсы и шпалы на поверхности давно убрали. По сторонам моста сохранилось ограждение, но держаться за него мы не рекомендуем, в отдельных местах оно сломано. Ветер здесь сильный, поэтому в непогожий день стоит захватить с собой шапку.

Поверхность моста покрылась почвой и кажется древней | Источник: Сергей ФедосеевПоверхность моста покрылась почвой и кажется древней | Источник: Сергей Федосеев
Поверхность моста покрылась почвой и кажется древней
Источник:
Сергей Федосеев
Виадук в длину 200 метров | Источник: Сергей ФедосеевВиадук в длину 200 метров | Источник: Сергей Федосеев
Виадук в длину 200 метров
Источник:
Сергей Федосеев
Запускаем коптер... Вау! Каким маленьким кажется наш водитель на этом гиганте | Источник: Юрий ЛысковЗапускаем коптер... Вау! Каким маленьким кажется наш водитель на этом гиганте | Источник: Юрий Лысков
Запускаем коптер... Вау! Каким маленьким кажется наш водитель на этом гиганте
Источник:
Юрий Лысков
Внизу течет река Сарс | Источник: Юрий ЛысковВнизу течет река Сарс | Источник: Юрий Лысков
Внизу течет река Сарс
Источник:
Юрий Лысков

Все поверхности моста покрыты надписями с признаниями в любви. На двух из них автор сообщает, что любит сестер и родственников. Попалось нам и признание в ненависти к бывшей возлюбленной. Среди городов, указанных в подписях, чаще всего встречается Казань.

Из оставивших подписи на ограждениях много туристов из Казани. За виадуком постоянно курсируют поезда | Источник: Сергей ФедосеевИз оставивших подписи на ограждениях много туристов из Казани. За виадуком постоянно курсируют поезда | Источник: Сергей Федосеев
Из оставивших подписи на ограждениях много туристов из Казани. За виадуком постоянно курсируют поезда
Источник:
Сергей Федосеев
Кто-то любит, а кто-то ненавидит. И так бывает | Источник: Сергей ФедосеевКто-то любит, а кто-то ненавидит. И так бывает | Источник: Сергей Федосеев
Кто-то любит, а кто-то ненавидит. И так бывает
Источник:
Сергей Федосеев
Часть виадука разрушена | Источник: Сергей ФедосеевЧасть виадука разрушена | Источник: Сергей Федосеев
Часть виадука разрушена
Источник:
Сергей Федосеев
Так выглядит арка снизу, если стоять под ней | Источник: Сергей ФедосеевТак выглядит арка снизу, если стоять под ней | Источник: Сергей Федосеев
Так выглядит арка снизу, если стоять под ней
Источник:
Сергей Федосеев
Подойдем еще ближе. «Ау», — да здесь есть эхо! | Источник: Сергей ФедосеевПодойдем еще ближе. «Ау», — да здесь есть эхо! | Источник: Сергей Федосеев
Подойдем еще ближе. «Ау», — да здесь есть эхо!
Источник:
Сергей Федосеев
Подножия столбов облицованы плитами | Источник: Сергей ФедосеевПодножия столбов облицованы плитами | Источник: Сергей Федосеев
Подножия столбов облицованы плитами
Источник:
Сергей Федосеев

На обратном пути мы заглянули в местный магазинчик и спросили, нет ли в поселке сувениров на память о виадуке.

— Никто здесь ничего такого не делает и не продает, — ответила нам продавщица в магазинчике.

А жаль, место туристическое, и местный мерч был бы весьма кстати.

Вертикальные ребра снижают нагрузку на мост | Источник: Сергей ФедосеевВертикальные ребра снижают нагрузку на мост | Источник: Сергей Федосеев
Вертикальные ребра снижают нагрузку на мост
Источник:
Сергей Федосеев
Как же здесь красиво! Под железной дорогой рядом с виадуком проходит тоннель и течет река | Источник: Сергей ФедосеевКак же здесь красиво! Под железной дорогой рядом с виадуком проходит тоннель и течет река | Источник: Сергей Федосеев
Как же здесь красиво! Под железной дорогой рядом с виадуком проходит тоннель и течет река
Источник:
Сергей Федосеев

Бартым


Второй виадук находится у поселка Бартым. Его данные: 56.46303588299123, 56.91857161588575.

