Город Николай Бухвалов, глава правительства Пермского края: «Каким я был, таким и остался…»

Николай Бухвалов, глава правительства Пермского края: «Каким я был, таким и остался…»

«Занимаясь бизнесом, я обеспечил уровень доходов, который позволяет вести достаточно комфортный образ жизни…» «Мое мнение значимо не потому, что я такой умный, а в связи с занимаемой должностью…» «Я люблю большие машины, но вместе с тем не люблю джипы…»

" src=

Когда я вошел в кабинет главы правительства Николая Бухвалова, он разбирал бумаги. Поприветствовал с улыбкой, но от документов не оторвался. «Генеральная уборка» – подумал я, но развить мысль не успел: премьер закончил наводить порядок неожиданно и был полностью готов к беседе…

Николай Бухвалов стал заместителем губернатора в июле 2004 года. Такое назначение было для пермского истеблишмента и неожиданным и вполне ожидаемым одновременно: недавно заступивший на пост и.о. губернатора Олег Чиркунов формировал свою команду, и его кадровые решения отличались оригинальностью. Николай Бухвалов был известен пермской элите еще с советских времен, когда он занимал ответственные посты в комсомольской организации пермского политеха. Потом, в «бурные» 90-е, тоже оставался на виду. Но политикой и государственным управлением не интересовался. Да и после его назначения замгубернатора никто, наверное, не мог предугадать, что Николай Бухвалов не просто удержится в этом кресле, но станет вторым человеком после Олега Чиркунова, первым в истории Прикамья премьер-министром краевого правительства.

– Николай Ювенальевич, вопрос дежурный, но всегда актуальный: что побудило вас, успешного бизнесмена, так круто изменить судьбу и перейти на государственную службу?

– Если вы помните, еще Абрахам Маслоу говорил, что после того, как человек удовлетворит первичные потребности, он начинает стремиться к самореализации в других сферах, к личностному росту. Занимаясь бизнесом, я обеспечил уровень доходов, который позволяет вести достаточно комфортный образ жизни. В то же время, у каждого бизнеса есть потолок, динамика его развития прогнозируема. Я тогда уже семь лет был генеральным директором ОАО «ЖБК-1» и сознавал, что при должном уровне развития через пять лет мы удвоим объемы производства и т.п. Но все новое, что можно было придумать для завода, по большому счету, я уже придумал. Для самореализации нужно было сменить род деятельности. С апреля по июль 2004 года я работал в экономическом совете при губернаторе, где выступил инициатором разработки предложений по жилищному строительству, в которых впервые была названа цифра в один миллион квадратных метров жилья в год. Тогда Олег Чиркунов сказал: «Ты придумал – ты и реализовывай!», – и пригласил занять пост своего заместителя. Конечно, проще было остаться советником губернатора и не отвечать персонально за результат, но пришлось определяться. Думал довольно долго, но в итоге согласился.

– Было ли это предложение принято при условии стать так или иначе вторым человеком после губернатора в Пермском крае?

– Нет, таких условий не обговаривалось. Первоначально сферой ответственности у меня были строительство и промышленность, затем промышленность была замещена блоком инфраструктуры, зимой состоялось назначение первым заместителем губернатора, и совсем недавно – председателем правительства Пермского края.

– Премьер-министр – фигура более техническая, хозяйственная, нежели публичная, но общаться с большим количеством людей так или иначе необходимо. Долго привыкали к такой общественной нагрузке?

