Осень — не время cидеть дома, в хорошую погоду можно и попутешествовать. Например, до Октябрьского района, где находятся одни из самых монументальных достопримечательностей края — виадуки. Мы съездили к ним и рассказываем, как до них добраться и чем они интересны.
Первые виадуки появились еще в Древнем Риме, откуда и происходит само слово, состоящее из via — путь и duco — веду. По сути, это огромные мосты для поездов, которые возводят над оврагами, лощинами или горными ущельями. Самые известные в мире виадуки: Гленфиннан в Шотландии, по которому герои фильма «Гарри Поттер и Тайная комната» (12+) ехали в поезде в Хогвартс, его изображение даже напечатано на десятифунтовой банкноте банка Шотландии, современный Мийо во Франции — с самыми высокими опорами в мире, четырехъярусный Гёльчтальбрюкке из кирпичей в Германии и виадук долины Уз в Англии.
Виадуки в Прикамье появились в начале XX века в связи с проведением железной дороги Казань — Екатеринбург. Работы начались в 1914 году, но строительство осложнялось неровным рельефом, и инженеры решили возвести в холмистых местах мосты-виадуки. По данным историков, за их разработку взялись инженеры Павел Щусев, Оттмар Маддисон и архитектор М. Ф. Колчанов (во всех исторических данных он упоминается только по инициалам и фамилии).
Павел Щусев был известен тем, что с братом Алексеем разработал проект Москворецкого моста над Москвой-рекой. Оттмар Маддисон проектировал большие мосты, в том числе Дворцовый в Санкт-Петербурге, железнодорожные в Казани и Ульяновске, мосты через Днепр и через долину реки Машат в Алма-Ате. Про архитектора М. Ф. Колчанова известно мало. Он упоминается как профессор Ленинградского института инженеров путей сообщения в 1930-е годы и автор книг по строительству из железобетона.
Строительство виадуков в Прикамье совпало с Первой мировой войной. Несмотря на сложности, дело не отложили — доставка товаров и сырья в военное время стала особенно актуальной. Техники не хватало, строили вручную и с помощью конной тяги. В 1915 году к работам привлекли военнопленных венгров, австрийцев и немцев.
Виадуки и тоннели рядом с ними сооружали с применением железа и бетона. Завершили работы к 1918–1920 годам. После уральских виадуков новая технология стала применяться по всей стране.
Всего в Пермской губернии, включавшей в начале века Свердловскую область, было построено семь виадуков: два в Октябрьском районе возле поселков Большой Сарс и Бартым и пять в Красноуфимском — рядом с Рябиновкой, Пудлинговым, Черной речкой, Саранинским заводом и в урочище Долгий мост. После разделения областей пять красноуфимских виадуков оказались на территории Свердловской, а два — Пермской области.
Виадуки сохранились до сих пор. Два из пяти красноуфимских и сейчас частично эксплуатируются, остальные заброшены и представляют интерес для туристов и сталкеров. Прикамские — они тоже заброшены — находятся на юге края, в Октябрьском районе, куда мы и отправились.
Большой Сарс
Оба виадука указаны на картах, поэтому добраться до них несложно. «Яндекс.Навигатор» предлагает альтернативные пути, можно выбрать удобный для вас.
Геолокационные данные виадука в Сарсе: 56.482888483300265, 57.12360357245572.
Ехать нужно в направлении Екатеринбурга. После отворота на Кунгур перед поселком Голдыревский повернуть по указателю в сторону Орды и Октябрьского поселка. Здесь стоит остановиться и перекусить в местном кафе, если вы не запаслись едой. Дальше вам встретятся только магазинчики.
Проехав через Октябрьский по улице 18-й годовщины Октября, нужно двигаться в юго-западном направлении до пересечения с дорогой на Большой Сарс. Не путайте с поселком Сарс, он находится в другой стороне.
В Большом Сарсе можно поехать коротким путем — для этого повернуть направо после въезда. Но тогда на пути к виадуку у вас будет железная дорога. Мы решили ее объехать и поэтому двинулись налево по улице Центральной, далее свернули направо на улицу Мира.
После дорожного переезда у станции Сарс повернули направо, миновали лесочек и оказались возле виадука.
На фоне дикой природы мощная арочная конструкция выглядит очень монументально и как-то по-европейски. Сразу вспоминается картинка из фильма «Гарри Поттер и Тайная комната», когда Гарри и Рон проносились на волшебном «Форде» «Англия» под арками виадука. Сарский на него похож, но имеет больше деталей. Конструкция состоит из шести железобетонных пролетов, опоры которых облицованы камнем.
