Еда обзор

Цены те же или выше, а граммы испаряются. Как «незаметно» меняется масса продуктов, которые мы покупаем в магазинах Перми

Вы знали, что в пачках сливочного масла сейчас 160 граммов, а молоко разливают по 800 миллилитров?

Вы замечали в магазинах, что упаковки многих продуктов стали меньше?

Пачка молока и литр молока — синонимы в нашем сознании, но на самом деле это не одно и то же, ведь в упаковке может быть совсем не литр, а 900 миллилитров или даже меньше. Мы сходили в пермский супермаркет и посмотрели, у каких привычных товаров объем и вес теперь ниже, чем был обычно — и это при том, что цены на них тоже выросли ранее, хоть пока и держатся.

Первое, что привлекло внимание — пельмени. Если упаковки весом в килограмм и попадались, то от местных производителей. Большинство ярких пачек от известных брендов в основном содержит по 700–800 граммов. Вариантов по полкило тоже практически нет — все по 400–450 граммов.

Пачка пельменей весом 750 граммов теперь обычное дело

В отделе с молочкой тоже прошли сокращения. На полках не нашлось ни одной упаковки сливочного масла со стандартным весом в 200 граммов. Вместо них там лежат пачки по 180, 175 и даже 160 граммов.

Эта пачка масла весит всего 160 граммов (а ведь когда-то были по двести!)

Производители молока теперь используют объем упаковки в 1000 миллилитров как конкурентное преимущество. Так, на продукте от маслозавода «Нытвенский» большими буквами написано «Честный литр» (в упаковке действительно 1000 миллилитров). У многих других брендов объем молока меньше. Чаще всего в мягкой упаковке сейчас продают молоко по 0,9 литра, а в бутылках — по 0,8 литра. С картонными пачками ситуация лучше — туда, как правило, как и прежде наливают по одному литру.

Молоко по 900 миллилитров и даже 900 граммов

С кефиром, ряженкой и прочими молочными продуктами схема похожая — там тоже редко можно встретить упаковки по литру. Нередко производители наливают в пачку по 0,8–0,9 литра, а некоторые и вовсе указывают на упаковке не объем, а вес продукта. Так, на пакете с кефиром молкомбината «Кунгурский» указано, что его масса нетто составляет 900 граммов. Учитывая, что плотность кефира больше, чем у воды, объем этой пачки не дотягивает даже до 900 миллилитров.

Молкомбинат «Кунгурский» сейчас указывает на упаковке не объем кефира, а его вес

Яйца в супермаркете продают привычными десятками, но есть и исключения. Например, мы увидели на полке картонные контейнеры, в каждом из которых по 6 яиц. Цена при этом не то, чтобы низкая — по акции за такие деньги иногда можно купить и десяток.

Упаковки яиц по 6 штук

В отделе с крупами рис и греча по килограмму — редкие гости. Упаковки с крупой теперь чаще всего весят по 800–900 граммов. А среди других круп (манки, овсянки, пшена, кукурузной и так далее) встречаются варианты и по 500–700 граммов.

Рис теперь фасуют в упаковки по 800–900 граммов
Хотели купить килограмм гречи? Не выйдет — упаковки по 800 граммов

Подсолнечное масло — еще один продукт, объем которого уменьшился. На полках можно найти как литровые бутылки, так и те, где содержится 800–900 миллилитров. Пусть немного, но сократился объем фруктовых соков и нектаров: часть производителей теперь фасует их в коробки по 0,95–0,97 литра, а не по литру.

В этих бутылках подсолнечного масла не литр, а всего 810 миллилитров
Фруктовый нектар сменил объем не принципиально — на 50 миллилитров

В отделе с шоколадками еще грустнее — примерно в половине случаев плитки не стограммовые, а по 80–90 граммов. При этом на своих похудевших пачках по 80 граммов фабрика «Россия» по-прежнему пишет слоган «Россия — щедрая душа».

«Россия — щедрая душа» написано на упаковке шоколада, но в ней всего 80 граммов

На стеллажах с косметикой внимание привлекло туалетное мыло — кусков по 100 граммов тут практически нет, зато по 90, 80 и 75 граммов — ассортимент. В руке 75-граммовое мыло ощущается существенно меньшим, чем обычное 100-граммовое.

В 2019 году ВЦИОМ провел опрос, по результатам которого выяснили, что уменьшение упаковок при сохранении или даже росте цены на товар заметили 72% респондентов. Три четверти опрошенных считают, что изменение веса и объема продуктов инициируют производители, а 65% считают, что размер пачек уменьшили, чтобы обмануть потребителей. У 60% участников опроса уменьшение упаковок вызывает негативную реакцию.

Преподаватель кафедры «Экономика и финансы» Пермского Политеха Юлия Стародумова говорит, что уменьшение веса товара называют термином «даунсайзинг», а явление, при котором упаковка меньшего веса стоит столько же, сколько стандартная, «шринкфляцией».

— Эти непривычные термины, как и явления, которые они обозначают, появились в 1970-е в США. Маркетологи подумали, что рост цен отпугнет покупателя, а вот незаметное сразу уменьшение веса или количества товара в визуально идентичной упаковке — нет. Покупатели, конечно, замечали уловку, возмущались, а потом привыкли, — объясняет Юлия Стародумова. — Даунсайзингом выгодно заниматься производителям. Уменьшение веса, объема или количества продуктов при сохранении той же розничной цены увеличивает прибыль производителя. В то же время средний потребитель не заметит небольшого сокращения объема. Таким образом, продажи не пострадают. Минусы для потребителя очевидны: он получает меньше товара, а расходы всё равно постоянно растут.

По мнению эксперта, с помощью шринкфляции (то есть отсутствия разницы в цене между упаковкой разного размера) производители и торговцы пытаются сделать для потребителя неочевидным инфляцию и рост цен и тем самым оттянуть неизбежное падение потребительского спроса.

— Впервые в России массово уменьшение объема продукта без изменения упаковки производители начали применять еще во время кризиса 2008–2009 годов, а за последние шесть лет российские производители уменьшили размер упаковок на 7–20%. Уменьшая массу продукта, производители либо незначительно снижали цену, либо сохраняли ее. Для потребителя разница в 5–15 граммов или 30–50 миллилитров несущественна, в отличие от повышения цены, — считает экономист.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем