«Я сама знаю всю кухню, знаю, что чувствуют дети в этой ситуации» — с этих слов начала свой рассказ на встрече с корреспондентом 59.RU пермячка Марина Бурко. Год назад девушка стала наставником для подростка из детского дома. С подопечным они проводят вместе выходные, но просто уделить время — не цель ее наставничества. Марина помогает Егору (имя изменено. — Прим. ред.) разобраться в планах, желаниях и том, что делать во взрослой, свободной жизни — у парня скоро выпускной. Дело не только благородное, но и очень сложное, в том числе из-за пережитого подопечным и его возраста.
«Наставничество» — проект фонда «Солнечный город», в Пермском крае его релизует фонд "Солнечный круг". Его участники — подростки из детдомов от 12 лет и наставники от 24. Перед тем как стать наставниками, добровольцы заполняют анкеты, проходят тренинги и общаются с психологом. После этого их допускают к персональной встрече с подопечными, которые нуждаются в общении и «большом друге» — так наставников называют в фонде. Наставники помогают подготовиться к жизни после детского дома, поддерживают и участвуют в жизни подопечного.
Этот текст о том, каково это — быть наставником, почему люди на это идут, как к этому готовиться, какие трудности возникают, об ожиданиях и реальности и многом другом.
«Меня никто не ждал»
— Я давно искала такой проект, потому что я знаю всю кухню, знаю, что чувствуют дети в этой ситуации, — говорит Марина. — Тем более это у меня произошло примерно в том же возрасте, что и у моего подопечного — 10–11 лет. У меня не было как такового детдома — я жила просто по семьям, где-то одна, но никому об этом не говорила. И он пытается вырваться оттуда. Нет, там всё хорошо, прилично, комфортно, создают все условия ребятам, но детям важно, чтобы была поддержка.
В семье, где родилась Марина, было четыре ребенка, отец ушел, и мать начала пить. Из-за нестабильной ситуации дома Марине пришлось поменять шесть школ. Когда ей было 14, мама уехала в Москву на заработки. Потом она вернулась в Удмуртию (родина семьи) и через какое-то время умерла, Марина не успела с ней увидеться.
Долгое время девушка жила у знакомых, а по выходным — у сестры в деревне. На какое-то время Марине пришлось переехать к старшему брату, с которым она не поддерживала связь.
— Меня никто не ждал — у всех свои семьи. Где-то полгода мы с братом пытались наладить отношения, мы чужими были. Меня разрывали учителя — я была спокойным ребенком и училась хорошо. Сначала один учитель забрал, но ей было все-таки некомфортно — у нее был мальчик всю жизнь. Ну вот так я потихоньку до 11-го класса дошла и поступила уже тут, в Перми.
«Думали, что идут к детям, а они идут к взрослым детям»
В 25 лет Марина решила, что хочет помогать детям в подобных ситуациях, как-то реализовывать пережитый опыт, но только год назад узнала о проекте «Большой друг» фонда «Солнечный город». Участники этой программы становятся наставниками для детей из детских домов, если они сами этого хотят. Пары подбирает психолог фонда после интервью с обеими сторонами.
Сомнений, участвовать ли в проекте, у Марины не было, но представления, признаётся девушка, поначалу были «сказочные» — хотелось сразу стать лучшими друзьями. Перед наставничеством была подготовка с психологом проекта, сама Марина была готова морально, но не представляла, как всё будет в реальности.
— Есть отличная схема, когда наставники собираются, рассказывают про своих детей — какие проблемы, как решаем. Очень полезно. Я первый раз пришла и выдохнула, что я не одна такая. Думала, может, что-то не так делаю. Психолог у нас отличный — сколько бы наставников ни было, она всем позвонит, всё узнает, в каждого ребенка вникнет, даст совет. Представления у взрослых женщин были другие — думали, что идут к детям, а они идут к взрослым детям. У них уже столько всего на этом веку было! Была наставница, у которой не было ни смертей, ни проблем, и она боялась, что не сможет ничего дать этому человеку. А у меня не было с этим проблем, поэтому мы очень легко с ребятами нашли контакт. Они рассказывают, что у них в голове, не боятся. Им бывает стыдно за своих родителей, я эту тему не затрагиваю — в основном [говорим] про учебу.
— Вам хотелось помочь именно подростку или тому, кто помладше? Почему?
— Почему-то именно мальчику лет пятнадцати, так в голове было. Понятно, когда я приезжаю в детский дом и общаюсь со всеми — всем хочется внимания. Общаюсь и с девочками — с ними сложнее. Они думают, что умные, действительно многое увидели и тебя не слушают, самостоятельные. А мальчики почему-то идут на контакт, хотят помощи, хоть и не просят напрямую.
«Пришлось объяснять, что я не спонсор»
Марина и Егор познакомились в начале 2020 года. Тот день девушка вспоминает как «полный провал».
— Он стеснялся, сел за стол, я начала рассказывать про себя что-то — язык заплетается, руки трясутся, хочется сразу перейти от незнакомого к другу, но так не получится. Он потом говорил, что вообще первых дней не помнит — я настолько была ему чужой, что он даже не слушал. Он не знал, что такое «Большой друг», и пришлось рассказывать, что я не спонсор и не буду тебе подарки дарить.
Чтобы не травмировать ребенка, организаторы программы наставничества вводят запрет на обсуждение прошлого до тех пор, пока подопечный сам об этом не заговорит. Также нельзя задаривать детей подарками.
— Как прошли ваши первые выходные? Расскажите о своих эмоциях и что чувствовали со стороны ребенка.
— Первый день был в детдоме, потом нам разрешили выходить. Мы пошли просто прогуляться по городу, где находится детский дом, и зашли в кафе. Он тогда рассказал про свою семью — мамы и папы нет, но его взяла семья, родная маме, и до 11 лет он не знал, что не их сын. Когда узнал, сказал, что уйдет. Ушел и жалеет об этом. Есть такой закон: если ребенок в 10 лет отказался от семьи, то его туда уже не возвращают. Сейчас и мама еще не хочет — обиделась и считает его неблагодарным. Я была удивлена, что сразу, в первый день, на прогулке он всё это выдал. А в детдоме он вообще не говорит, если хочет, то просит: «Выйдем на улицу».
Позже Марине разрешили забирать Егора в город. Девушка признаётся: тогда она совершила ошибку — многое позволяла подопечному. Например, они ездили на картинг, ходили в VR-клуб, выбирали другие развлечения, но мало общались. Потом началась пандемия — тогда доступ в соцучреждения ограничили, Марина и Егор могли поддерживать общение только по телефону. А когда режим ослабили, говорит девушка, подросток ждал только веселья. Тогда пришлось объяснять, что это стоит немалых денег и общение в отношениях тоже важно. Недавно наставница и подопечный гуляли и разговаривали весь день — такой формат Егору понравился, но он устал от внимания к себе. Юноша — интроверт, и ему больше по душе сидеть дома. Марина решила чередовать досуг на выходных — прогулки с общением и только потом развлечения.
«Ему страшно выходить, хоть он и хочет»
— У нас как-то был разговор про деньги — они же не знают, какие зарплаты, какие налоги. Я поэтому и взяла подростка, потому что хочу помочь ему во всем разобраться. По себе помню, как это было сложно: ты без взрослых, заезжаешь в квартиру и не знаешь, что с этим всем делать. Я его спросила: «Сколько ты хочешь зарабатывать?» Он сказал: «Ну тысяч 30». Я объяснила, что это очень мало. А он: «Ну я всё равно в деревне буду жить». Он боится вырваться, даже недавно сказал, что останется в детском доме воспитателем. Ему страшно выходить, хоть он и хочет. У него нет глобальной мечты, и я с ним это прорабатываю. Предлагаю в Австралию поехать, а он говорит, что не знает. Он даже не задумывается о том, что это реально возможно. У меня самой лет в 14–15 были планы — я хотела стать летчиком, фантазировала, где я буду летать. И мне сказали: «У тебя не получится», принизили немного так. Это были взрослые, даже хорошие люди, но это люди такого порядка — деревенские, которые в принципе сами этого не делают и не хотят. Говорят: «Замуж выйдешь, детей родишь, ипотеку возьмешь». Прекрасная жизнь! Я только к 25 годам поняла, что всё реально, если захотеть. Егору пытаюсь сейчас не навязывать свою точку зрения и сделать так, чтобы он сам к этому пришел. Может, через пару лет он решит, но сейчас он пока не готов к этому.