Его длина составляет около 200 метров, параллельно ему проходит железная дорога, по которой каждые десять минут мчатся поезда. Внизу протекает речка Сарс.
К моменту нашего приезда у подножия виадука уже были туристы. Они посоветовали забраться на него по холму с правой стороны. При подъеме стоит быть осторожней — местами земля влажная и скользкая, можно хвататься за стволы растущих на склоне деревьев.
На сам виадук взобраться оказалось немного сложней, так как конструкция сломана с одной стороны. Мы воспользовались самодельной конструкцией из поставленных друг на друга досок, которую оставили туристы. За что им большое спасибо.
И вот мы наверху виадука. С него открываются живописные панорамы, вид на железную дорогу, долину реки и поселок. Рельсы и шпалы на поверхности давно убрали. По сторонам моста сохранилось ограждение, но держаться за него мы не рекомендуем, в отдельных местах оно сломано. Ветер здесь сильный, поэтому в непогожий день стоит захватить с собой шапку.
Все поверхности моста покрыты надписями с признаниями в любви. На двух из них автор сообщает, что любит сестер и родственников. Попалось нам и признание в ненависти к бывшей возлюбленной. Среди городов, указанных в подписях, чаще всего встречается Казань.
На обратном пути мы заглянули в местный магазинчик и спросили, нет ли в поселке сувениров на память о виадуке.
— Никто здесь ничего такого не делает и не продает, — ответила нам продавщица в магазинчике.
А жаль, место туристическое, и местный мерч был бы весьма кстати.
Бартым
Второй виадук находится у поселка Бартым. Его данные: 56.46303588299123, 56.91857161588575.
Добраться до него немного сложней. Мы планировали посетить оба за день, поэтому из Большого Сарса вернулись в Октябрьский — оттуда к виадуку можно поехать по короткому пути, но он ведет по грунтовке через поселки Сарс и Антягузи, или длинной, но асфальтированной объездной дороге.
Мы выбрали второй вариант. По дороге есть указатели, по ним мы с легкостью доехали до поселка Бартым, проехали по улице 2-я Вокзальная, повернули на улицу Школьная (внимание: не ищите саму школу, ее уже нет, от нее осталось лишь здание с замурованными окнами), и далее двинулись по улице Некрасова и выехали за поселок. На развилке проселочных дорог здесь установлен самодельный указатель в виде стрелочки с надписью «Виадук». Одна дорога от него ведет направо вдоль линии железной дороги, а другая — налево к виадуку. Поворачиваем налево и через несколько сотен метров встречаем небольшую притоптанную площадку, где можно оставить машину. Далее несколько сотен метров идем пешком до лесенки.
Лесенка — ориентир. Именно напротив нее за насыпью с железной дорогой и будет виадук. Итак, поднимаемся по лестнице к рельсам, откуда и откроется вид на мост. При пересечении дороги будьте аккуратны — движение поездов здесь очень активное.
Но пройти к виадуку можно и другим путем — через действующий тоннель под железнодорожными путями. Не забудьте про фонарик, там темно: на середине пути становится тревожно, а под ногами попадаются камни. Оказавшись на другой стороне, вы обнаружите, что стоите у подножия самого виадука.
Виадук пересекает глубокий овраг и реку Ирень. Он имеет такую же конструкцию, что и Саркский, только меньше — состоит всего из четырех арок-пролетов, его длина около 100 метров. Но несмотря на меньшие размеры, выглядит конструкция не менее монументальной.
На сам виадук легче всего подняться по холму с левой стороны, так как с правой конструкция сломана, и забраться на него гораздо сложней. На поверхности виадука нет ограждений, а из треснувшего бетона растут березки.
Что взять с собой
Путь из Перми до первого виадука в Сарсе занял у нас три часа, дорога из Октябрьского до Бартыма — около 40 минут.
Если у вас нет машины, вы можете доехать из Перми до поселка Октябрьский на автобусе, пересесть на поезд и проехать сначала до станции Сарс, затем до станции Бартым. Только сверьте заранее расписание в этот день.
Рекомендуем взять с собой перекус, воду, чай, головные уборы, а тем, у кого длинные волосы — резинки, учитывая ветер. Не забудьте о заряженных телефонах с фонариками, чтобы пройти через тоннель. Обувь — нескользкая, с цепкой подошвой.
Несмотря на отсутствие сувениров, мы нашли что увезти с собой. Чак-чак в поселковых магазинчиках хоть и не местный — его возят из Татарстана, но всегда свежий и вкусный.
Ранее мы путешествовали по прикамским водоемам, где можно порыбачить.