Разговор об этом романе на форуме teron.ru начался в 2004 году, и тема до сих пор
не умерла. По ходу дискуссии, разумеется, обсудили и другие книги Иванова, и читаемость пермской
литературы в России, и вообще специфику писательской профессии. Споры, например, касались желания
самовыразиться, а также стремления остаться в памяти поколений. Не забыли скрестить шпаги и по поводу
того, чем хорошая литература отличается от плохой, что войдет в классику, и как вообще можно давать оценку
литературному произведению, если вкусы читателей так различны? В общем, много о чем спорили. Но сегодня,
если позволите, мы остановимся на обсуждении романа «Сердце Пармы».
— Поясняю для всех: «Чердынь — княгиня гор» и
«Сердце Пармы» — это один и тот же роман. Когда Иванов продавал права, то
москвичи забоялись слова «Чердынь»: «А что это такое? А вдруг этого никто не
знает?». В общем, присобачили это анатомическое и странное название.
— По поводу «Чердыни» могу добавить, что «Сердце
Пармы» не полая версия, а вот «Чердынь» полная!
Иные придерживались принципа «Краткость — сестра таланта».
— Купила месяц назад, прочитала, ни одной эмоции, отличной от
среднестатистической.
— «Про Пермь»... гыыыы. Знакомые названия по ходу действия...
«Вы чо, чуваки, тама про Пермь»... да уж...
— Мое ИМХО — это настоящая ЛИТЕРАТУРА, которая составляет славу и
гордость современной русской литературы. И потом — это безумно ИНТЕРЕСНО, потому что наше.
Другие не могли сдержать многословного восторга:
— Уф... Дочитал. Я не знаю, талант Иванов или нет, это меня
мало волнует, но само произведение обязательно войдет в историю, если не в российскую, то в историю
Прикамья уж точно. Причем восприятие романа пермяками и не пермяками будет различным. Если последние будут
видеть в нем роман «о ноше русского человека в развитии мировой цивилизации», то пермяки,
скорее всего, будут ценить его за описание неповторимой атмосферы, свойственной пермской земле.
Не зря книга была издана в Перми по указу Трутнева, уж он-то понимал,
что такие произведения поднимают престиж Прикамья получше динозавромонстров и Светки с Жанкой. А уж для
Верхнекамья эта книга вообще должна быть наподобие «Войны и мира» для России (только не надо
шипеть на меня за такое сравнение, я указал лишь аспект влияния произведения на общественную жизнь, не
сравнивая их литературных достоинств).
— Купил книгу Алексея Иванова «Сердце Пармы, или Чердынь —
княгиня гор» (в авторской редакции). Почти 600 страниц прочитал за два с половиной дня.
Интереснейшее чтение. Здорово. Читая роман, особенно описания природы, ландшафтов, мне сразу вспомнилась
моя поездка в Ныроб и Чердынь, незабываемые впечатления, когда нас привели на вершину горы недалеко от
Ныроба, с которой видно огромные просторы Пармы. Места действительное красивейшие, живописные. Захотелось
еще раз съездить туда.
Понял, что практически ничего не знаю о крае, в котором родился и живу. Книга
пробуждает интерес к пермской истории. Возникает чувство гордости за то, что у нас есть такая интересная
история. Поразила, была для меня откровением, негативная оценка игуменом Дионисием деятельности Стефана
Пермского (глава 29). Очень убедительно. Прочитайте книгу обязательно, и не бойтесь лингвистических
трудностей, незнакомых слов. Как кто-то уже писал в этом топике, трудно первые
две-три главы, дальше затягивает и трудно оторваться.
Разумеется, не преминули упомянуть и о недостатках:
— С одной стороны — интересно встретить в раскрученной книге
знакомые географические названия, а с другой — то главный герой сидит в кольчуге на голое тело
(зачем???), то еще что...
Но самое тягостное впечатление произвела абсолютная надуманность некоторых
моментов — переставленные относительно реальных горы, искусственно добавленные персонажи
(насколько я понимаю, у коми-пермяков хумляльтов и ламий нет). Нельзя же так поступать со
своим родным миром! Когда-то Толкин писал, что легко говорить о зеленом солнце, сложно
придумать такой мир, в котором оно будет естественным. «Чердынь...» изобилует «зелеными
солнцами», но я в них так и не поверил.
Проблема в том, что искажения мира у Иванова не являются ляпами, в одном интервью
он даже говорил, что ради сюжета правил географию. Я могу простить авторам, когда они наделяют
исторических персонажей характеристиками, не согласующимися с официальной историей — наше прошлое,
как известно, непредсказуемо, но я не понимаю, зачем добавлять в мир чужеродные ему элементы.