Добраться до него немного сложней. Мы планировали посетить оба за день, поэтому из Большого Сарса вернулись в Октябрьский — оттуда к виадуку можно поехать по короткому пути, но он ведет по грунтовке через поселки Сарс и Антягузи, или длинной, но асфальтированной объездной дороге.

Еще одна схема: добраться до Бартыма можно длинным и комфортным путем или коротким, но по грунтовкеЕще одна схема: добраться до Бартыма можно длинным и комфортным путем или коротким, но по грунтовке
Еще одна схема: добраться до Бартыма можно длинным и комфортным путем или коротким, но по грунтовке
Нам — налево | Источник: Сергей ФедосеевНам — налево | Источник: Сергей Федосеев
Нам — налево
Источник:
Сергей Федосеев
Указатели в Октябрьском районе ярких цветов | Источник: Сергей ФедосеевУказатели в Октябрьском районе ярких цветов | Источник: Сергей Федосеев
Указатели в Октябрьском районе ярких цветов
Источник:
Сергей Федосеев

Мы выбрали второй вариант. По дороге есть указатели, по ним мы с легкостью доехали до поселка Бартым, проехали по улице 2-я Вокзальная, повернули на улицу Школьная (внимание: не ищите саму школу, ее уже нет, от нее осталось лишь здание с замурованными окнами), и далее двинулись по улице Некрасова и выехали за поселок. На развилке проселочных дорог здесь установлен самодельный указатель в виде стрелочки с надписью «Виадук». Одна дорога от него ведет направо вдоль линии железной дороги, а другая — налево к виадуку. Поворачиваем налево и через несколько сотен метров встречаем небольшую притоптанную площадку, где можно оставить машину. Далее несколько сотен метров идем пешком до лесенки.

Дорога в самом Бартыме. Мы выбрали путь налево по гравийке. Но можно ехать и по грунтованной дороге, тогда вам направо | Источник: Сергей ФедосеевДорога в самом Бартыме. Мы выбрали путь налево по гравийке. Но можно ехать и по грунтованной дороге, тогда вам направо | Источник: Сергей Федосеев
Дорога в самом Бартыме. Мы выбрали путь налево по гравийке. Но можно ехать и по грунтованной дороге, тогда вам направо
Источник:
Сергей Федосеев
Указатель за поселком | Источник: Сергей ФедосеевУказатель за поселком | Источник: Сергей Федосеев
Указатель за поселком
Источник:
Сергей Федосеев
За трансформаторной будкой — еще одна развилка дорог | Источник: Сергей ФедосеевЗа трансформаторной будкой — еще одна развилка дорог | Источник: Сергей Федосеев
За трансформаторной будкой — еще одна развилка дорог
Источник:
Сергей Федосеев
Можно поехать как по левой, так и по правой дороге. В первом случае она приведет в долину, где будет больше возможностей оставить машину. Во втором вам придется припарковаться на самой дороге или единственной притоптанной площадке | Источник: Сергей ФедосеевМожно поехать как по левой, так и по правой дороге. В первом случае она приведет в долину, где будет больше возможностей оставить машину. Во втором вам придется припарковаться на самой дороге или единственной притоптанной площадке | Источник: Сергей Федосеев
Можно поехать как по левой, так и по правой дороге. В первом случае она приведет в долину, где будет больше возможностей оставить машину. Во втором вам придется припарковаться на самой дороге или единственной притоптанной площадке
Источник:
Сергей Федосеев

Лесенка — ориентир. Именно напротив нее за насыпью с железной дорогой и будет виадук. Итак, поднимаемся по лестнице к рельсам, откуда и откроется вид на мост. При пересечении дороги будьте аккуратны — движение поездов здесь очень активное.

