Пермский семейный и детский психолог Мария Шапошникова написала колонку о «подростке на диете» — точнее, о причинах, по которым ребенок может отказываться от еды. По договоренности с Марией публикуем ее текст.
— Вопрос от родителей. Подросток ограничивает себя в питании. Надо ли ему это запрещать, контролировать, стоит ли беспокоиться?
Вопросы пищевого поведения не так просты, как кажется на первый взгляд. Иногда попытка контролировать вес говорит о том, что ребенок действительно решил взять ответственность за свое здоровье и внешний вид. Жил себе подросток, не тужил, ел булки с маслом, хот-доги с колой и вдруг задумался, а достаточно ли он красив? Не надо ли ему есть меньше булок? Захотелось ему быть здоровым, стройным, потому что ему важно нравиться мальчикам или девочкам.
И подросток начинает следить за питанием, за одеждой, прической, чистотой тела, начинает регулярно чистить зубы и ухаживать за ногтями. А ведь еще вчера его нельзя было загнать в душ.
Понятно, что такие изменения связаны со стремлением выглядеть презентабельно, конкурентоспособно. И если в глазах подростка вес является важным критерием красоты, то он будет об этом весе заботиться.
Но иногда фиксация на собственном весе и диетах — это более тонкий вопрос. Он может быть симптомом деструктивных межличностных отношений внутри семьи или следствием снижения социальной адаптации подростка, или даже признаком нервно-психического расстройства.
Так, например, у гиперопекающих, гиперконтролирующих, поглощающих родителей единственная возможность для подростка проявить свою волю — это решить, сколько и чего он съест. Подросток внешне пассивный и покладистый, протестует против семейной системы тем, что ограничивает себя в питании. И тут уж, родители, сколько ни контролируйте, у подростка всегда есть способ проявить свою собственную власть, вызвать рвоту или сказать, что поел в школе и прочее. «Да, вы заставляете меня хорошо учиться, ходить в музыкалку и надевать шапку, но есть вы меня не заставите».
Таким образом ребенок символически доказывает свое право на собственное «я», а если это право не признается в широком смысле, то и до анорексии недалеко.
И есть еще много разных тонких причин и нюансов, связующих психологическое состояние и пищевое поведение.
Поэтому, если ребенок просто следит за здоровьем, — это его дело. Но если вы сомневаетесь, если видите, что ваш ребенок неблагополучен в каких-то сферах, или у вас с ним неспокойные отношения, то не стесняйтесь обращаться к психологам и психотерапевтам. Иначе можно пропустить серьезное расстройство пищевого поведения.
Согласны с автором?