— Я уверена, что он вообще о читателях мало думал, ему, похоже, просто надо
было самовыразиться. Мне очень рекомендовали «Сердце Пармы». Я начала читать — на
первых же страницах непонятные специфические слова, и ни сноски, ни словарика. Такого хамского отношения
со стороны автора мне еще ни разу не встречалось. Ни Семенова, ни другие аналогичные по жанру авторы, себе
такого не позволяют. Книгу чуть с балкона не швырнула. Рекомендатель с трудом уговорил продолжить. Ладно,
прочитала, в дальнейшем тексте и эти «термины» прояснились. Добротная проза, не будь
этого оскорбительного снобизма. А, в общем, не шедевр, нормальный средний уровень, не хуже любых других, и
имеет право на прочтение.
— Обычный пермский писатель. Язык — на троечку.
— Честно говоря, все вокруг прямо пищат от восторга. Иванов-де
такой писатель, талантище! Писатель более чем заурядный — не более того. Смысла-то в
его произведениях никакого! Где мораль? Чему учат нас его книги? Ничему!
— Наверно, не интересна мне история родного края. И лесная магия. И
языческо-христианские заморочки. Не нравятся мне и названия. «Золото бунта, или вниз по
реке теснин», «Сердце Пармы» — чересчур пафосно, на мой взгляд.
Неоднократно звучали и громкие призывы объяснить, что конкретно поклонникам так
нравится в книге?
— Граждане, а может ли кто-нибудь из вас, без снобистких
замашек, без восторженного придыхания и без выкриков типа «сам дурак» объяснить мне, что гениального в произведении А. Иванова «Чердынь — княгиня гор» (оно же «Сердце
Пармы»)? Заметьте, я ведь не спрашиваю — ЧЕМ Вам нравятся его произведения. Я хочу
понять — В ЧЕМ его гениальность?
Сюжет незамысловат. Язык не блистателен. Стиль скучен. Характеры героев плоски.
Тайга, золотая баба, дикие сибирские народы — привет Вячеславу Шишкову. Князья в бревенчатых
избушках, объединение с Русью — привет Дмитрию Балашову. Погибающая в огне туземка с
младенцем — привет Пьеру Лоти.
— Эх, и почему же мне понравилось «Сердце Пармы»? Сюжет
понравился. Язык. Атмосфера книги — я просто окутана была всей этой аурой глухих лесов Пармы,
язычества, лесной магии... Понравились герои, потому что они живые, настоящие...
Могу вам предложить только кусочек текста о книге, под которым полностью готова
подписаться. «Сердце Пармы» — роман терпкий, как густой черный бальзам «Уральское
предгорье», что обычно привозят из Перми в гостинец. Он пронизан древними верованиями
коми-пермяцких племен, жестокостью внедрения христианства, кровавыми походами князей, жилами
и венами привязывавших древнюю Парму к новой, единобожной Руси… Причем взгляд Иванова на внедрение
христианства кажется Лоцману куда как более правдивым, чем благостные изложения житий святых. Может быть,
именно из-за правдивости православная церковь не одобрила книгу, посчитав, что описания
деяний Стефана Пермского или священника Ионы изображены в ней слишком… нецивилизованно. Далекое
прошлое становится весомым, зримым, превращается в день сегодняшний в романе Иванова, влечет,
зовет… Ох, туманно там было, в далекие времена, туманно, нечисто. Ох, влекли к себе заполненные
золотом да самоцветами горы, закутывало колдовство, текла кровушка… Названия, которыми пересыпано
«Сердце Пармы», и сегодня на языке пермяков. Лоцман, проезжая трассу
Екатеринбург-Пермь, не раз замирал сердцем, увидев дорожные указатели: Чердынь, Кукуштан,
Кунгур, Ныроб, Пянтег… Живет, живет сердце Пармы, бьется, тревожится, зовет…».
Но истину в такой субъективной вещи, как литература, найти нельзя. На форуме
справедливо отметили:
— Оценка писателя, по моему скромному разумению, вещь абсолютно субъективная.
Как и все оценки вообще. У каждого есть свои критерии, свои шкалы, свои вкусы, свои пристрастия. Свои
излюбленные жанры, наконец. Вот сообразно всему этому мы оценки и выставляем. Потому как все мы
разные.
Ссылки по теме:
Сайты по теме: