23 мая состоялась всероссийская премьера супергеройского боевика «Майор Гром: Игра» (16+) — третьей части серии фильмов о питерском полицейском Игоре Громе. Наша журналистка посмотрела фильм и в этом тексте поделится своими впечатлениями. Осторожно, могут быть спойлеры!
Хочу начать с того, что комиксы издательства «Bubble» о супергеройских приключениях Игоря Грома я не читала, поэтому судить о том, насколько соответствует фильм первоисточнику, не берусь. Да простят меня верные поклонники! Но я смотрела предыдущие фильмы, поэтому знакома со вселенной и героями, которые мне, как и многим, очень полюбились еще с первой части.
Действие фильма «Майор Гром: Игра» разворачивается спустя год после событий первого фильма, в котором Игорь Гром в исполнении Тихона Жизневского одержал победу над Чумным Доктором — гением, миллиардером и филантропом Сергеем Разумовским (Сергей Горошко), решившим вершить изощренный самосуд над преступниками Санкт-Петербурга. Для жителей города Игорь стал настоящим героем и символом торжества справедливости и приобрел какую-то повальную популярность: с его лицом выпускают мерч, ему устанавливают памятник, про него пишут книги, рисуют комиксы и даже снимают фильм.
Только начало фильма, а Игорь и его напарник, лейтенант Дима Дубин (Александр Сетейкин), уже попали в заварушку: заключенные в Центральной тюрьме Санкт-Петербурга организовали бунт. Во главе этого восстания встал Дядя — глава преступной банды, которого сыграл стендап-комик Евгений Чебатков. Отдельно хочется сказать про юмориста, потому что, хоть его роль в фильме и экранное время не очень большие, на меня он произвел сильное впечатление. Лысый, весь в шрамах и наколках матерый преступник с безумным смехом и жестокими шутками — не самый привычный образ Чебаткова. Он даже немного напомнил Джокера Джареда Лето, только без характерного грима.
Гром и Дубин (основной удар на себя, конечно, принял Гром) подавляют бунт и освобождают заложников. И уже в этой сцене видно, что лейтенант заметно изменился с предыдущей части, в которой он был неопытным полицейским-новобранцем. Действия Дубина стали более точными и решительными, он спокойно использует оружие и бьется с противниками. В этой части он в большей степени проявляет себя как самостоятельный персонаж, нежели просто подручный главного супергероя: он ведет самостоятельное расследование, разгадывает тайны и даже принимает на себя роль лидера. Но всё же сохраняет привычки мальчика-ботаника, что придает ему даже больше шарма. Дима Дубин в этом фильме, что называется, настоящий краш.
После победы над Чумным доктором, Игорь становится не просто популярной, но и публичной личностью. И с этой самой новоприобретенной против его воли публичностью он не может, да и не хочет справляться: он не пользуется социальными сетями, неохотно и редко общается с прессой и поклонниками. Это просто не в его характере, да и своим известным именем в «корыстных» целях он, кажется, воспользовался всего один раз. Когда бронировал столик в каком-то крутом ресторане для свидания со своей девушкой Юлей Пчелкиной, роль которой вновь исполнила Любовь Аксенова. Она пытается помочь Игорю научиться быть этой самой «публичной личностью» и поддерживать свой имидж. Вот только главный герой ее не особо слушает и на протяжении всего фильма собственными руками рушит свой образ героя в глазах всего Санкт-Петербурга.
Если говорить об отношениях между Юлей и Игорем, то лично мне очень не хватило их как пары. Между Жизневским и Аксеновой правда чувствуется эта самая романтическая химия, да и заинтересованность их героев друг в друге была заметна еще в первом фильме: что Игорь, что Юля крайне дорожат друг другом и своими отношениями — во многом это одна из составляющих их личных конфликтов в фильме. Но всё же за кадром как будто остался огромный пласт истории становления их пары: как они осознали симпатию друг к другу? Когда начали встречаться? Как Игорь позвал Юлю на первое свидание? И подобное, и подобное. Хотя, может, я требую слишком много от кинокомикса, целевой аудиторией которого явно не являются любители романтических мелодрам.
