Сан священника отец Константин принял… отказавшись от офицерских погон. Когда-то курсант Остренко учился в Военном авиационном училище в Перми, в Авиагородке, принял присягу, получил звездочки лейтенанта и отправился к месту службы. Но жизнь распорядилась по другому. ВАТу уже нет, но совсем рядом от бывшего военного училища, на краю Бахаревского леса в микрорайоне Нагорный появился храм Святых Царственных страстотерпцев. Церковь здесь одна, и о ней все знают, любой покажет дорогу – храм открыт для каждого человека. И настоятеля храма отца Константина, человека молодого и энергичного, в районе, да и в Перми хорошо знают и уважают. В дни рождественских праздников корреспондент 59.ru встретился и побеседовал с настоятелем храма Святых Царственных страстотерпцев отцом Константином (Остренко). Вот только фотографироваться он при встрече отказался и пригласил всех приходить на службу в храм: «Не такой уж я известный человек, чтобы попадать в объектив фотокамеры. Приходите к нам, в наш приход, здесь и познакомимся».
«Храм Святых Царственных страстотерпцев и приход был открыт в 2002 году, рассказывает отец Константин. – На этом месте хотели строить каменный храм, целый храмовый комплекс. По сути, здесь должно было быть два храма: первый деревянный – временный, а потом каменный, воскресная школа, ремесленные мастерские. В то время главой района был Пастухов Виктор Петрович. И мы это место – Нагорный район – выбрали как место перспективное, живописное, высокое. Духовное место здесь должно быть и будет я надеюсь. Мы к этому прикладываем максимум усилий».
– Много ли сейчас постоянных прихожан?
– Не могу точно сказать сколько, но храма не хватает. Мы сейчас служим две службы в день, раньше служили одну, но прихожане сами обратились с просьбой о совершении двух служб. По нормам храм этот может вмещать не более 50 человек, а реально на службе в воскресный день собираются до 150 человек, а на Пасху стояло более 200 человек. Нужно стоить вместительный храм. Люди, живущие здесь достойны этого. И власти должны обратить на такую проблему внимание.
Это задача не только церкви, а, в первую очередь, тех же властей. Люди православные, исповедующие Христову веру – это люди законопослушные, неужели ж государство в них не заинтересовано?
– Кто стал жертвователем на строительство этого храма?
– В свое время мы обращались к Аркадию Леонидовичу Каменеву, тогда он избирался депутатом по нашему округу. Впрочем, мы ко всем депутатам обращались. Каменев откликнулся, на встрече с избирателями он пообещал, что когда станет главой города, то в Индустриальном районе построит храм. И когда это произошло, он свое обещание в какой-то степени выполнил: помогал в выделении места для храма.
Собственно здание – этот деревянный храм, который когда-то стоял на улице Газеты «Звезда» и постоянно не действовал. Там было что-то вроде мастерской народных промыслов. И когда это место стали расчищать для нового строительства, то часовня помещала, и ее предложили забрать. С помощью фирмы «Алексий» ее перенесли, в этом приняли участие и другие предприятия района. Тогда район возглавлял Новоселов и при его поддержке это было осуществлено. Церковь разобрали, перенесли сюда и установили уже на новом месте. Предполагалось, правда, что она будет другого вида, но были нужны определенные вложения, чтобы ее расширить, сделать немного иной. Но, к сожалению, финансовой помощи так и не последовало, и храм собрали в изначальном виде, а уже после сделали свои улучшения. Церковь в таком виде, в котором она сейчас – уже нашими стараниями. Но, в дальнейшем мы начали воплощать свою идею в жизнь: построили воскресную школу, отстраиваем церковную лавку.
– Внешний облик храма будет меняться?
– Мечты, конечно, есть и надежды. Есть желание, чтобы тут был целый городок: мастерские, кузница, чтобы дети занимались прикладными искусствами, хотим, чтобы был фольклорный ансамбль. Была идея отстроить городок в строгановском стиле. Наподобие Хохловки, но только Хохловка у нас все же музей. А мы хотели, чтобы здесь был старинные устои, быт, чтобы человек мог придти и увидеть все это. Даже название придумали, связанное со старой Пермью – Егошиха. Конечно, в центре должен быть храм, духовное воспитание, культурное, в русском стиле. Но у нас в городе как-то больше хотят видеть парки Юрского периода, динозавров понаставить, нежели что-то реальное.
– Кто же, на ваш взгляд, профинансирует этот проект: администрация, предприниматели, частные лица, епархия?
– У Пермской епархии сейчас очень много масштабных задач. Епархии сейчас очень важно готовить пресвященное, образованное духовенство. В наше время священнику необходимы глубокие догматические знания. Поэтому сейчас епархия очень много усилий прикладывает к тому, чтобы открыть духовное училище, православную гимназию, преобразовать семинарию. Их содержание дорого стоит, а помимо того, необходимо восстановление и реставрация тех храмов, которые есть.