– Если честно, то довольно долго. Я привык решать текущие и стратегические вопросы в кругу своих подчиненных и единомышленников, в тиши кабинета, если хотите. По своей внутренней сути, психологическим установкам я остался директором завода, изменений никаких не произошло, а работа в администрации, хочешь ты того или нет, предполагает публичность. И я не мог понять, что происходит: приезжаю на праздник моторостроителей, ко мне подводят маршала авиации, главкома ВВС, знакомят с ним… Или представляют трижды героя Соцтруда, легендарного конструктора Генриха Новожилова, он со мной беседует, вопросы задает… Я заканчивал факультет авиадвигателей, для меня эти люди – ну просто небожители, а тут они со мной знакомятся… И я понять не мог: жизнь как жизнь была, был директором завода, а тут столько внимания! Все это просто в голове не укладывалось – что же такое произошло! Люди просят высказать свое мнение, дать оценку, журналисты просят комментарии по разным вопросам… Теперь пришло понимание: эта работа предполагает публичность, твое мнение значимо не потому, что ты такой умный, а в связи с занимаемой должностью. И его необходимо довести до жителей края.

– Сложно было такому хозяйственнику наладить взаимоотношения со СМИ?

– Первое время было тяжеловато. Одно дело – говорить в своем кругу, сидя за столом, а другое дело – общаться с журналистами. Порой ведь задают вопрос, ответ на который уже знают загодя, и хотят лишь получить подтверждение. Даже когда журналисты его не получают, они порой вытаскивают из контекста какую-нибудь цитату и представляют в выгодном для себя свете. Сначала я очень переживал по этому поводу, но потом пришло понимание, что нужно думать, что и как говорить, а также стараться разобраться, действительно ли человеку интересно твое мнение, или он просто хочет поймать тебя на крючок.

Вообще мои взаимоотношения со СМИ имеют долгую историю. Был такой случай еще в комсомоле: я провел довольно жесткую оперативку с секретарями факультетов. Сижу я после такого «бурного» совещания, выжат как лимон, как вдруг раздается звонок из газеты «Звезда»: «Как у вас идет подписка на нашу газету?». Я отвечаю честно: да фиг его знает, как идет, у нас, извините, главный печатный орган – «Комсомольская правда», а «Звездой» партком занимается.

На следующий день звонит мне Олег Чиркунов. «Ты «Звезду» читал?» – «Нет!» – «Ну почитай, почитай…». Я открываю газету и вижу на второй полосе огромный заголовок «Секретарь комитета комсомола ППИ Бухвалов понятия не имеет, как идет у него в организации подписка на «Звезду»… Потом мне за это здорово досталось на заседании райкома партии.

– Можете дать номер своего мобильного журналисту?

– Ну, еще ни разу не давал. Во-первых, если надо будет, и так достанут где угодно, а во-вторых, у нас есть пресс-служба. Взаимодействие со СМИ – это отдельная большая отрасль, где должны работать специалисты. Если бы я был политиком, то безусловно бы общался с журналистами более тесно, но у меня нет такой задачи сегодня. Главное – не сказать того, что может быть неправильно истолковано, и тут я надеюсь на помощь пресс-службы.

– Сегодня процесс формирования правительства Пермского края практически завершен. Есть ли вероятность того, что там все же появятся в ближайшей перспективе новые люди?

– Очень надеюсь, что появятся. Одним из немногих своих достижений я считаю привлечение в правительство таких людей, как Алексей Новиков, Александр Кудрявцев, Глеб Даниэлян. Эти люди являются не только моими единомышленниками, они настоящие профессионалы, надеюсь, что они принесут много пользы Пермскому краю. Было приложено немало усилий для того, чтобы привлечь их в структуру исполнительной власти. Государственная служба – сфера очень специфическая, и не каждый успешный бизнесмен может к ней приспособится. Где-то приходится переступать через себя. У меня сегодня нет конкретного списка людей, которых бы хотелось видеть в администрации края и структуре правительства, но так или иначе я постоянно старюсь видеться и общаться с потенциальными кандидатами. Работа эта очень «штучная», и хочется провести ее успешно, чтобы потом можно было гордиться выбранными людьми. Гордится даже после того, как уйду из правительства.

– Не рано собрались на покой?

– Я имел в виду, что эти люди будут работать дольше меня!

