В Перми чуть меньше месяца работает заведение «ЗБСКофейня», которая уже прославилось на всю страну за счет необычной детали интерьера – на входе в кафе посетителей встречает двухметровый портрет культового киношного маньяка Ганнибала Лектера. Основатели кофейни Илья Поспелов и Александр Овчинников рассказали 59.ru, как начали бизнес почти без денег и как привлекли посетителей скандальной рекламой.
День двух молодых предпринимателей начинается в восемь утра, когда они приходят в кафе и начинают уборку и подготовку ингредиентов для будущей шаурмы. Открывается кафе в десять утра, но самый большой наплыв посетителей – к двум часам дня.
Илья закончил политехнический институт и начал карьеру в общепите, работая в крупном ресторане. Отстажировавшись год, он понял, что рестораны и общепит – не его сфера, и ушел в продажи, где познакомился с Александром. Вместе они работали в сетевом супермаркете электроники. Спустя пять лет другой товарищ Ильи предложил ему открыть свой бизнес – киоск с шаурмой. Целый год молодой человек учился готовить по роликам на YouTube, разрабатывал рецепты идеальных шаверм и экспериментировал с соусами.
– В том заведении тоже была скандальная реклама. Так что этот прием мы уже отработали. На рекламном плакате были изображены полуголый Арнольд Шварценеггер с шаурмой и девушка в купальнике. Мой друг там остался, а я начал свой новый бизнес, используя некоторые приемы. Арнольд охватил только аудиторию Перми, а Лектер прославился на всю Россию, – рассказывает Илья.
Молодой человек поясняет: такая реклама, может, не всем нравится, но она привлекает внимание. Начинается обсуждение, люди передают информацию о кофейне по типу вирусной рекламы.
– Мы решили совместить два несочетаемых формата – профессиональную кофейню и шаурменную – то, что все люди любят. Мы несколько месяцев искали площадку, потому что вообще ничего не было. У этого помещения мы сами нашли председателя, который вывел нас на хозяина, и мы с ним договорились, хотя он даже не успел повесить табличку «сдается» на дверях. Эта ниша уже давно занята, и, чтобы выделиться, нужно было придумать что-то очень крутое. Ведь только рядом с нами несколько крупных заведений, в которых тоже готовят донеры, тортильи и шавермы, – рассказали ребята о том, как начали бизнес.
На месте, где сейчас работает «ЗБСКофейня», в течение десяти лет был продуктовый магазин, а рядом – квартира. Когда молодые люди приехали и увидели на стенах разномастные советские обои, они даже думали оставить все, как есть.
– Увезли две «газели» мусора. Ничего не умели и учились у своих друзей, которые занимаются ремонтом. Два месяца своими силами чинили и ремонтировали, без какого-то дизайнерского плана. Много раз переделывали, ничего не нравилось. Потом в какой-то момент сели и решили все обдумать, потому что надоело переделывать, – вспоминает Александр.
Стена, где сейчас нарисован киногерой, по задумке должна была быть покрыта искусственным газоном.
– Всегда будут люди, которым не понравится, что бы ты им не предлагал. Например, идея с Ганнибалом не понравилась нашему третьему партнеру. Вы не представляете, сколько людей говорили, когда узнали про Ганнибала: «Да зачем вам это, ребята?», «Не пойдет никто». А в итоге все иначе сложилось! – говорит Илья. – Мы консультировались и с ребятами из разных бизнес-групп, бизнес-аудитория одобрила. Они понимают, что это не отпугивает. Интеллектуальный юмор только привлекает внимание, потому что нечасто встречается. Почти сразу решились на Ганнибала, потому что он узнаваем, даже если ты фильмы про него не смотрел.
Рисовал портрет пермский художник Вячеслав Moff, которого порекомендовали ребятам их друзья. Вячеслав получил задание изобразить Ганнибала по картинке, взятой в интернете. Перед этим юноши изучили вопрос с юридической точки зрения и выяснили, что, если на изображении нет адреса и других указаний на местоположение, то картинка будет являться просто элементом интерьера. И даже если актер решит подать в суд, придраться ему будет не к чему.
– Но мы не думаем, что кто-то вообще на нас подаст в суд. Если Энтони Хопкинс узнает об этом месте, он только посмеется. А вообще мы бы даже хотели, чтобы он приехал к нам, но это из разряда несбыточной мечты, – замечает Илья.
Вячеслав нарисовал рисунок площадью два на три метра за четыре часа. Он выполнен в черно-белой гамме, а рядом написан слоган заведения – «Еда, приготовленная с любовью». Художник выложил рисунок в Instagram, но он не привлек внимания. Ребята предложили его одной из местных групп во «ВКонтакте», где его опубликовали на следующие сутки. Решили запостить и на крупном российском юмористическом портале Pikabu, но не знали, будет ли оно иметь успех. Оказалось, что за несколько часов до этого кто-то уже опубликовал на сайте фото с интерьером кофейни и Лектером, и оно начало стремительно набирать популярность.
– С Pikabu уже полетело везде. Реклама, за которую мы не заплатили ни копейки. К нам заходили люди из других районов города, которые целенаправленно искали этот рисунок, – рассказывает Александр.
После того, как о необычном рисунке узнала вся Россия, ребята начали получать различные отзывы. Мнения резко разделились. Одни говорили: «Фу, я бы никогда не пришел в такое заведение, отбивает аппетит», а другие, наоборот, искали по навигатору место, где на стене изображен киногерой, приходили и фотографировались. Часть посетителей нашла это место случайно, помня, что тут много лет подряд был продуктовый магазин. Люди очень удивлялись, увидев необычный дизайн заведения.
В заведении есть свои фишки. Например, ребята повесили зеркала, чтобы Ганнибала было видно в шаурменной из любой точки. А еще тут устраивают акции, например, конкурс на поедание на скорость трех шаверм весом в 600 граммов каждая. Планируется, что в кафе повесят доску «достижений», где будут отмечать всех победителей. Любителей острых ощущений шокируют «болью» – дают попробовать очень острый соус, который ребята привезли из заграницы.
– Чтобы быть успешным, достаточно делать что-то лучше, чем другие. А мы столкнулись с такой проблемой, что люди вообще работать не хотят. Мы готовы предложить деньги поставщикам, а они нас периодически обманывают и не привозят продукты. То же самое с рекламой. У нас пока нет идей для вывески, обратились к дизайнеру в рекламное агентство, но нам сказали – вы приносите готовые материалы, мы вам сделаем вывеску. А разрабатывать никто ничего не захотел, хотя мы готовы были заплатить, – возмущается Александр.
– Правда, – отмечают ребята. – Будь у нас вывеска, когда пошла эта волна популярности, мы бы умерли от перенапряжения. Нам и так приходилось обслуживать очень много гостей. Думаю, за этот месяц мы накормили уже больше тысячи человек, – восторженно предполагает Илья.
Клиенты, которые приходят пообедать, иногда оставляют молодым предпринимателям пожелания, например, сделать стеклянную доску, где можно писать белым маркером, или продавать чай чайниками. В собственных планах у предпринимателей – создание сети заведений «ЗБС». Для важных клиентов, кстати, они расшифровывают название как «заведение большого спроса» или «за барной стойкой». В планах – «ЗБСБар», «ЗБСКлуб» и «ЗБСКальян-бар». У каждого из них будет свой неповторимый интерьер. Ребята не боятся экспериментов и говорят, что для привлечения людей можно использовать все. Например, Илья и Александр очень хотят, чтобы к ним пришел Сергей Шнуров из «Ленинграда» и оценил их шаверму.