А эта задача должна стоять не только перед церковью. Неужели духовное наследие необходимо только церкви? Это всем миром нужно делать. Я думаю, необходимо создать попечительский совет, попечительский фонд, которые будут этими вопросами, ведать и продвигать эти идеи. Я уже разговаривал на эту тему с главой администрации. Хотя, честно говоря, это чаяния не только мои. Здесь сложился коллектив людей – учителя, директора школ, интеллигенция района – которые пекутся о нашем районе.
Куда у нас в выходной день можно пойти с ребенком? Чтобы сходить в театр ста рублей уже мало, сходить в парк на аттракционы или зоопарк? Но ведь хотелось бы ребенку дать какие-то знания. Есть сейчас у нас кружки, но ведь в основном ситуация такова, что ребенка очень сложно оторвать от компьютера. Ему нужно хотя бы прикоснуться к своей истории, а если мы такой городок организуем, ребенок будет развиваться. Идея ведь заключается не просто в устройстве кружков по интересам – здесь кузница, там рукопашный бой, рядом девочки вяжут или вышивают – а в создании целого города с думой, вече, князем, воеводой. И показать детям старинный русский город, дать возможность изнутри его почувствовать. Такая идея многим может быть интересна.
Но практика показывает, что главным стержнем у нас в городе являются органы власти: главы районов, города, губернатор. У нас храм открыт для всех, но бизнесмены не могут быть вне политики, к сожалению. И бизнесмены делятся на политические лагеря: «Я уже в этот храм не пойду, потому, что в него ходит человек из противоборствующей партии». Так не должно быть. Церковь вне политики. Храм открыт для каждого человека, но пока этого нет в осознании. Поэтом пока сложно сплотиться, консолидироваться. Так что не знаю, кто будет заниматься попечением храма.
– А разве руководство промышленных предприятий, расположенных на территории района, не заинтересовано в строительстве здесь большого храма?
– Мы конечно к ним за помощью не раз обращались. Но мне кажется, здесь должны свою волю проявить власти района. Взять крупные промышленные предприятия – они оказывают значительную помощь церкви. Завод минеральных удобрений восстановил прекрасный собор в Култаево; это стоило больших денег, более того, завод этот храм содержит. Тот же Пермнефтеоргсинтез очень много помогает монастырям. Но у нас есть в районе и другие предприятия, которые могли бы консолидироваться. Но пока этого нет…видно мало молимся.
– Не сложно ли быть настоятелем храма в «спальном» районе, далеко не самом благополучном?
– Я в этом районе живу с 1985 года и не считаю, что наш Индустриальный район неспокойный. Это вопрос, может быть, к милицейским сводкам. Индустриальный район молодой, и строился он в связи с развитием промышленных предприятий. Заводы эти работают до сих пор, и люди тоже продолжают работать. Хотя люди разные приходят, у нас тут рядом рынок, парк. Летом у наст тут люди гуляют …сильно отдыхающие – те, кто любят лишнего выпить, но вопрос мы этот решили очень быстро. При нашем храме есть Свято-Никольское казачье общество, оно занимается охраной храма и патрулированием парка – в этом плане проблем у нас нет. Но если что, приходится увещевать и самому.
А если говорить о храмах, расположенных в центре города… Вот есть проблема колокольного звона: утром звонят в колокола – не всем жителям это нравиться. У нас еще никто не приходил жаловаться. В других храмах: в Кафедральном соборе, Феодосиевской церкви, – люди приходили, говорят: мы спать хотим утром. Так что в этом плане у нас не было проблем.
А вообще раньше в Индустриальном районе бизнес, общественные организации, школы, больницы были в более тесном контакте: раз в месяц собирались советы директоров, где обсуждались все вопросы. Да и сейчас это общение остается. Мы поддерживаем контакты с общественными организациями, которые есть в районе. Вот памятник, посвященный воинам, погибшим в локальных конфликтах, который установлен неподалеку от храма, поставлен благодаря комитету солдатских матерей. Так что у нас жизнь дружная, люди положительно к храму относятся, есть взаимопонимание и отклик.
– А сейчас, на ваш взгляд, какие изменения в обществе происходят?
– Десять лет назад в храм приходили люди старшего, преклонного возраста, сейчас церковь обновляется, все больше молодых людей. И это отрадно – приходит думающая молодежь, люди зрелого возраста – 40-50 лет. Люди, которые приходят в храм Божий, интересуются догматическим учением церкви. Духовное возрождение идет, и надеюсь, будет продолжаться. Если есть интерес – проблема будет решаться.
Сейчас у нас возрождается духовное образование, и назначение правящим архиереем Иринарха – это благо. Владыку просто интересно послушать, у такого человека хочется поучиться. С назначением Иринарха – человека высокообразованного – церковь у нас вышла на другой уровень и по подходам к проповеди, к службе.
– Многие сейчас говорят расслоении общества. Вы это замечаете?
– Не может в обществе быть одного мнения, у каждого своя точка зрения. И православный человек, действительно верующий, никогда не будет превозноситься, думая: «Я в церковь хожу, причащаюсь и я спасусь, а ты грешный человек – не даст Господь тебе спасения». Это заблуждение. Господь любит всех: и грешников и праведников. И Господь говорит: «Пришел для того, чтобы не праведников, а грешников привести к покаянию». Поэтому разделять людей по вероисповеданию или убеждениям – это примитивный взгляд. Такой владыка, как наш, не даст расколоться обществу. Наоборот, сейчас наблюдается движение к миру в обществе, консолидации интеллигенции, бизнеса, общественных организаций. Мы можем решать все наши вопросы, объединившись, а если разделимся, ничего не решим.
– Расскажите о воскресной школе при храме Святых Царственных страстотерпцев
– У нас сейчас занимаются 32 ребенка и 24 взрослых. Школа работает с первого дня работы храма. И первое время у нас даже не было для школы отдельного помещения – мы занимались в храме. А сейчас уже два года у нас есть помещение. У нас есть планы: после завершения строительства церковной лавки планируем расширить воскресную школу – устроить библиотеку и еще один класс. Сейчас пока функционируют два класса, а будет четыре. И заниматься будут не только наши дети, которые в храм ходят, но и все остальные дети Индустриального района, которые желают изучать Закон Божий, церковную историю (в православном аспекте). Преподаватели у нас с семинарским образованием, знающие. Мы даем теоретические знания, которые позволили ребенку бы дальше развиваться.
– А как вы относитесь к введению православия в школах как обязательной дисциплины?
– Я, конечно, положительно к этому отношусь. Но мне кажется, что пока это преждевременно. Мы сейчас сотрудничаем с одной из школ Индустриального района, директор этой школы прихожанин нашего храма. У него было огромное желание, чтобы в руководимой им школе был такой предмет. Но сейчас у нас не хватает духовенства, чтобы этим заниматься. Учить ребенка, а завтра оставить его – тоже не дело. А еще часто у нас бывает, что идея хорошая, а потом – хоть караул кричи.
Сейчас мы открываем общедоступную воскресную школу. Планировали к Рождеству, но обстоятельства помешали. Школа наша будет работать в две смены, сообразно с расписанием уроков в общеобразовательных школах. И все желающие могут придти, что важно, не из-под палки. Придет именно тот человек, который интересуется, кто хочет узнать. Находясь здесь, в храме, мы можем дать не только теоретические знания, ребенок может увидеть жизнь в храме, жизнь православного человека.
– Расскажите о себе, как вы пришли к стезе священника?
– Это неинтересно… честно говоря, не хотелось бы о себе говорить. Господь прикасается к сердцу любого человека– раскрой сердце и иди ему навстречу. Но главное не только обрести Господа, но его в себе удержать.
– Что бы вы хотели пожелать людям в дни больших христианских праздников?
– С Рождеством Христовым! Хотелось бы более всего пожелать любви. Ее так не хватает сейчас. В нашей житейской суете, наших проблемах мы настолько погрязли, что мы уже к нашим близким начинаем относиться, как к партнерам по бизнесу. К друзьям начали избирательно относиться – этот друг хороший, он помогает; к родителям и детям стали относиться как к какой-то обузе. Хотелось, чтобы мы по-другому стали относиться друг к другу. Заповедь Господа – любите друг друга. В этой заповеди очень много кроется. И главное в этой любви Христовой – человек относится к ближнему своему, как к самому себе, к недостаткам ближних – как к своим. Видим грехи своего брата, а то, что мы сами совершаем, порой не замечаем. Хочется, чтобы мы задумались: возлюбить ближнего своего – это все же возлюбить его с недостатками, и тогда мы увидим свои собственные недостатки, будем их замечать, и тогда не будем осуждать своего ближнего, а будем к нему относиться снисходительно. Видимо, этого нам сейчас действительно не хватает.
Сейчас у нас в стране перенимают западную модель семейных отношений. Иногда родители приходят и говорят, что делать, ребенок в общую кассу денег не дает. То есть мы уже перестали детей своих терпеть. Хотелось, чтобы у нас все же осталась жертвенная любовь, которая всегда была присуща русскому человеку.
Хотелось бы пожелать каждому христианской любви, любви, которая не завидует, не превозносится, не гордится и всегда милосердствует.