Реставрация казачьего движения в России началась на рубеже 1980-90 годов. Казачество оказалось носителем той самой идеи духовного возрождения России, в которой так остро нуждалась страна после трагического распада советской империи. Современное казачество – это не костюмированные спектакли и ностальгически-ущербное «Боже, царя храни!». Это серьезное социальное движение, действительно несущее в себе духовный ренессанс; а также один из тех путей, который может привести к новому расцвету нации.
Уральские казаки – явление особенное. Первые казаки на Урале появились вместе с отрядом атамана Василия Тимофеевича Аленина – знаменитого Ермака. Казаки были призваны Строгановыми для защиты своих заводов и государственных земель на Западном Урале – здесь проходил рубеж Российского государства. Вторжения со стороны Сибирского ханства, набеги кочевников с юга заставляли первых русских поселенцев на этих землях держать постоянную оборону, и казаки были той силой, которая сдерживала недругов.
В более поздние времена Пермь Великая из порубежной превратилась в срединную землю России, и потому самостоятельного казачьего войска здесь не сложилось, хотя и упоминаются в источниках 1574 года «прикамские казаки» Ивана Нагого. Наибольший урон уральскому (яицкому) казачеству нанесла гражданская война Пугачева, после которого Екатерина II и слышать не хотела о казаках. Однако необходимость охраны восточных и южных границ привела к частичному возрождению казачества…
В 20–30 годы XX столетия в период коллективизации в Прикамье оказались тысячи донских и кубанских казаков, которые были переселены сюда вместе с семьями. Казаки работали на лесозаготовках, в спецпереселенческих колхозах. Много казаков жило в Красновишерском, Чердынском и Соликамском районах…
Начало современному казачеству в Прикамье было положено в конце 1980-х, когда были созданы первые казачьи общества. О современных уральских казаках рассказывает атаман Уральского казачьего войска, генерал-лейтенант Виктор Анатольевич Нефедов.
– Виктор Анатольевич, как вы стали казаком?
– Мой прямой предок – обер-офицер Донского казачьего войска, сотник станицы Кочетовской Филипп Нефедов (родился в 1752 году). Сын Филиппа Нефедова, Алексей, также был сотником, служил на Турецкой границе и участвовал в нескольких военных кампаниях. В 1811 году он был представлен к ордену Святой Анны IV степени – указ подписан фельдмаршалом Барклаем-де-Толли. Так что казачество у меня в крови – в прямом смысле. Просто в советское время об этом нельзя было говорить открыто.
– Как и когда в Прикамье возродилось казачье движение?
– Прикамский отдельный казачий округ был создан в 2001 году по инициативе казаков и при прямой поддержке губернатора Пермской области Юрия Трутнева. С тех пор и ведет свою историю Уральское казачье войско.
– Какие задачи стояли перед казаками тогда?
– На тот момент, так же, как и сейчас, задачи у нас такие: охрана общественного порядка совместно с органами МВД, борьба с терроризмом, ликвидация последствий стихийных бедствий – совместно с МЧС, природоохранная, экологическая деятельность и патриотическое воспитание молодежи, подготовка их к службе в армии. Вот основные задачи, которые сейчас узаконены Федеральным законом о российском казачестве.
– Если честно, ни разу не видел в Перми казаков, патрулирующих улицы…
– Казаки участвуют в рейдах совместно с милицейскими патрулями. В Орджоникидзевском районе, к примеру, казаков можно часто встретить на улицах. В сельской местности, особенно на юге края, казачьи патрули уже давно стали привычным явлением: в Чернушке, Кунгуре, Осе, Куеде – везде казаки тесно взаимодействуют с органами правопорядка. Совсем недавно – месяц не прошел – в Куеде казаки задержали преступников из соседнего региона, которые занимались ночным разбоем.
– По закону оружие казакам положено?
– На патрулирование казаки ходят вместе с милиционерами – зачем оружие? Нагайку разрешено носить.
– Вы упоминаете целые районы, где казачество развито. А есть в Пермском крае казачьи поселения?
– Казачьих поселений у нас нет, как нет и мест компактного проживания казаков. Это на Дону, на Кубани – там казаки живут все вместе испокон веков.
– Вы сказали, что казачье движение у нас больше развито на юге Прикамья. Но там же больше татарско-башкирского населения!
– Мусульмане исстари были в казачестве! Как и буддисты-калмыки, кстати. Казаки – народ веротерпимый.
– Мусульмане, буддисты…Странно.
– Многие об этом не знают – не только вы удивляетесь. Когда мы заключили с пермским муфтиятом договор о взаимной поддержке, мне звонили даже иностранные журналисты из Англии, Франции. Очень их интересовало, какое отношение имеют к казачеству мусульмане. Видимо, русские сами не способны навести порядок у себя в стране, говорят. Я отвечал им: плохо вы знаете историю, господа! Первым в Париж в 1814 году вошел Башкирский мусульманский казачий полк. Даже личная гвардия у императора Николая II была набрана из мусульман-кавказцев – чеченцев, ингушей и других народностей Кавказа. И сейчас у нас в войске есть мусульмане, и когда мы проводим казачьи круги, нас благословит не только православный батюшка, но и мусульманский священнослужитель.
Атаманом Прикамского отдельного казачьего округа Виктор Анатольевич был избран с самого начала образования округа – в феврале 2001 года. Процедура избрания по традиции проходила на большом Круге казаков Прикамья, с соблюдением всех необходимых ритуалов:
«Сам себя казак рекомендовать не имеет права. После выдвижения всех кандидатов им поочередно предоставляется слово для изложения своей программы или самоотвода… Есаулец, стоя слева от него (ред. – кандидата), кладет правую руку на его плечо и спрашивает станицу: «Господа, честное казачество, люб ли вам атаман (имярек)?»
Голосование производилось поднятыми обнаженными клинками (казак, не обладающий полнотою прав, шашки не имел). Набравший большее число считается избранным…»
Четыре века Прикамского казачества / Под ред. С.В. Неганова. Пермь, 2002.
К присяге атамана подводят в буквальном смысле – два пристава ведут его за руки, затем расстегивают на нем мундир, чтобы продемонстрировать казакам нательный крест будущего атамана – доказательство его веры. Затем атаман произносит слова присяги:
«На Христовом животворящем Кресте
На Священном писании присягою
Служить верно, не щадя головы (жизни) и живота (имущества) своего.
Беречь казачью честь, приумножать достояние станицы,
Беречь казаков!
Я ваш отец, вы мои дети!»
– Прикамское отделение казачьих войск уже успело в чем-нибудь отличиться?
– В 2004 году Прикамский отдельный казачий округ был признан одним из лучшим казачьих формирований России. Советник президента России по вопросам казачества, герой России, генерал-полковник Геннадий Трошев наградил округ грамотой, а меня как атамана – именными наручными часами и нагрудным крестом за заслуги перед казачеством II степени. А 7 октября 2006 года казаки со всего Урала собрались на территории Прикамья и приняли решение о создании Уральского казачьего войска. В войско входят семь казацких округов Урала: Екатеринбургский, Челябинский, Кировский, Башкирский, Татарский, Удмуртский, Курганский. Ставкой войска была избрана Пермь. Всего в России на сегодняшний день 12 казачьих войск.
– Чем занимаются казаки в повседневной жизни?
– Тем и занимаются, что в уставе прописано: охраной общественного порядка, воспитанием подрастающего поколения. В Верещагино при православном храме с 2002 года действует кадетская конно-спортивная казачья школа. Ребята учатся верховой езде, джигитовке, духовное воспитание получают. В школе учатся в том числе дети из малообеспеченных семей и те, чьи родители были лишены родительских прав.
О себе, своей семье Виктор Анатольевич говорит неохотно, скупо. Вся его жизнь, все увлечения – все здесь, в казачьем движении. В 2005 году атаману Нефедову присвоено звание генерал-лейтенант Международного казачьего союза, а 25 августа 2007 года атаман был награжден орденом Святого князя Владимира II степени – «За заслуги в возрождении Уральского казачьего войска».
– Занимаются ли казаки проблемой возрождения села?
– Занимаемся. Везде, куда приходят казаки – порядок. Дали нам пруды в Чернушке – теперь в тех прудах рыба есть, приезжай, рыбачь. Сейчас наша большая забота – конезавод в Куеде: уникальный питомник русского тяжеловеса находится на грани выживания. Написали письмо президенту России, чтобы разобрался. И таких примеров множество: мы не просто шашками в поле машем – мы работаем на будущее, реальными делами занимаемся.
– Что бы вы хотели пожелать жителям Прикамья?
– Любить свою родину! Не забывать, что мы живем в России, и быть патриотами своей страны.
Растет Уральское казачье войско. Ширится круг людей, которые тянутся к духовности, проявляют интерес к своим корням. И это вселяет оптимизм: раз есть в стране такие люди, хранители нашей культуры, защитники веры и чести – есть у России и будущее.