22 декабря в прокат выходит фильм «Чук и Гек. Большое приключение» (6+). Это красивая, очень душевная и красочная картина, которая явно претендует на успех у зрителей во время новогодних каникул. И дело тут не в том, что у российских фильмов сейчас, в силу понятных причин, нет никаких конкурентов в прокате, но и в том, как режиссёр Александр Котт построил свой фильм. Благодаря разным крючкам картина должна зацепить как родителей, так и детей, что вместе в длинные выходные пойдут в кино.
Родителей должна задеть ностальгия. Ведь Александр Котт не стал менять время действия рассказа «Чук и Гек» — это всё ещё Советский Союз. Но не настоящий СССР конца 30-х, а немного игрушечный и условный. То ли понимая, что родителям основной аудитории фильма, — а это дети около шести лет — сейчас самим чуть больше тридцати, или даже меньше, и СССР они если и застали, то мельком, то ли ориентируясь на своё советское детство, Котт снял «Чука и Гека» как ожившую иллюстрацию из старой книжки. Их-то все родители точно помнят. Вот эти немного потёртые, слегка выцветшие, но такие родные и полные приключений, добрых людей и прекрасных картинок советские книжки с домашних книжных полок или с библиотечным штампиком на семнадцатой странице. Сколько радости в детстве приносило чтение таких книг и разглядывание их иллюстраций! Кажется, именно эти ощущения радости и пытался воплотить на экране режиссер.
Буквально с первых минут, когда закадровый голос пересказывает начало произведения Гайдара, зрителю показывают, что здесь немного не по-настоящему, а почти по-мультяшному. Герои ходят по картам, а мы смотрим на них сверху, игрушки превращаются в реальные предметы и наоборот, кремлёвские звёзды буквально заглядывают в окно, фотографии оживают и с одной из них представляются братья Чук (его играет Андрей Андреев) и Гек (его играет Юрий Степанов), их папа (его Владимир Вдовиченков) широко и добродушно улыбается прямо в камеру у ворот геологической станции, на которых висит огромная растяжка с её названием «Счастье-1», а их мама (её играет Юлия Снигирь) работает певицей, и исполняет на концерте вокализ «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой…» (более известный как «Трололо» в исполнении Эдуарда Хиля).
Эта мелодия — абсолютный анахронизм, но очень важный для сюжета фильма, который более расширен по сравнению с рассказом. Оно и понятно, ведь в самом тексте Гайдара не так уж много событий. Но суть осталось прежней: мама с детьми едет к отцу, который работает в далёкой и холодной тайге (её играет тайга под Губахой). Просто действий и приключений и правда стало больше — Чук и Гек больше шалят и дерутся, а последняя треть картины показывает буквально выживание в тайге, по которой в поисках друг ходят братья, их мама, и отдаляющийся папа.
Но, как показал вышедший в этом году фильм «Одна», также снятый в Пермском крае, простое хождение по лесу в подражании «Выжившему» может выглядеть слишком занудно и растянуто. Но тут не «Выживший», а советская сказка о приключениях. С картинками. Они и выручают, делая финальную часть очень красивой и увлекательной. Насколько вообще можно весело и увлекательно показать хождение по лесу. Дело в том, что у разных героев получается разное восприятие этого трудного пути друг к другу. Для мамы это всего лишь трудная дорога, в которой она слегка заплутала, для старшего и серьёзного Гека это настоящие выживание в поисках младшего брата, с поиском следов, удиранием от стаи волков и купанием в ледяной проруби. А для ещё маленького фантазёра Чука, который ещё настолько ребёнок, что в дальнею дорогу он взял любимые игрушки, это настоящие сказочное путешествие, в котором ему и помогают как раз те самые игрушки, что вдруг ожили и увеличилась в размерах — это трудолюбивая машинка, безумно милый зайчик-барабанщик и стремительный кавалерист с красным знаменем. А ещё Чук встречает хозяйку Медной горы. Не зря же мама на ночь читает братьям сказы Бажова.
В этой части фильма очень много действия и компьютерной графики, которая местами выглядит слишком мультяшной, но кажется, что это даже идет на пользу всему стилю фильма. Именно такая динамика и яркий, современный, сделанный с большой выдумкой и фантазией визуал могут зацепить именно детей.
Ну и конечно никого ни оставит равнодушным и финал фильма, где раненый спасётся, потерянные отыщутся, важный минерал найдется, поругавшиеся братья исправятся и помирятся, семья воссоединится, и все вместе под бой курантов встретят Новый год. Это внятный, душевный и искренний посыл, как раз из тех самых старых книжек про добро, силу духа, преодоление трудностей и любовь к близким. И как в тех книжках, в фильме «Чук и Гек. Большое приключение» это всё прекрасно работает. Правда, фильм можно упрекнуть в том, что местами он перегибает с этой милотой, прямотой посыла и мультяшностью (действительно, порой кажется, что этой картине лучше было бы быть мультфильмом). Но перегиб это всё-таки лёгкий, он ничего не портит, не превращает действенно доброе кино в добренькое. А нам всем в наступающем новом году не помешают старомодные сказки про добро. Чтобы понимать, что хоть где-то оно осталось.
Согласны с автором?