Весной 2020-го из-за коронавируса в детские дома перестали пускать потенциальных мам и пап. Контактировать с детьми могли только сотрудники, да и те должны были работать вахтами, чтобы минимизировать риски заражения. Мы узнали, как сейчас работают учреждения для детей, которые по разным причинам остались без заботы родителей, и можно ли в период пандемии принять ребенка в семью.
Вахтовый метод работы и «красная» зона
О ситуации с устройством детей в семьи нам рассказала заместитель министра социального развития Пермского края Надежда Подъянова. По ее словам, в регионе 12 организаций, где живут дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Официально наименование «детский дом» сейчас не используют. 9 из 12 учреждений — это центры помощи детям, два — дома-интернаты для детей с инвалидностью. Также в регионе есть социально-реабилитационный центр. Суммарно в них живут порядка 1200 детей. Среди них есть ребята, у которых нет родителей, и те, чьи мамы и папы по разным причинам не могут заниматься их воспитанием: ведут асоциальный образ жизни, отбывают наказание, проходят длительное лечение в больнице и так далее.
По словам замминистра, в период пандемии все учреждения продолжают работу, но в формате, который немного отличается от обычного. Так, с апреля сотрудников перевели на вахтовый режим работы: две недели они проводили с воспитанниками, две — дома. После этого цикл повторяли. Перед тем как вернуться в учреждение, все работники сдавали тесты на коронавирус. Сейчас вахтовая система сохраняется только в домах-интернатах для детей-инвалидов.
Благодаря такой осторожности в учреждениях удалось избежать многочисленных массовых вспышек коронавируса. Была только одна — в Рудничном доме-интернате. Там пришлось создать «красную» зону, похожую на те, что организуют в больницах. Сотрудники дома-интерната работали в специальных костюмах, а помещения разделили на «чистые» и «грязные» зоны.
Часть заболевших детей отправили в больницы, но основная масса осталась в учреждении. На данный момент ребята из Рудничного выздоровели. Благополучно закончились и единичные случаи в других учреждениях.
Как коронавирус повлиял на наполняемость учреждений
В 2020 году дети продолжали поступать в учреждения, но не чаще, чем раньше. По данным Минсоцразвития, за 12 месяцев в центры помощи, дома-интернаты и социально-реабилитационный центр поместили 1398 детей. Годом ранее этот показатель был больше — 1800 детей. В министерстве отсутствие роста в непростой для многих семей период пандемии связывают с активной работой по профилактике.
— На базе наших учреждений работают службы сопровождения семей, в которых есть психологи, соцработники, юристы, — рассказала 59.RU Надежда Подъянова. — Они проводят работу с семьями в социально опасном положении, беременными, которые относятся к группе риска, замещающими семьями. Специалисты не прекращали ее, даже когда ситуация с коронавирусом была максимально серьезной. С соблюдением всех мер безопасности они выходили в семьи, чтобы узнать, как идут дела, предложить помощь. В некоторых случаях семьи не открывали, потому что боялись лишних контактов. Но даже через дверь убедиться, что дети дома, накормлены, родители трезвые, печь истоплена, было очень важно.
О карантине и семейно-воспитательных группах
Если ребенок все-таки попал в учреждение, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, ему нужно две недели провести в приемном отделении. Это такая же группа, как и все остальные, отличие только в том, что дети из нее не могут свободно контактировать с ребятами из других групп.
— За время, проведенное в приемном отделении, дети проходят базовое обследование, за их состоянием следят медики. Если есть показания — симптомы или контакт с заболевшим, воспитанника помещают в изолятор или комнату заболевшего ребенка. Затем ему делают ПЦР-анализ на коронавирус, — объясняет замминистра. — Если коронавирус подтверждается, то ребенка, как правило, отправляют в инфекционную больницу.
Когда становится ясно, что новый воспитанник здоров, его переводят в воспитательную группу. В каждой из таких групп находится максимум 8 детей. Персонал в группах не меняется — за каждой закреплены постоянные воспитатели. В министерстве говорят, что это помогает сделать так, чтобы у детей появились значимые взрослые, к мнению которых они прислушиваются и не боятся поделиться переживаниями.
— С 2016 года идет активная кампания по уходу от учреждений коридорного типа. Мы пытались создать условия, максимально близкие к семейным, и мы это сделали, — делится замминистра. — Каждая из семейно-воспитательных групп организована как обычная квартира. Там есть кухня, спальни, зоны для отдыха и выполнения уроков. В такой группе дети, как и дома, учатся готовить, стирать, гладить. Братья и сестры обязательно находятся вместе, в одной группе, — мы их не разделяем.
Сейчас все ребята школьного возраста ходят в школы, посещают дополнительные занятия — ограничения в этой части, которые из-за коронавируса вводили в прошлом году, сняли. Дистанционно или с приглашенными в учреждение учителями учатся только дети из домов-интернатов для инвалидов.
В Минсоцразвития говорят, что всегда стараются помочь кровной семье, чтобы дети впоследствии могли вернуться туда. Если достичь нужного результата не удается или родных у ребенка нет, ему ищут замещающую семью.
Можно ли стать приемными родителями в период пандемии?