Юля же, как кажется поначалу, как-то потеряла свой дерзкий образ независимой журналистки, которая в любую дырку залезет (законно или не очень) ради того, чтобы докопаться до истины. Это ушло на задний план в угоду новой роли Пчелкиной — спутницы майора Грома и его неформального пресс-атташе (хотя сама Юля отрицает, что это так). Отчасти в этом и заключается ее сюжетная линия в фильме — вернуться к истокам своего профессионального призвания. Любовь Аксенова во второй раз успешно показала крутость, упертость и принципиальность своего персонажа. А вот совместная сцена с Константином Хабенским, который сыграл психиатра Вениамина Рубинштейна, заставила мою кожу покрыться мурашками от напряжения — Аксенова сыграла в ней очень правдоподобно. Хотя на протяжении всего фильма я не могла отделаться от мысли, что на ней слишком очевидный парик.
Еще хочу отметить легендарного Константина Хабенского — у него не очень много хронометража в фильме, но каждый момент, когда объектив камеры был направлен на актера, он использовал его на все сто.
Сначала кажется, что главный конфликт фильма — люди против технологий. В Центральное управление полиции Санкт-Петербурга прибывает генерал-лейтенант из Москвы Мария Архипова (в исполнении Ольги Сутуловой), чтобы провести технологическую реформу полиции и сократить большую часть сотрудников, заменив их на дронов. Их производителем оказывается Holt International, компания-создатель костюма Чумного Доктора, а руководит ей молодой Август ван дер Хольт (Матвей Лыков). Что Архипова, что Хольт выглядят прямо типично по-злодейски. Генерал-лейтенант очень похожа на типичную киношную стерву: у нее прямое светлое каре, макияж с красной помадой на губах и она всегда ходит в строгом костюме. Такая холодная, чуть-чуть злая красотка. А внешность актера Матвея Лыкова отлично вписалась в образ Хольта, хотя бы потому, что он сам по себе похож на немца: весь такой острый, с прямой спиной и явным чувством собственного превосходства. Но мне показалось забавным, что его немецкий акцент то появляется, когда он говорит по-русски, то пропадает. Хотя это происходит не особо часто.
Сам по себе фильм даже более мрачный, чем «Майор Гром: Чумной доктор» (16+) — в нем меньше юмора и он больше сосредотачивается на психологических переживаниях Грома: его противник давит на самое уязвимые места Игоря — жажду справедливости, упертость и самонадеянность. Даже в начальных титрах, выполненных в уже фирменном 3D-стиле, статуя майора Грома держит на своих плечах весь Санкт-Петербург.
Еще первая часть показала, что Игорь — единоличник. Ему намного комфортнее и удобнее действовать и принимать решения одному, чем виртуозно пользуется главный злодей этой части, подстраивая одну неудачу Грома за другой. И несмотря на то, что, казалось бы, события первого фильма показали ему, как важно работать в команде, в «Игре» статус народного героя заставил Грома взвалить на себя неподъемную ответственность за весь город и самонадеянно думать, что он сможет в одиночку спасти абсолютно всех. И заплатил за это огромную цену. А горожане в какой-то момент задаются вопросом: «А почему народный герой Игорь Гром не предотвратил все эти беды?».
В полной мере в фильме раскрываются и отношения между главным героем и генералом-полковником Прокопенко (его вновь сыграл Алексей Маклаков), который является для Грома настоящей отцовской фигурой. И который настолько верит в Игоря, что в какой-то момент оставляет свою работу и карьеру позади. Уходя в отставку, Прокопенко говорит: «жертвуем одной фигурой, а выигрываем целую партию». Эти слова можно отнести к тому, что в глазах общественности кто-то должен понести наказание за фатальные оплошности майора. А может они намекают и на то, что если бы Игорь был не таким упертым и самонадеянным, всех жертв удалось бы избежать. Во время одной, особо тяжелой, совместной сцены героев я плакала вместе со всем залом.
В общем-то хороший и целостный сюжет фильма сопровождается отличной операторской работой, которая сумела передать не только крутую хореографию эпичных боевок, но и виды знакомого нам, но и при этом какого-то чужого, настрадавшегося Санкт-Петербурга. А еще радует грамотно подобранный плейлист: в самом конце, например, очень символично играет песня Виктора Цоя «Последний герой». Так что, мне кажется, «Bubble» сняли классный летний блокбастер, который было здорово посмотреть.
Ранее мы делились мнением нашей журналистки о фильме «Фрау», который сняли в Перми.
Согласны с автором?
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.