В Пермь привезли «Знамя над Рейхстагом»

Поделиться

«Завтра была война», «Дорога на Берлин», «Знамя над Рейхстагом» – эти фронтовые снимки видел хотя бы раз в жизни каждый, но мало кто знает автора. В Перми открылась выставка фотографа ТАСС, самого известного летописца войны Евгения Халдея. Всю войну он прошел с фотоаппаратом в руках, его кадры были представлены в качестве обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.

С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом Евгений Халдей прошагал от Москвы до Берлина. Фронтовые фотокорреспонденты были в таких же условиях, что и пехотинцы, и моряки, и летчики. На их касках не было надписи «ПРЕССА», зачастую и касок никаких не было. Увидеть войну глазами фотографа теперь могут и пермяки.

«Он прошагал все дороги войны: Москва, Мурманск, Одесса, Севастополь, Варшава, Берлин, – говорит куратор выставки «Путь к Победе» Константин Рычин. – Его дочь, Анна Халдей, вспоминает, что он оказывался временами даже в более сложных условиях, чем солдаты. Например, чтобы снять, как летят самолеты, Евгений Халдей забирался на бомболюк. Это просто потрясающе, с каких ракурсов ему удавалось делать снимки, учитывая, что аппаратуры такой, как сейчас, тогда не было».

Благодаря Евгению Халдею мы знаем, как выглядел последний мирный день – 21 июня 1941 года. Сделан снимок в одном из наиболее известных лермонтовских мест – Тарханах. На фоне закатного неба стоит женщина. Следующий снимок экспозиции датирован 22 июня, когда вся страна замерла от страшного известия.

«Это – единственный снимок начала войны, сделанный именно 22 июня. В этот день Евгений Халдей был в Москве, – рассказывает Константин Рычин. – Он увидел, как на улице начинают собираться люди и сбежал вниз, чтобы узнать, в чем дело. Так этот момент остался на века».

Снимок «Заполярье. Олень Яша» давно стал классикой военной фотографии. Этого настоящего оленя посреди настоящей бомбежки Евгений Халдей снял в Мурманске в 1942 году. На зенитную батарею к солдатам олень прибежал из тундры, так и прижился. Бойцы всю войну его подкармливали, дали ему имя Яша. Потом, когда война закончилась и батарею свернули, Яша долго бежал следом за машинами, словно не понимая, почему его оставляют.

Снимал Халдей рядовых и героев, военачальников и политических деятелей – Сталина, Черчилля и Рузвельта на Ялтинской конференции. Его снимки были представлены в качестве обвинительных документов на Нюрнбергском процессе. Но эти фотографии не вошли в экспозицию. Зато здесь есть самая известная фотография Евгения Халдея – «Знамя над Берлином». Снимок легендарный, один из «фейков» Второй мировой войны, как сказали бы сейчас. Дело в том, что здесь и знамя – не знамя, а просто красная скатерть, и сделан снимок лишь на следующий день после официального водружения знамени над Берлином. Но главное в этом самосочиненном снимке – настроение.

«Этот снимок облетел весь мир, есть во всех хрестоматиях, учебниках, словом, во всей литературе, посвященной войне, – говорит куратор выставки. – Скатерти Халдей взял в столовой ТАСС, у него давно была мечта сделать снимок знамени над Берлином. Рядом с Рейхстагом еще шли бои, и Халдей попросил трех встречных солдат помочь ему водрузить флаг на крышу. Сам фотограф стоял на самом краю и все щелкал, щелкал, щелкал. Фотографию еще ретушировать пришлось, потому что у одного из бойцов на руках оказались двое часов. Редактура не могла допустить, чтобы советских солдат обвинили мародерстве. Так что вторые часы пришлось сцарапывать булавкой. В таком виде фотография везде и печаталась».

Вспомнить легендарные снимки Евгения Халдея можно до 30 июня. Правда место для такой выставки необычное – Парк Горького. Экспозиция разместилась в солдатской палатке, историю войны в 70 снимках увидела съемочная группа 59.ru.

 

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    12 мая 2015 в 16:04

    Мне - 40, сыну - 14, оба в сознательном уже возрасте, парад прошел, поздравили бабулю, она повспоминала, мы послушали, пошли смотреть с соответствующим настроем. Когнитивный диссонанс возник у входа в палатку, когда нам вручили... "Волшебные примусы"! Это такие фонари, с которыми надо смотреть фото, т.к. света в палатке нет. Не мне судить организаторов, но подписи под фото ребенок даже в очках при включенном на полную мощность "примусе" читал, возя носом по картону... Вопрос: насколько это удобно для пожилых людей, которые, скорее всего, тоже не слишком хорошо видят? Ладно, посмотрели, прониклись - по поводу содержания выставки никаких претензий - слезы на глазах. И тут же на выходе - ряженый солдатик, шутки-прибаутки, фото, стрельба из лука... Даже ребенка покоробило, хотя нынешние подростки все это намного проще воспринимают. Или я неправа?

    7 мая 2015 в 20:20

    Как-то некорректно фотографию «Знамя над Берлином» называть фейком.