Весной, когда все учреждения для сирот перешли на вахтовый режим работы, кандидатов в приемные родители временно перестали туда пускать. По словам Надежды Подъяновой, в тот период встречи потенциальных родителей с детьми проводили дистанционно. Но процесс передачи в семьи не останавливали. Если люди давали согласие принять конкретного ребенка в семью, то после решения суда или органа опеки (зависит от формы устройства) его им передавали.
— В июне мы начали решать с Минпросвещения РФ вопрос о возобновлении живых встреч потенциальных родителей и детей, предложили вырабатывать совместные решения, — вспоминает замминистра. — Тогда приняли нормы, согласно которым люди, имеющие отношение к деятельности учреждений, могут их посещать. В число таких людей вошли кандидаты в приемные родители, волонтеры, представители организаций, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве. Мы еще раз посмотрели наши меры безопасности и возобновили встречи.
Сейчас, чтобы попасть в центр помощи детям или дом-интернат, нужно надеть маску, пройти термометрию и обработать руки. Встречи будущих мам и пап с детьми проводят только по предварительной записи, а в комнате для знакомств делают генеральную уборку после каждого посещения.
На каких условиях можно принять ребенка в семью?
По данным Минсоцразвития, сейчас в регионе около 10,5 тысячи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 95,1% из них находятся в замещающих семьях, а не в учреждениях.
Принять ребенка в семью можно разными способами: усыновив, взяв под опеку или оформив приемную семью. В случае с усыновлением ребенок юридически становится сыном или дочерью и получает фамилию новых родителей. С точки зрения закона усыновленный ребенок ничем не отличается от кровного — права и обязанности у родителей точно такие же. Те, кто решился на усыновление, не получают никаких регулярных выплат на содержание ребенка.
Ежемесячно деньги на содержание ребенка (от 8557 до 14 228 рублей в зависимости от пола и возраста) выплачивают людям, ставшим опекунами. При опеке взрослые временно исполняют обязанности родителей, но не приобретают такой статус. Опеку могут оформить на себя как родственники ребенка, так и те, кто ими не является.
— Третий вариант — приемная семья. В таком случае приемный родитель заключает договор гражданско-правового характера с территориальным управлением Минсоцразвития и становится его сотрудником. Помимо средств на содержание ребенка, приемный родитель получает вознаграждение за работу.
Базовый размер такого вознаграждения — 4131 рубль в месяц за одного ребенка. В случае с подростками старше 14 лет эту сумму увеличивают на 50%, с детьми-инвалидами — в два раза.
Вне зависимости от формы устройства при принятии ребенка в семью родители получают единовременную выплату в 21 719 рублей. Тем, кто усыновил ребенка с инвалидностью, старше 7 лет, братьев или сестер, выплачивают 165 952,91 рубля. Также в Пермском крае есть единовременная выплата, которую могут получить все усыновители, — 100 тысяч рублей.
Все, кроме усыновителей, юридически не становятся родителями — они временно исполняют их обязанности. Дети остаются на учете в органах опеки, они осуществляют надзор за деятельностью приемных родителей.
Кто может стать приемным родителем и что для этого нужно сделать?
Надежда Подъянова советует начинать путь к принятию ребенка в семью со школы приемных родителей. Она работает на базе Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Занятия проводят в Перми и еще семи крупных территориях края, но при необходимости специалисты выезжают в другие города и поселки. Из-за коронавируса часть занятий проходит дистанционно, но большая часть образовательного процесса всё равно идет очно, с соблюдением всех мер безопасности. Обучение в школе приемных родителей бесплатное, его продолжительность — 66,5 часа.
— Во время обучения специалисты рассказывают о разных психологических аспектах: возрастных особенностях детей, выстраивании детско-родительских отношений. Также они затрагивают правовые моменты, рассматривают разные формы устройства, — перечисляет замминистра. — Иногда в процессе обучения человек понимает, что не рассчитал свои ресурсы и пока не готов быть приемным родителем, иногда выявляются риски будущего возврата ребенка в учреждение. После обучения комиссия с участием психолога решает, может ли человек сейчас быть приемным родителем.
Со свидетельством из школы следует пойти в отдел опеки ТУ Минсоцразвития по своему району (все адреса и номера телефонов есть по ссылке). Там выдадут перечень документов, которые нужно собрать, чтобы стать кандидатом в приемные родители. Основные — медицинское заключение об отсутствии противопоказаний, справка об отсутствии судимости (взять ребенка на воспитание не могут те, кто подвергался уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних или находится под следствием по этим статьям), справка о доходах за 12 месяцев (нужна только в случае усыновления), автобиография, копия свидетельства о браке, согласие членов семьи.
Также специалистам опеки нужно сообщить, где будет жить приемный ребенок. После этого они выйдут на место и составят акт обследования жилищно-бытовых условий.
— Требований по количеству квадратных метров, которое должно приходиться на каждого человека, сейчас нет. Главное, чтобы для ребенка были созданы условия. Например, было место для сна и учебы, — объясняет Надежда Подъянова. — Если дети небольшие или одного пола, они могут жить в одной комнате — отдельные необязательны. Жилье может находиться в собственности или в аренде на длительный срок. Чтобы подтвердить факт аренды, нужно предоставить договор.
Чтобы принять ребенка в семью, не обязательно состоять в браке: детей могут отдать и одиноким родителям.
Ранее мы рассказали о проекте «Требуется мама!». Его волонтеры снимают видеоролики про детей в детдомах, чтобы они нашли родителей.