Вы можете подняться по лесенке или пройти через тоннель | Источник: Сергей ФедосеевВы можете подняться по лесенке или пройти через тоннель | Источник: Сергей Федосеев
Вы можете подняться по лесенке или пройти через тоннель
Источник:
Сергей Федосеев
Будьте аккуратны, переходя пути | Источник: Сергей ФедосеевБудьте аккуратны, переходя пути | Источник: Сергей Федосеев
Будьте аккуратны, переходя пути
Источник:
Сергей Федосеев
Тоннель длинный, под ногами — небольшие камни. Поэтому лучше включить фонарики | Источник: Сергей ФедосеевТоннель длинный, под ногами — небольшие камни. Поэтому лучше включить фонарики | Источник: Сергей Федосеев
Тоннель длинный, под ногами — небольшие камни. Поэтому лучше включить фонарики
Источник:
Сергей Федосеев

Но пройти к виадуку можно и другим путем — через действующий тоннель под железнодорожными путями. Не забудьте про фонарик, там темно: на середине пути становится тревожно, а под ногами попадаются камни. Оказавшись на другой стороне, вы обнаружите, что стоите у подножия самого виадука.

Виадук в Бартыме находится за железной дорогой | Источник: Сергей ФедосеевВиадук в Бартыме находится за железной дорогой | Источник: Сергей Федосеев
Виадук в Бартыме находится за железной дорогой
Источник:
Сергей Федосеев

Виадук пересекает глубокий овраг и реку Ирень. Он имеет такую же конструкцию, что и Саркский, только меньше — состоит всего из четырех арок-пролетов, его длина около 100 метров. Но несмотря на меньшие размеры, выглядит конструкция не менее монументальной.

Вот какой красавец! | Источник: Сергей ФедосеевВот какой красавец! | Источник: Сергей Федосеев
Вот какой красавец!
Источник:
Сергей Федосеев
Его конструкция похожа на виадук в Сарсе | Источник: Сергей ФедосеевЕго конструкция похожа на виадук в Сарсе | Источник: Сергей Федосеев
Его конструкция похожа на виадук в Сарсе
Источник:
Сергей Федосеев
С одной стороны она сломана | Источник: Сергей ФедосеевС одной стороны она сломана | Источник: Сергей Федосеев
С одной стороны она сломана
Источник:
Сергей Федосеев
Но мы все равно смогли забраться, держась за края и под балкой | Источник: Сергей ФедосеевНо мы все равно смогли забраться, держась за края и под балкой | Источник: Сергей Федосеев
Но мы все равно смогли забраться, держась за края и под балкой
Источник:
Сергей Федосеев

На сам виадук легче всего подняться по холму с левой стороны, так как с правой конструкция сломана, и забраться на него гораздо сложней. На поверхности виадука нет ограждений, а из треснувшего бетона растут березки.

Так выглядит поверхность моста. Здесь нет ограды | Источник: Сергей ФедосеевТак выглядит поверхность моста. Здесь нет ограды | Источник: Сергей Федосеев
Так выглядит поверхность моста. Здесь нет ограды
Источник:
Сергей Федосеев

Что взять с собой


Путь из Перми до первого виадука в Сарсе занял у нас три часа, дорога из Октябрьского до Бартыма — около 40 минут.

Если у вас нет машины, вы можете доехать из Перми до поселка Октябрьский на автобусе, пересесть на поезд и проехать сначала до станции Сарс, затем до станции Бартым. Только сверьте заранее расписание в этот день.

Рекомендуем взять с собой перекус, воду, чай, головные уборы, а тем, у кого длинные волосы — резинки, учитывая ветер. Не забудьте о заряженных телефонах с фонариками, чтобы пройти через тоннель. Обувь — нескользкая, с цепкой подошвой.

Несмотря на отсутствие сувениров, мы нашли что увезти с собой. Чак-чак в поселковых магазинчиках хоть и не местный — его возят из Татарстана, но всегда свежий и вкусный.

Ранее мы путешествовали по прикамским водоемам, где можно порыбачить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
42
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления