23 октября выходит десятый и, как объявили создатели и телеканал ТНТ, прощальный, сезон сериала «Реальные пацаны» (16+). Этим летом мы съездили на съемки проекта в Подмосковье и поговорили с исполнителем главной роли Николаем Наумовым.
Николай Наумов родился в 1982 году в семье военного. Учился в Пермском педагогическом институте на факультете иностранных языков. В начале 2000-х старшекурсники пригласили его играть в КВН, где он почти сразу попал в Высшую лигу, а позже стал участником команд КВН «Парма» и «Друзья».
Первой ролью артиста в кино стало камео в сериале «Мангуст» (12+), который вышел 2003 году. В 2008 году он принял участие в телешоу «Слава Богу, ты пришёл!» (12+), а через год снялся в роли инспектора ГИБДД в фильме «ЛОпуХИ» (6+). С 2010 года Николай начал сниматься в сериале «Реальные пацаны» в главной роли Коляна. Одновременно со съемками в «Реальных пацанах» актер сыграл в фильме «Беременный» (12+), «Няньки» и многих других.
Николай женат, воспитывает дочку и двух сыновей.
«Мы стараемся поставить точку и наконец-то уйти»
— Десятый сезон «Реальных пацанов» — это точно конец?
— На самом деле, мы столько раз заканчивали съемки — к десятилетию, например, но потом опять продолжали. Но сейчас мы приняли для себя это решение, до этого, конечно, обсуждали, совещались, доказывали, спорили... Сейчас мы делаем взрослое высказывание и ставим точку.
— В описании сезона говорится, что действие происходит в деревне. Как ваш герой там оказался?
— Бабушка Коляна обещала-обещала и наконец-то умерла. И оставила ему угодья — леса, поля, деревню. И у нашего персонажа сразу «отрывает» голову и уносит куда-то в космос, как у человека, у которого ничего не было и вдруг появилось. И вот он ходит по полям — такой латифундист — «тут у меня земля, тут у меня амбары, тут люди», и через час он сидит и понимает, что всё разрушено, ничего нет, никому ничего не надо. Хозяина нет, а ведь теперь он — хозяин! И как с этим богатством и золотом жить, неизвестно. Поэтому Колян весь сезон стремится осознавать, что он хозяин, что от него зависит, как будут жить люди на этой его маленькой земле в деревне Наумовка. И если он хочет продвигать спортивную реформу, то именно он идет делать брусья и турники, вешает грушу.
— И как вам жизнь в деревне?
— Я очень влюбился, спасибо нашим продюсерам и менеджерам за локацию, мы снимали в Ступино (Московской области. — Прим. ред.). Получилась такая классическая деревня, как мы все себе и представляем. Она небольшая, родная, осязаемая, ты можешь кругом, подковкой такой проехать. Наша экспедиция располагалась в гостинице в самом Ступино, и вся группа каждый день ездила оттуда на съемки. Поля, леса, олененок Бэмби бегает туда-сюда…
— Серьезно?
— Да, там были олени и кабаны.
— Как у Коляна в новом сезоне будут развиваться отношения с Лерой?
— Они пришли к той фазе, когда всё есть и ничего нет. А где же главное — куда исчезла искра? У кого же спросить? Может быть, у психотерапевта, у батюшки, у отца или мамы? С этим мы сталкиваемся в ежедневной жизни, и приходим к постоянной работе над собой. И в этом тоже смех — когда пытаешься изменить не себя, а человека и окружение вокруг. И Коля, и Лера стараются все исправить и понимают, как они смешно выглядят на приеме у психотерапевта, куда они попадают по сюжету.
— А что Колян хочет изменить в жене?
— Его бесит не она, а он сам, как и каждого мужчину, который чувствует в себе слабость. Он понимает, что это очень сильно его раздражает, он хочет, чтобы его любимая женщина видела в нем героя, альфа-самца, победителя, охотника, добытчика. И каждый мужчина хочет себя чувствовать именно так. И Коля говорит: «Я хочу, чтобы она восхищалась мной». И через эти слова мне лично стало многое понятно.
«Пермь никогда не уедет из тебя»
— А помните, как всё начиналось? Я про сериал.
— Много лет назад Антон Зайцев, мой близкий друг и сооснователь Good Story Media, а также автор большого количества юмористических хитов, позвонил мне и спросил, не хочу ли я попробовать себя в пилотной серии сериала с рабочим названием «Реальные пацаны». Я тогда преподавал английский язык где-то за городом в детском лагере. И я сразу же сказал «Конечно же, Антон, я хочу себя попробовать и готов выехать прямо сейчас». Вот таким образом я попал в сериал. Антон уже тогда понимал, что это будут Антон, Вова, Марина, Армен и Колян. Все эти люди у него были, но не хватало Леры. И мы долго-долго ее искали. Отсняли первую серию, показали ее на канале и даже не стали переснимать, потому что это было так фактурно, что оставили.
Антон Зайцев — автор идеи и генеральный продюсер сериала «Реальные пацаны», сооснователь Good Story Media. Сценарист и продюсер многих сериалов: «Патриот», «Кафе «Куба», «Праздники» и другие. Родился в Перми.
— Почему для этой комедии выбрали псевдодокументальный жанр? Снятый в таком стиле сериал «Офис» (16+) к тому времени уже получил успех на западе, но этот жанр был новым для российского зрителя.
— Его не выбирали, его создал Антон из различных вещей, соткал такой продукт. Ему всегда что-то нравилось в западных юмористических сериалах. Когда человек очень много смотрит, читает, и если при этом он еще и талантлив, то у него в итоге выходит свой собственный «винегрет». В итоге получился вот такой проект. Да, я наблюдал уже подобные ходы в западных фильмах — например, с профайлами, которые ведет «опорный» персонаж. Да, этот жанр можно назвать оригинальным для нашего российского телевидения.
— Есть какие-то фразы Коли из фильма, которые перешли к вам в реальную жизнь?
— Можно уехать из Перми в любую точку на нашей планеты, но Пермь никогда не уедет из тебя. Это надо понимать, осознавать и ценить. Сохранить в себе эту непосредственность, это ребячество, эту детскость, эту любовь к себе самому. Так, это словоблудие все время уводит от главного вопроса…
— Я спросила про фразочки от Коляна, вы ведь уже давно с ним живете.
— Да многие! Мы же так и говорим, то есть мы насыщаем наших персонажей.
— Есть такой любопытный факт в вашей биографии — вы писали стихи. А сейчас пишете?
— Я никогда не писал стихов. Стихи были банальной случайностью. Я тогда был со своим близким другом Майклом Керинсом. И балуясь, написал несколько четверостиший, а он, также же легко и шутя, их взял и отдал коллегам перевести на десятки языков. Вот так, с шутки на шутку…
В 2002 году, когда Николай Наумов учился в Пермском педагогическом институте на факультет иностранных языков, ему как студенту поручили встретить в Москве и сопроводить до Перми шотландского писателя Майкла Керинса. В поезде они разговорились, и писатель попросил Николая написать стихотворение на английском языке. Тот написал стихотворение «Я не поэт». Майкл Керинс настолько впечатлился результатом, что взял стихотворение с собой в Шотландию, где переводчики-любители перевели его на 46 языков. В итоге получилась целая книга под названием Mother Tongue («Родной язык»). Она вышла тиражом 500 экземпляров и была быстро распродана. А на вырученные деньги Николай и Майкл создали премию для пермских студентов-переводчиков.
«На его вере, надежде и любви стоит многонациональный российский народ»
— Вы устаете от людей, которые ассоциируют вас с вашим героем? Часто на улице слышите «Эй, Колян!»?
— Если я в силу слабости своей человеческой натуры и усталости допускаю по отношению к абсолютно незащищенному человеку какую-то ехидную шуточку или как-то подколку, мне потом очень плохо. Он даже может не понять, но мне потом действительно становится не по себе. Поэтому я решил, что уж лучше я по-честному буду до конца отвечать человеку, делать, что он от меня хочет и как хочет. В пределах разумного, естественно.
— В новом сезоне много будет смешного?
— Да! Как сказал когда-то, еще во времена КВН Юлий Гусман, «вы задали такую планку юмора, что вам придется сейчас, как бы сложно не было, ей соответствовать». Так и здесь. Ты либо уходи, либо оставайся и делай лучше. Каждый сезон мне было страшно — как же это так? Спрашивая своих близких и друзей, того же Сашу Синегузова или Антона Зайцева по этому поводу, я получал очень важный ответ: «Мне смешно».
— Как заранее понимаете, что это будет смешно? На себе проверяете?
— Зритель не знает, что он хочет, и мы не знаем, как ему угодить. Если мы будем идти на поводу у зрителя, ничем хорошим это не закончится. Тут нет никакого рецепта. Ты чувствуешь юмор и пытаешься его донести людям. Важно, чтобы это было смешно и понятно не только авторам, даже если их двое или трое, а всем. Мы же делаем юмор для людей. Если мы втроем ржем над шутками, а потом выходим в зал, и никто не смеется, мы осознаем свою ошибку. И имея такой опыт, при последующем построении юмора, мы ориентируемся уже на него. И мы уже понимаем, что шутка о мультике, который мы когда-то смотрели, не может быть смешной для всех. Но всегда есть что-то общее, над чем мы можем смеяться вместе — например, над конъюнктурными темами, а еще есть вечные темы — любовь и смерть, отец и мама. Поэтому юмор — это, наверное, совестный такой, мучительный путь со зрителем.
— Кстати, наверное, так же — путем каких-то проб, было и с первыми сериями «Реальных пацанов»?
— Когда мы создавали первый сезон «пацанов», то не знали, как будет реагировать зритель, поэтому реально испытывали какой-то «страх в Лас-Вегасе». Мы стояли на лезвии и понимали, что это будет «либо грудь в крестах, либо голова в кустах». Тогда мы поехали в Питер с тогдашним генеральным продюсером ТНТ Александром Дулерайном и Антоном Зайцевым. Показали две серии питерскому бомонду, а они и говорят «Это что? Это куда? Это как?» Тогда мы показали им третью серию — а это тот момент, когда тебе либо удается зацепить зрителя, либо уже нет.
— И что, этому бомонду был понятен юмор на третьей серии?
— Нет, потому что наш зритель оказался другим. Например, когда мы пытались снимать сезоны в угоду мегаполису, Москвы, городов-миллионников, сериал у этих городов поднялся в рейтинге, но у всей России просел. И тогда мы поняли, что снимаем для народа.
— В сериале больше пермской тематики, почему он стал популярен по всей России?
— Эти шутки понятны как в Сибири, на Западном Урале, так и в Калининграде или Владивостоке. У нас была возможность поездить с гастролями и понять, что этот юмор, а также персонажей, понимают и принимают.
— В этом, наверное, и причина такого многолетнего успеха?
— Думаю, мы успешны, потому что каждый человек отождествляет себя с персонажами. Мы видим их вокруг себя каждый день в жизни. Например, в любом регионе понятен такой персонаж как Эдик — собирательный образ такого трусливого мужчинки, который хочет, чтобы были денежки, модельки, шоколадки вокруг, и больше ничего. А есть Володя — с потрясающим глубочайшим внутренним миром, он может победить дракона, но плакать из-за мышки.
— А Колян?
— Колян это такой наш Иван-дурак.
— Вы бы сами с ним подружились?
— Конечно. Думаю, что на таких Колянах мы и держимся. На его вере, надежде и любви стоит многонациональный российский народ.
— А Колян может чему-нибудь научить?
— А он все время учит. У нас в конце каждой серии Николай делает такую рефлексию, если хотите. По драматургии каждой серии запланирован какой-то отчет, анализ. И Николай в зависимости от того, какие проблемы были поставлены в начале серии, говорит «А вы знаете, что я сегодня понял?» И простым языком объясняет очень сложные вещи, сложную психологическую терапевтическую мысль — как веревочке не виться, все равно будет так и так. Он говорит какую-то бытовую мудрость, которая и так была всем понятной, но она становится еще более очевидной после того, как он наделал все эти ошибки, попробовал все пути решения этой ситуации, пришел к самому началу и сказал «Ну блин, вот так короче». Это смешно, мило, глупо, но понятно всем. И так появляется легкость. Но она рождается из огромного количества сложных вещей.
— На вашей киноплощадке все так заботятся друг о друге. Круто!
— На нашей площадке прекрасно то, что люди любят друг друга. Зритель видит только трех человек в кадре, но не видит 124 человека, которые обеспечивают их успех. Это очень важно осознавать. Ребята стараются не обидеть друг друга, хотя это нелегко, когда общаешься плотно и часто, как в семье. И ведь больше всего нас может задеть, обидеть именно близкий, родной человек — жена, брат, сестра. Но если ты перетерпишь две секундочки, то будет гораздо лучше. Мы здесь и стараемся терпеть, любить, созидать. Как у нас это получается, судить зрителю, который вот уже на протяжение 12 лет нас смотрит. Кстати, столько лет и моей дочери.
Посмотреть репортаж со съемок «Реальных пацанов», на которых мы брали это интервью, можно по ссылке (там тоже много фото). Кстати, этим летом Николай Наумов был звездным гостем Народной премии 59.RU.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.