Пермский психолог Мария Шапошникова, работающая с детьми и семьями, написала колонку про родительское и не только отношение к успешности ребенка в младших классах. По договоренности с автором публикуем эту колонку.
— Каждому хочется, чтобы его ребенок рос успешным, уверенным в себе, имел хорошую самооценку. И здорово, если уже в начальной школе у ребенка всё получается: он хороший ученик, его хвалит учитель, он чувствует свою компетентность. Но как быть, если ребенок не стал лучшим учеником в классе, если, наоборот, плетется где-то в конце? И сколько репетиторов ему ни нанимай, он остается твердым троечником и звезд, по мнению учителя, с неба не хватает.
Родители переживают: неужели он так и будет всю жизнь чувствовать себя неудачником? Возможно, будет, если единственным критерием ценности его личности с вашей стороны останется школьная успеваемость. Но ведь не только за это вы его цените и уважаете, правда? Может быть, ваш ребенок добрый и внимательный, а может, веселый и артистичный или любит помогать по дому и мастер на все руки. Семья может ценить его за это.
Но не только поддержка родителей важна ребенку. Социальное признание тоже является важным фактором в развитии личности и формировании самооценки. Если у ребенка с младших классов не получается добиться успешности в учебе, то постарайтесь создать ему ситуацию успешности в другом месте: спорт, театральная студия, художественная студия, кружок кройки и шитья.
Ребенку, особенно детям младшего школьного возраста, важно, чтобы кто-то, кроме родителей, говорил: «Ты можешь, у тебя получается». Школьнику важно иметь наставника, который признаёт его успехи, который доволен тем, что он делает. И если это не получилось с учителем, то пусть будет тренер, педагог дополнительного образования.
Ведь ребенок школьного возраста получает не только знания, он получает чувство компетентности и веру в собственные силы: я могу слепить глиняный горшок, у меня получается выступать на сцене, я справляюсь с чем-то новым, я способен обретать новые навыки, и значит, справлюсь с этой жизнью.
Итак, если ребенку не даются успехи в школе, ищите возможность успеха в других сферах. Тогда он не будет чувствовать себя неудачником.
Согласны с автором?