– Если говорить о руководителе дорожного комитета Глебе Даниэляне, то он в большей степени менеджер, а не «дорожник». Это сознательная мера – выбор в качестве руководителей управленцев, а не специалистов?

– Когда я приглашал Глеба Даниэляна работать в администрацию, то обзвонил руководителей всех компаний, занятых в дорожном строительстве, и спросил, кто больше нужен на этом посту – менеджер или специалист. С небольшим перевесом победил менеджер. И я рад, что сами дорожники солидарны со мной в данном решении. У нас ведь проблемы-то в основном не технические, а управленческие, в частности, от неправильно и некорректно составленных договоров. Эта отрасль всегда была государственной, и мы теперь стараемся сверху внедрить в ее работу рыночные механизмы.

– По сути премьер-министр должен разбираться во всех сферах региональной жизни. По каким из этих сфер вам больше всего не хватает знаний?

– Конечно, по социальной сфере и работе с муниципалитетами. Я с этими вопросами просто никогда не сталкивался. Экономика, инфраструктура – вот это мое, я этому учился, защищал диссертацию. Наверстываю постепенно кое-что на практике, но все равно мне никогда не стать таким специалистом в здравоохранении, как Анатолий Зубарев. Да таких задач и не ставится: важно понимать общую тенденцию в отрасли и выдерживать правильное направление ее развития.

– Вы следите за политической жизнью в регионе?

– Нет, не особо пристально. Сказывается дефицит времени, да и желания большого нет. Газеты читаю, телевизор смотрю редко.

– А желания стать публичным политиком не возникало?

– Ну, разве что однажды. В 1993 году я баллотировался на пост депутата Государственной думы. Идеологом кампании был Олег Лейбович, тогда вообще подобралась на редкость душевная группа единомышленников. А проиграли мы тогда коммунисту Владимиру Зеленину потому, что не понимали всех тонкостей политической борьбы. Он собрал, если не ошибаюсь, 14% голосов с «левого» фланга, а остальные кандидаты – молодые предприниматели – разделили «правый» электорат между собой, вместо того, чтобы консолидировать силы и выставить единого представителя.

– Жалели, что не удалось стать депутатом?

– Ну, первое время жалел. А сейчас никакого сожаления нет: я начал работать, создал материальную базу, плотный «тыл», который позволяет мне не думать о хлебе насущном и не волноваться о своем будущем. Наверное мои дети сегодня об этом больше волнуются.

– Ну, дети сами себе все заработают.

– Очень на это надеюсь!

– Много сейчас говорится об инвестиционных проектах на территории края. Какие из них, по-вашему, являются наиболее крупными и значимыми?

– Очень крупным проектом является задача по строительству одного миллиона квадратных метров жилья в год. Мы еще два года назад начали работу по продвижению этого проекта, предвосхитив нацпроект федерального центра. В Пермском крае строительная отрасль всегда была менее развита, чем в соседней Свердловской области, у нас как-то традиционно в чести химия и тяжелая промышленность. Но постепенно процесс идет: сдвинулась ситуация в Чайковском, Чусовом, Пермском районе. В самой Перми по ряду политических причин это сделать до последнего момента не удавалось, но сегодня и в краевом центре началось движение в «строительную» сторону.

Мы также долго думали над другими крупными инвестпроектами. В итоге стали исходить из того, какие проекты были задуманы ранее, но нереализованны. Таких оказалось два – Белкомур и атомная электростанция. На тот момент, когда мы решили заниматься этими направлениями, я даже не мог пояснить, почему именно данные проекты нам нужны. Было некое понимание, что раз они уже прорабатывались, есть документация, в которую вложен труд сотен людей, то значит все это было не зря. Потом, если мы реализуем эти проекты, то Пермский край станет совершенно другим. Белкомур, АЭС, алюминиевый завод, целлюлозно-бумажный комбинат – это миллиарды долларов инвестиций, дороги, сотни и тысячи рабочих мест! Это решение проблемы округа Коми. Олег Чиркунов вначале осторожно отнесся к таким предложениям, но потом заинтересовался и включил в свое ежегодное послание. Работа сдвинулась, но она будет очень долгой: 2-3 года – на проектирование, начало строительства, и сдадим еще лет через пять. Может чуть-чуть обидно, что работу по проектам начнет наша команда, а принимать их в эксплуатацию будет другая. Но все мы помним, что решение о строительстве Красавинского моста было принято Геннадием Игумновым, Юрий Трутнев решал вопрос с финансированием, а перерезали ленточку на нем уже мы с Олегом Анатольевичем. Стоит отдать должное и Геннадию Игумнову, и Юрию Трутневу за решимость строить новый мост в то нелегкое время. Быть может, когда будут сдавать АЭС, нас тоже пригласят, вспомнят добрым словом…

– Нет ощущения некоторой усталости от национальных проектов?

– Наверное, есть немного, но я полностью поддерживаю федеральный центр в этом решении и стремлении идти в его реализации до конца. Направления развития определены совершенно правильно, и мы, в свою очередь, заявили о региональных проектах, которые будут неким продолжением проектов национальных. Ну разве что отдельной строкой пойдут строительство дорог и оптимизация расселения. А так все в дополнение: например, из федерального центра идут деньги на развитие ипотеки, а мы за свой счет будем решать проблему ветхого жилья. По образовательному нацпроекту федеральный центр взял на себя финансовую поддержку учителей и инноваций в образовании, мы же – поддержание школ в надлежащем состоянии, их ремонт и строительство новых зданий.

– Сегодня на всех уровнях власти очень популярны занятия спортом. Олег Чиркунов, в отличие от Владимира Путина, не поддался такой модной тенденции. Кто вам тут ближе – президент или губернатор?

– Спорт я очень люблю, и порой жалею, что не могу им заниматься регулярно. Люблю игровые виды спорта: волейбол, футбол, баскетбол…

– Вы ведь долго занимались фехтованием, если не ошибаюсь?

– Да, более 10 лет посвятил этому спорту, получил звание кандидата в мастера, выигрывал первенство области, соревнование российского общества «Буревестник». Да и сегодня товарищи, друзья зовут с собой на ветеранские соревнования, но вот времени все как-то не хватает. Думаю, что рано или поздно я все равно возьму саблю в руки и поеду на какой-нибудь мировой турнир среди ветеранов! К тому времени в возрастной категории старше 75 лет, думаю, мне не будет равных…

– Вы предпочитаете автомобили одной известной шведской марки. Чем обусловлена такая привязанность именно к этим авто?

– Я люблю большие машины, но вместе с тем не люблю джипы. Американские автомобили хороши, но не для наших дорог. А в шведских все устраивает – и салон, и мягкость хода. И какая-то аура особая, спокойная что ли… В моем возрасте машину покупают исходя не из скорости, надежности, маневренности, а просто потому, что она должна приносить удовольствие. Шведские машины – для людей консервативных, уравновешенных, не склонных к эпатажу. От добра добра не ищут: хороши японские машины, да вот дизайн у них какой-то, на мой взгляд однообразный, а в немецких требуется сосредоточенность и скорость. Конечно, все это субъективно…

– Рабочий день у вас наверняка ненормирован?

– Да, меньше 10-12 часов в день проводить на работе не удается. Обычно 5 – 6 часов работаю и в выходные. Правда стараюсь в такие дни назначать встречи, а не сидеть в кабинете.

– Кто является вашим имиджмейкером?

– Жена. Она покупает одежду, выбирает, что нужно, а что нет, я в такие моменты «манекеном» работаю. Но люблю и сам делать «спонтанные» покупки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
«Общественный транспорт здорового человека»: екатеринбурженка позавидовала пермякам, увидев наши трамваи — ее мнение
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Рекомендуем
Объявления