В разговорах с подростком Марина пытается описывать ситуации, которые могут возникнуть после детского дома. Наставница признаётся, что поначалу Егор не сразу смог смоделировать, что он будет делать в общежитии после выпуска. То, что у подростка нет планов, Марину пугает, но она не сдается и готова помогать подопечному в дальнейшем.
— Я работаю менеджером по продажам в школе массажа, а вообще я биолог-геолог, была микробиологом. Я ему говорю: «Не бойся ничего нового». Я 10 лет работала и потом кардинально сменила сферу деятельности только из-за того, что хочу больше денег. Он знает обо всех изменениях в моей жизни.
«Не нужно иметь "Мерседес", чтобы научить человека каким-то вещам»
С момента первой встречи Егор изменился. Раньше он не интересовался Мариной и просто отвечал на ее вопросы. В то время у девушки резко изменилась жизнь — развод, переезд, покупка собаки, — и тоже очень хотелось рассказать о себе. Тогда Егор не слушал. Месяц назад Марина по совету психолога решилась задать вопрос в лоб, слушает ли он ее или им стоит разойтись. Теперь он каждый раз спрашивает, как у нее дела. Подросток начал переживать и за финансы — во время встреч уточняет, не слишком ли дорого девушке платить за обед.
— Я стала более ответственной. Потому что дети верят не словам, а поступкам — если хочешь, чтобы у твоего ребенка были какие-то определенные качества, будь таким сам. Поэтому я и веду себя немножко по-другому, не только с ним, а в обществе. Раньше была экспрессивной, конфликтной, сейчас спокойнее. Момент с переосмыслением, с разводом — тоже оттуда. Мой бывший муж не был готов к этому всему — принять на себя ответственность за другого человека, поэтому я посмотрела на него с другой стороны. Говорил: «Пока у тебя ничего нет, что ты можешь дать другому человеку» — это странно. Есть мозг, опыт, тело, жизнь. В смысле ничего нет? Не нужно иметь «Мерседес», чтобы научить человека каким-то вещам.
— Не боитесь ли вы, что Егор привяжется, попросит, чтобы вы его забрали?
— Он уже. Но это была не привязанность. В пандемию я его расслабила. Мне было его жаль, что он там один, и я ему звонила, узнавала, как дела. Он подумал: «Она готова на всё». Тоже хитрый, всё понимает. Звонил по ночам со слезами: «Марина, забери меня отсюда, мне плохо здесь». Там всё нормально — он ленивый. Говорит, что на него много наваливают и он не хочет всего этого делать. Вообще ни для кого ничего не хочет делать. Но это пока — он добрый человек, просто у него такой период. Он хочет остаться один, но это невозможно, так как там он в группе и подчиняется общим правилам, хотя не хочет этого. Думал, что если сбежит ко мне, то сразу жизнь будет прекрасна, он не будет никому подчиняться. Я описала ему свою жизнь, и он такой: «О-о-о...» Но, конечно, не поверил, что у меня бы тоже не жил, ноги свесив. Я объяснила, что не готова к опеке и шла как друг. Несколько раз мы это обсудили, вроде бы как он понял. Первый раз он замолчал минут на пять. Сейчас успокоился.
Несмотря на сложности и то, что многие знакомые недоумевали: «Зачем тебе это? Живи для себя!», Марина уже задумывается о втором подопечном. Но не сейчас. Позже, после первого года ПТУ у Егора, когда станет полегче.
Девушку мотивируют примеры других наставников, например, владельца школы робототехники Алексея — у него около пяти подопечных. О нем мы расскажем в следующем материале.
Как стать наставником?
На сайте проекта нужно нажать кнопку «Хочу участвовать».
Далее вы должны заполнить анкету, рассказать о себе.
Позже вас пригласят на два бесплатных тренинга.
Также состоится беседа с психологом проекта.
Параллельно психолог будет общаться с подростками — участниками проекта, выбирая того, с кем вы сойдетесь характерами наверняка.
После подбора пары вас пригласят на встречу с психологом и вашим потенциальным подопечным.
Если вы понравитесь друг другу, то следующий шаг — ваша первая встреча в детском доме.